Расследование и учет несчастных случаев на производстве
Несмотря на принимаемые меры, в Российской Федерации продолжает оставаться значительным количество несчастных случаев на производстве. Так, по итогам прошлого года только несчастных случаев с тяжелыми последствиями было зафиксировано почти 10 тысяч. Между тем, имеются веские основания опасаться того, что реальная картина еще мрачнее, поскольку, как свидетельствуют результаты контрольно-надзорных мероприятий, многие такие случаи расследуются и учитываются работодателями с нарушениями установленного порядка.
Общие вопросы организации контрольно-надзорных мероприятий
Прежде всего - несколько слов об общих вопросах организации контрольно-надзорных мероприятий по проверке правильности порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Такие мероприятия (далее - проверки) проводятся уполномоченными органами Роструда*(1) в порядке, предусмотренном Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве (далее - Регламент).
Напомним в этой связи, что основным нормативным правовым актом, регламентирующим проведение проверок работодателей, является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(2). Напомним также о том, что в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится к числу основополагающих обязанностей работодателя в области охраны труда.
Основные обязанности работодателя по расследованию и учету несчастных случаев на производстве
К таким обязанностям относятся:
1. Своевременное и правильное квалифицирование несчастного случая на производстве в качестве подлежащего расследованию и учету (ст. 227 ТК РФ).
2. Формирование комиссии по расследованию несчастного случая на производстве (ст. 229 ТК РФ).
3. Соблюдение порядка и сроков расследования несчастного случая на производстве (ст. 229.1-229.2 ТК РФ).
4. Оформление материалов расследования несчастного случая на производстве (ст. 230 ТК РФ).
5. Регистрация и учет несчастного случая на производстве (ст. 230.1 ТК РФ).
6. В необходимых случаях - исполнение иных обязанностей по расследованию и учету несчастных случаев на производстве: по извещению уполномоченных органов о несчастных случаях определенного типа (ст. 228.1 ТК РФ), исполнению предписаний государственного инспектора труда по результатам проведения им собственного (дополнительного) расследования несчастного случая (ст. 229.3 ТК РФ).
Особенность проверок рассматриваемого типа заключается прежде всего в том, что их предметом является соблюдение работодателями в процессе осуществления основной деятельности требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливающих порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве (далее - обязательные требования), а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью работников и нарушения их трудовых прав. Кроме того, поскольку подобные проверки, как правило, носят внеплановый характер, их проведение требует предварительного согласования с органами прокуратуры*(3).
Следует обратить внимание на то, что, по данным Роструда, свыше 16 тыс. проверок работодателей (как камеральных (документарных), так и выездных) в 2010 году проведено именно по фактам причинения вреда жизни и здоровья гражданам. По итогам примерно 80% проверок были выявлены нарушения, в подавляющем большинстве так или иначе связанные с невыполнением работодателями обязательных требований.
Особенности документарной проверки
Документарная проверка правильности порядка расследования и учета несчастных случаев проводится по месту нахождения уполномоченного органа Роструда. При проведении внеплановой проверки особое внимание помимо соблюдения работодателем обязательных требований к расследованию и учету несчастных случаев на производстве уделяется:
- выполнению работодателем ранее выданных уполномоченными органами предписаний (о необходимости устранения нарушений обязательных требований);
- проведению работодателем мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан (ликвидации последствий причинения такого вреда);
- принятию работодателем мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве.
При проведении документарной проверки в первую очередь рассматриваются имеющиеся в уполномоченном органе Роструда документы, содержащие сведения о соблюдении работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
Эти сведения содержатся:
- в уведомлениях о начале осуществления предпринимательской деятельности;
- поступивших из медицинских учреждений извещениях о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию;
- сообщениях работодателей о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях их предупреждения;
- актах предыдущих проверок;
- материалах дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц проверяемого работодателя;
- иных материалах надзорно-контрольных мероприятий, ранее проведенных в отношении проверяемого работодателя.
