Правовые средства активизации деятельности корпоративных субъектов в инновационной сфере
Представлен понятийный, системно-правовой анализ категорий "инновация", "инновационная деятельность". Дается оценка предпринимательской активности в инновационной сфере, рассматриваются виды договоров, используемых в инновационной сфере.
Потребность в активном поиске новых технологий, материалов, методов организации ведения бизнеса и управления им с использованием специалистов более высокой профессиональной подготовленности - характерная черта современного предпринимательства в условиях жесткой конкуренции между участниками соответствующих сегментов рыночной экономики. Указанные нововведения как в отдельности, так и в совокупности в мировой практике чаще всего обозначаются специалистами различного профиля термином "инновации".
Внедрение инноваций в предпринимательскую деятельность в сфере производства и в сфере оказания услуг в странах со сложившейся рыночной экономикой считается одним из главных условий экономического прогресса*(1). При этом следует подчеркнуть, что инновации стали активно рассматриваться и в странах Запада, и в России в качестве обязательного элемента стратегии развития не только отдельных компаний, но и целых отраслей*(2), базирующихся на наукоемком производстве либо на постоянно обновляемых технологиях оказания услуг, в том числе в сфере обеспечения управленческих процессов.
В результате внедрения инноваций формируются необходимые предпосылки для разработки экономической стратегии, ориентированной на обеспечение эффективного функционирования хозяйственного механизма предприятий, которая является элементом государственной политики. Субъекты предпринимательства как генераторы и адресаты инноваций, а также как участники инновационной деятельности в странах с рыночной экономикой представлены в основном традиционными организационно-правовыми формами крупного, среднего и малого бизнеса, а именно хозяйственными обществами и товариществами. В зависимости от целей деятельности субъект предпринимательства может выступать не только производителем инноваций либо их потребителем, но и быть одновременно и производителем, и потребителем услуг.
Необходимо подчеркнуть, что инновации в указанных сферах связаны с применением отличающихся новизной разработок, технологий или знаний, которые могут быть воплощены в конструктивно новые технические продукты (машины, оборудование), программные средства, где найдут отражение не имеющие аналогов или усовершенствованные технологические процессы либо процедуры взаимодействия участников соответствующих схем управления бизнесом - субъектов предпринимательства в отдельно взятом сегменте рыночной экономики в масштабах региона, страны. Говоря о главной цели использования инноваций предприятием и другими субъектами предпринимательства, следует выделить устойчивое получение ими дополнительной прибыли в условиях рыночной конкуренции на основе хозяйственной самостоятельности с минимальным и прогнозируемым имущественным риском.
Рассматривая инновации как собирательное понятие нововведений, важно учитывать, что они представляют собой научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствование или рационализацию применяемых технологий. Вместе с тем сами по себе инновации - это результат процесса, именуемого инновационной деятельностью, в ходе которой складываются разнообразные отношения между ее участниками.
Принимая во внимание исторические аспекты инновационной деятельности, отметим, что в советском законодательстве под нововведениями понимались результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), внедряемые в производство в рамках концепции научно-технического прогресса, т.е. во взаимосвязи "наука - производство". На современном этапе границы инновационной деятельности в России постепенно расширяются, поскольку инновации активно проникают в сферу бизнеса через предпринимательские структуры как в отраслях с крупным наукоемким производством, так и в малом предпринимательстве.
Таким образом, в качестве инновационного продукта могут выступать изобретения, новые изделия, технологии, управленческие механизмы. Исходя из этого более точно инновацию можно определить как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности*(3). В зависимости от характера деятельности производителей и потребителей определенных нововведений в предпринимательской сфере следует выделить прежде всего инновации в сферах производства и оказания услуг.
При определении понятия "инновационная деятельность" нужно указать на ее отличие от НИОКР: она представляет собой процесс использования нововведений для получения прибыли коммерческими предприятиями, что является основной задачей любого субъекта предпринимательства. Однако не стоит трактовать инновационную деятельность только как внедренческую, поскольку в условиях рыночной экономики цели внедрения вторичны, главная же задача - достижение доминирующего, в первую очередь ценового, конкурентного положения конкретным хозяйствующим субъектом в том или ином сегменте рынка.
Рассматривая указанную специфику инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо принимать во внимание как сложившуюся ситуацию в правовом обеспечении инновационных процессов в России, так и возможности ее изменения. Улучшение качества правового обеспечения данных процессов - ключевая задача в обозримом будущем для отечественной правовой системы*(4). Проблема правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране сегодня не решена*(5). Так, пока не принят базовый законодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки государством в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации внедрения нововведений в основные для современной экономики области, в том числе в сферу информационных технологий.
Определяя систему источников правового регулирования инновационной деятельности в современной России, следует отметить, что наряду с ГК РФ и другими нормативными правовыми актами важную роль играют федеральные законы от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"*(6) и от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"*(7). Вместе с тем сопоставление этих законодательных актов с другими свидетельствует о том, что указанные законы регулируют только отдельные виды отношений, связанных с инновационной деятельностью, что говорит об отсутствии системного подхода к решению данной задачи.
Таким образом, сравнительный анализ правовых источников, регламентирующих деятельность субъектов в инновационной сфере, позволяет констатировать не только отсутствие комплексного правового регулирования в рассматриваемой области, но и необходимость принятия, как уже отмечалось, специального законодательного акта, посвященного вопросам инновационной деятельности. Исходя из определения основных направлений, видов и форм государственной поддержки инновационной деятельности в России, а также в целях упорядочения правового регулирования отношений между Российской Федерацией, ее субъектами, физическими и юридическими лицами в связи с такой поддержкой полагаем целесообразным закрепить в этом законе нормы, определяющие формы финансовой поддержки государством инновационной деятельности в России.