В ходе документарной проверки в первую очередь рассматриваются имеющиеся в уполномоченном органе Роструда документы, относящиеся к предмету проверки. В случае отсутствия или недостаточности в уполномоченном органе Роструда документов, позволяющих сделать обоснованные выводы и заключения о соблюдении проверяемым работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, проверяемому работодателю направляется мотивированный запрос с требованием представить для рассмотрения иные необходимые документы. Это должны быть:
- выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого работодателя;
- документы, содержащие персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в т.ч. по охране труда, проверяемого работодателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер заработной платы);
- документы, содержащие сведения о проводимых работодателем (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций;
- документы, содержащие сведения о результатах ранее проведенных проверок данного работодателя (по вопросам, связанным с целью проводимой проверки);
- документы, содержащие данные о состоянии производственного травматизма у данного работодателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в т.ч. в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение трех лет, предшествовавших проверке, с указанием наименований структурных подразделений, в которых имели место соответствующие несчастные случаи;
- копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших у данного работодателя в течение трех лет, предшествовавших проверке;
- документы, содержащие сведения о количестве работников, уволенных проверяемым работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием наименований структурных подразделений, в которых они работали;
- копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у проверяемого работодателя в текущем и предыдущем годах;
- изданные проверяемым работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования происшедших в текущем и предыдущем годах несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями;
- документы, содержащие сведения о результатах выполнения проверяемым работодателем мероприятий по устранению причин происшедших в текущем и предыдущем годах несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе их расследования;
- иные перечисленные в запросе документы, относящиеся к предмету проверки*(4).
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных оттиском печати и подписью руководителя (иного уполномоченного должностного лица) проверяемого работодателя, в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Если в ходе документарной проверки представленных документов выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие представленных сведений данным, имеющимся в уполномоченном органе Роструда, то информация об этом направляется проверяемому работодателю.
Одновременно проверяемому работодателю предлагается представить в течение 10 рабочих дней дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде. Если же по результатам их рассмотрения установлены признаки нарушения обязательных требований, то это дает уполномоченному органу Роструда основание для проведения в отношении данного работодателя выездной проверки, особенности которой рассматриваются далее.
Особенности выездной проверки
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности работодателя обязательным требованиям без проведения соответствующего проверочного мероприятия. В общем случае работодатель уведомляется о проведении внеплановой выездной проверки проверяющим не менее чем за 24 ч. до ее начала любым доступным способом.
Вместе с тем, если основанием для проверки послужило причинение в результате деятельности (действий или бездействия) работодателя вреда жизни и здоровью граждан при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности, обстоятельства которого не были расследованы в установленном порядке, либо имеется угроза, что указанные обстоятельства могут возникнуть в результате допускаемых правонарушений, то уведомлять о начале проведения проверки не требуется. Уточним также, что если внеплановой выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, то работодатель представляет проверяющим документы, относящиеся к предмету проверки.
После проведения анализа представленных документов проверяется полнота исполнения работодателем обязательных требований при расследовании и оформлении несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками (включая достоверность их учета с целью выявления возможного сокрытия несчастных случаев на производстве). Для этого проверяющими последовательно выполняются мероприятия проверочного комплекса.
К основным мероприятиям проверочного комплекса при проведении внеплановой выездной проверки правильности порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве относятся:
1. Проверка журнала регистрации несчастных случаев на производстве и наличия материалов расследования, зарегистрированных в журнале несчастных случаев в течение трех лет, предшествовавших проверке.
2. Проверка надлежащего оформления каждого из известных уполномоченному работнику Роструда или его территориального органа, проводящему проверку, конкретных фактов травматического повреждения здоровья работников проверяемого работодателя (при их наличии), сведения о которых ранее были получены (предварительно или непосредственно в ходе проверки) в соответствующих лечебно-профилактических медицинских учреждениях (здравпунктах, травмопунктах или иных лечебно-профилактических учреждениях, обслуживающих большинство работников проверяемого работодателя), включая оформление в установленном порядке несчастных случаев на производстве, в результате которых лечебно-профилактическим медицинским учреждением было рекомендовано перевести пострадавшего на другую работу (без оформления листка временной нетрудоспособности).
3. Выборочный анализ содержания зарегистрированных проверяемым работодателем актов о несчастных случаях на производстве, происшедших с его работниками в текущем и предыдущем годах, в целях выявления их соответствия установленным обязательным требованиям к их оформлению.
4. Выборочный анализ листков временной нетрудоспособности, выданных сотрудникам проверяемого работодателя в связи со случаями травматического повреждения здоровья (по соответствующим шифрам диагноза) в текущем и предыдущем годах, в целях последующего проведения проверки имеющихся документов и материалов расследования (актов расследования, письменных объяснений пострадавших, их непосредственных руководителей, очевидцев происшествия и т.д.) и достоверности изложенных в них сведений.
5. Выборочная проверка достоверности расследования несчастных случаев с работниками проверяемого работодателя, квалифицированных как несчастные случаи по пути на работу (с работы), в целях установления возможных фактов ошибочной квалификации этих случаев.
Следует помнить, что в соответствии со ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие не только с работниками (т.е. лицами, заключившими с работодателем трудовой договор), но и другими лицами, участвующими в основной деятельности работодателя (в т.ч. с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо иной работы по поручению работодателя (его полномочного представителя в лице руководителя предприятия либо непосредственного руководителя соответствующего работника (лица), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
К числу таких лиц, в частности, относятся:
- работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим договором;
- студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику;
- лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;
- лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
- лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;
- члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.
В зависимости от конкретных оснований проверки при установлении правильности порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве проверяющие также учитывают, насколько полно и своевременно были исполнены работодателем общие обязанности, возлагаемые на него при несчастном случае (ст. 228 ТК РФ), в частности по сохранению в неизменном виде до начала расследования несчастного случая обстановки в месте происшествия. При наличии оснований проверяется также исполнение работодателем обязанности по извещению о несчастном случае (ст. 228.1 ТК РФ) соответствующих органов (лиц). При проверке выполнения обязательных требований к порядку формирования проверяемым работодателем комиссии по расследованию несчастного случая обращается внимание на соблюдение требований к численности и квалификационному составу комиссии.
Особое внимание обращается на соблюдение требования о невключении в состав комиссии лиц, на которых было непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай (ст. 229 ТК РФ).
При проведении выборочного анализа надлежащего документального оформления зарегистрированных несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками проверяемого работодателя в текущем и предыдущем годах, соответствующие материалы рассматриваются в целях правовой оценки исполнения работодателем обязательных требований.
При проведении выборочного анализа материалов расследования несчастных случаев на производстве правовой оценке подлежит исполнение работодателем следующих обязательных требований:
1. Требований о направлении в установленные сроки извещений о каждом несчастном случае на производстве, включая групповые несчастные случаи на производстве, тяжелые несчастные случаи на производстве и несчастные случаи на производстве со смертельным исходом, в соответствующие органы.
2. Включение в состав комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве соответствующих должностных лиц и представителей.
3. Участие в составе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, относящихся к категории легких, специалиста по охране труда (в т.ч. специально привлеченного на договорной основе) и представителей уполномоченного работниками представительного органа.
4. Соблюдение установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (в т.ч. при продлении таких сроков).
5. Обоснованность выводов комиссии по расследованию несчастного случая о причинах и лицах, ответственных за допущенные нарушения, включая решение об установлении степени (размера) вины застрахованного, соответствие указанного решения заключению уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации.
6. Правомерность решений о квалификации происшедших с работниками несчастных случаев как не связанных с производством, отказе в проведении расследования несчастных случаев и составлении акта по форме Н-1.
Выборочному анализу подвергаются следующие материалы:
- приказ (распоряжение) о создании комиссии по расследованию несчастного случая;
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний уполномоченных должностных лиц, а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
- другие документы по усмотрению комиссии.
При проведении анализа полноты и качества выполнения проверяемым работодателем мероприятий по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве, определенных комиссиями по расследованию несчастных случаев на производстве, проверяющими анализируются:
- приказы (распоряжения), изданные проверяемым работодателем по результатам расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах, - в целях правовой оценки характера предусмотренных в них профилактических мероприятий, обоснованности сроков их выполнения и установления должностных лиц, ответственных за их реализацию;
- протоколы обсуждений (рассмотрений) проверяемым работодателем с участием представителя уполномоченного представительного органа работников результатов расследования каждого несчастного случая - в целях правовой оценки принятых решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение несчастных случаев на производстве.
После проведения анализа перечисленных документов проводится выборочная проверка фактической реализации мероприятий:
- предусмотренных документами;
- изложенных в актах о расследовании несчастных случаев на производстве, ранее происшедших с работниками проверяемого работодателя (включая мероприятия, подлежащие реализации непосредственно на рабочих местах, где ранее произошли несчастные случаи на производстве, а также на аналогичных рабочих местах).