Основной инструмент правового регулирования отношений субъектов предпринимательства в сфере инноваций - различные виды договоров. Можно выделить следующие договорные формы, активно используемые хозяйствующими субъектами в инновационной сфере: договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор на выполнение научно-исследовательских работ, договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, договор на создание и передачу научно-технической продукции, договор о передаче ноу-хау, лицензионный договор и договор коммерческой концессии.
Представляется, что центральное место в договорном обеспечении инновационной деятельности занимают два договора: на выполнение научно-исследовательских работ (НИР) и на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКиТР). Различие между ними состоит прежде всего в предмете, а именно в характере действий (работ), которые обязан осуществить исполнитель. Так, если в первом договоре согласно п. 1 ст. 769 ГК РФ предметом является проведение обусловленных техническим заданием заказчика научно-исследовательских работ, то во втором - разработка образца нового изделия, конструктивной документации на него или новой технологии. В то же время есть определенное сходство в предмете этих договоров: творческий характер выполняемых работ, обязанность заказчика принять и оплатить работу.
Необходимо подчеркнуть большую практическую значимость заключительной стадии исполнения обязательств по этим договорам, на которой осуществляется сдача-приемка с оценкой и передачей заказчику результатов исследования и разработок для их реализации на коммерческой основе в производстве. При этом в акте сдачи-приемки выполненных НИР и ОКиТР, подписываемом сторонами договора, фиксируются новизна и перспективность предлагаемых научно-технических решений; степень использования в разработках современных как отечественных, так и зарубежных достижений науки и техники; предполагаемая (расчетная) эффективность нового изделия или технологического процесса с учетом уровня патентной защиты представленных разработок и их конкурентоспособности в сегменте рынка, соответствующем предпринимательским интересам заказчика.
В связи с этим следует отметить тесную связь договоров на выполнение НИР и ОКиТР с договором на создание и передачу научно-технической продукции. Назначение этого договора определяется его предметом - создание исполнителем для заказчика по определенным параметрам научно-технической продукции с выполнением работ по изготовлению, испытанию и поставке опытных образцов либо партий изделий. Однако существенное отличие данного договора от рассмотренных заключается в его направленности не только на создание, но и на передачу научно-технической продукции с возможным ее освоением и внедрением, а также в установленных сторонами случаях с дальнейшим обслуживанием в процессе коммерческой эксплуатации заказчиком на протяжении согласованного периода времени. Вместе с тем выполнение только работ по передаче научно-технической продукции может быть оформлено договором на оказание инжиниринговых услуг, имеющих специфическую направленность именно на передачу инновационной продукции с обеспечением ее внедрения для использования в процессе производства.
В современной практике все активнее используется договор на оказание маркетинговых услуг по выпуску инноваций на рынок. Предмет этого договора включает целенаправленное проведение исследований соответствующих сегментов рынка путем определения перспектив его развития с учетом имущественных интересов всех активных участников, прежде всего реализаторов и потребителей продвигаемого новшества как результата инновационной деятельности, с адаптацией того или иного изделия к региональным либо национальным особенностям рыночной экономики. Указанный договор является, как правило, составным элементом комплекса рассмотренных договорных форм, используемых в инновационной сфере субъектами предпринимательской деятельности в условиях конкурентной экономики.
С учетом результатов анализа деятельности корпоративных субъектов в сфере инноваций для ее активизации можно сделать два основных вывода. Так, в целях повышения эффективности деятельности субъектов предпринимательства в инновационной сфере России необходимо комплексное совершенствование соответствующих правовых источников с ориентиром на использование всех рассмотренных в данной статье и других предусмотренных ГК РФ договорных форм с обязательным соблюдением его норм об интеллектуальной собственности. Целесообразно также в процессе правоприменения рационально использовать для решения инновационных задач весь существующий в законодательстве правовой инструментарий организации договорных связей.
Н.И. Михайлов,
доктор юридических наук, профессор, заместитель
директора Института государства и права РАН (Москва)
"Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.
*(2) См., например: Дмитриевский А.Н. Фундаментальный бизнес инновационного развития нефтяной и газовой промышленности в России (основные положения доклада) // Вестн. Российской академии наук. 2010. Т. 80. N 1. С. 10-26.
*(3) Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / под ред. О.П. Молчановой. М., 2001. С. 17.
*(4) Подробнее см.: Ефимцева Т.В. Место инновационного права в системе российского права // Бизнес и право в России и за рубежом (приложение к журн. "Предпринимательское право"). 2010. N 3. С. 51-53.
*(5) Аналогичной позиции придерживается А.Г. Лисицын-Светланов (Лисицын-Светланов А.Г. Интеллектуальная собственность и инновационные процессы в современной России // Вестн. Российской академии наук. 2010. N 1. Т. 80. С. 4).
*(6) СЗ РФ. 2002. N 52. Ч. I. Ст. 5140.
*(7) Там же. 2010. N 40. Ст. 4970.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые средства активизации деятельности корпоративных субъектов в инновационной сфере
Автор
Н.И. Михайлов - доктор юридических наук, профессор, заместитель директора Института государства и права РАН (Москва)
"Российский юридический журнал", 2011, N 5