Результаты проверки оформляются актом. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного (муниципального) контроля (надзора);
3) дата и номер приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) указанного органа;
4) фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
5) наименование проверяемого предприятия, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя (иного уполномоченного должностного лица) предприятия, присутствовавшего при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в т.ч. о выявленных нарушениях обязательных требований охраны труда, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в нем с актом проверки руководителя (иного уполномоченного должностного лица) предприятия, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием на предприятии указанного журнала;
9) подписи проверяющих;
10) иные сведения, существенные для объективного отражения результатов проверки.
В акте отражаются все выявленные в ходе проверки нарушения порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Эти нарушения можно разделить на две группы:
1. Нарушения, устранение которых невозможно без проведения дополнительного расследования несчастного случая на производстве.
2. Нарушения, устранение которых возможно без проведения дополнительного расследования несчастного случая на производстве, в частности нарушения, связанные с несоблюдением порядка оформления материалов расследования несчастного случая, а также иные подобные нарушения.
К первой группе нарушений относятся следующие:
- несчастный случай фактически не расследован в установленном порядке;
- работодателем неправомерно принято решение об отказе в проведении расследования несчастного случая;
- расследование несчастного случая на производстве проведено комиссией, сформированной с нарушением установленных требований;
- несчастный случай неправомерно квалифицирован по результатам расследования как несчастный случай, не связанный с производством;
- содержание акта о несчастном случае в части определения причин несчастного случая и лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований охраны труда, не соответствует фактическим обстоятельствам несчастного случая и (или) материалам его расследования.
При выявлении указанных нарушений работодателю предъявляется требование о проведении в установленном порядке дополнительного расследования несчастного случая на производстве. Проверяющие также вправе провести такое расследование самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 229.3 ТК РФ. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или проверяющего (государственного инспектора труда).
Ко второй группе относятся следующие нарушения:
- акт оформлен на бланке ненадлежащей формы;
- в акте частично отсутствуют (не заполнены) обязательные сведения;
- акт не подписан надлежащими уполномоченными лицами либо подписан не неуполномоченными на то лицами, или (и) не удостоверен оттиском печати установленного образца.
При выявлении указанных нарушений работодателю предъявляется требование о внесении в акт необходимых изменений и дополнений (в виде обязательного для исполнения предписания).
К акту проверки могут прилагаться протоколы, объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы (их копии). Второй экземпляр акта вручается работодателю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Сведения о произведенной проверке фиксируются в соответствующем журнале учета, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью предприятия (см. рисунок). При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки об этом делается соответствующая запись.
Рисунок
Наименование предприятия (организации, учреждения)
---------------------------------------------------
Журнал учета мероприятий по контролю
Дата проверки | Должность, фамилия, инициалы проверяющего | Результаты контрольного мероприятия, основные недостатки | Отметка об устранении недостатков |
1 | 2 | 3 | 5 |
Кроме того, в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований проверяющие обязаны:
- выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Если же при проведении проверки установлено, что деятельность проверяемого работодателя или (и) эксплуатация принадлежащих ему объектов (производственных участков), оборудования (транспортных средств) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, то проверяющие обязаны незамедлительно принять в установленном порядке меры по недопущению причинения вреда (прекращению его причинения), включая применение в исключительных случаях временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений работодателя, принадлежащих ему объектов (производственных участков), а также эксплуатации оборудования (транспортных средств), осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок до пяти суток - до рассмотрения дела судом в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Итоги
Подводя итоги, напомним, что за нарушение обязательных требований (в т.ч. выявленных по результатам проверки правильности порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве) работодатель (уполномоченные им должностные лица) может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Меры дисциплинарной ответственности устанавливаются действующими у данного работодателя локальными нормативными актами, а также положениями (уставами) о дисциплине. Меры административной ответственности определены ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ и предусматривают наказание в форме:
- штрафа в размере до 50 тыс. руб.;
- приостановления деятельности на срок до 90 суток;
- дисквалификации продолжительностью от одного года до трех лет.
Меры уголовной ответственности определены ст. 167-168, 236-237, 246, 263-264 и 268-269 УК РФ.
Ю. Михайлов,
эксперт
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Головной структурой и территориальными органами.
*(2) В ред. от 30.12.2010. См. также Методические рекомендации, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.
*(3) Плановые проверки проводятся на основании утвержденного органами прокуратуры плана. Ежегодный сводный план проверок на предстоящий календарный год публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее 31 декабря предшествующего (текущего) календарного года.
*(4) Например, сведения о решении прокуратуры о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела по факту несчастного случая на производстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1