Последствия отмены механизма ускоренной амортизации объектов лизинга
Возможная отмена механизма начисления ускоренной амортизации на объекты лизинга ставит под вопрос дальнейшее развитие рынка финансовой аренды, вынуждая его участников более осторожно относиться к этому источнику инвестиций, тем самым сдерживая его рост, а следовательно, и темпы обновления, модернизации и развития предприятий страны, и в целом экономики.
По данным исследования рейтингового агентства "Эксперт РА", рынок лизинга России активно рос, опережая самые оптимистичные прогнозы аналитиков. Основными тенденциями прошлого года стали рост спроса на услуги лизинга и заинтересованности продавцов и производителей потенциальных предметов лизинга; сокращение доли просроченной задолженности у лизингодателей (около 2,5% портфеля на 01.01.2011 г., по оценке "Эксперт РА"); стабилизация финансового состояния клиентов, повышение их платежеспособности и надежности; рост конкуренции на рынке, в частности с государственными лизинговыми компаниями и дочерними компаниями банков; расширение лизинговыми компаниями филиальных сетей; оживление рынка кредитования и снижение стоимости заимствований за счет роста избыточной ликвидности у банков; снижение размера авансовых платежей и увеличение срока лизинга при одновременном ужесточении требований к финансовой устойчивости клиентов; реализация государственных программ в области лизинга, в частности, программа государственной поддержки финансирования предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП), запущенная Российским банком развития (РосБР) летом 2009 г. (N 173-ФЗ от 13.10.2008).
Тенденции минувшего года в совокупности с эффектом низкой базы кризисного 2009 г. позволили рынку лизинга достигнуть значений, позволяющих говорить не только о его восстановлении, но и об активном росте и развитии.
По прогнозам экспертов, при сохранении текущей ситуации на рынке, обеспечении финансовой и политической стабильности в экономике, показатели развития рынка лизинга РФ в 2011 г. могут достигнуть докризисных значений 2008 г., продолжится превышение темпов прироста профинансированных средств над темпами прироста полученных лизинговых платежей, объем новых сделок может достигнуть 1 трлн. руб., темпы прироста объема новых сделок - 40-50%, и еще на 1030% рынок может увеличиться в 2012 г.
Однако есть опасность неосуществления прогнозов в результате неблагоприятного воздействия внешних факторов, в частности, изменения законодательной базы по лизингу. В настоящее время самой активно обсуждаемой лизинговым сообществом законодательной инициативой в области финансовой аренды является изменение порядка начисления амортизации предметов лизинга.
В 2008 г. Федеральным законом N 158-ФЗ от 22.07.2008 были внесены поправки, отменившие возможность начисления ускоренной амортизации на объекты лизинга, относящиеся к I-III амортизационным группам (пп. 1 п. 2 ст. 259.3, N 158-ФЗ от 22.07.2008). В настоящее время разработан проект федерального закона, полностью отменяющий этот механизм.
Финансовая аренда, являясь актуальным и эффективным инструментом модернизации основных средств, удовлетворяет интересам власти и соответствует объявленному курсу Правительства РФ на скорейшее обновление промышленности; она включена в план по реализации антикризисных направлений по модернизации российской экономики Правительства РФ.
Заявленный в 2009 г. Президентом РФ курс на модернизацию приоритетных сфер экономики изначально предполагал значительных денежных вливаний. На сегодняшний день государство оценивает стоимость модернизации российской экономики до 2020 г. в 112 трлн. руб., которая позволит лишь сохранить, а не развить конкурентоспособность отдельных отраслей и стратегически важных компаний.
Таким образом, государству просто не хватает денег на масштабные проекты, и оно вынуждено искать дополнительные средства финансирования. Сокращение налоговых льгот для участников рынка лизинга через отмену механизма ускоренной амортизации - один из рассматриваемых источников пополнения бюджета страны.
Эффективность механизма лизинга перед другими способами финансирования приобретения основных средств подтверждена многими аналитическими исследованиями, расчетами и научными работами. Обладая рядом неоспоримых преимуществ, основным для финансовой аренды является возможность начисления ускоренной амортизации на предмет лизинга с коэффициентом ускорения не выше 3 (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
Однако непродуманная и несвоевременная отмена механизма ускоренной амортизации может привести к негативным последствиям. В результате роста базы для начисления налогов на имущество и прибыль, произойдет краткосрочное увеличение поступления налогов при одновременном падении спроса на услуги лизинга и сокращении объема новых сделок. Механизм финансовой аренды станет менее доступен для субъектов МСП, ухудшится финансовое положение самих лизинговых компаний. В результате, часть средств уйдет "в тень", часть бизнеса переместится в оффшоры, часть бизнеса - обанкротится, что повлечет за собой невозможность исполнения обязательств перед банками (а лизинговые компании являются одними из крупнейших заемщиков), - начнутся проблемы в банковской сфере. Возникнут проблемы с финансированием лизинговых сделок в целом, поскольку ни одна организация не захочет кредитовать отрасль с нестабильным настоящим и очень туманным будущим. Все это приведет к разрушению лизинговой отрасли, сокращению поступлений в бюджет и торможению процессов модернизации предприятий страны.
Возможные последствия отмены механизма ускоренной амортизации объектов лизинга рассмотрены в рамках одной сделки приобретения автомобиля автотранспортным предприятием в следующем примере: в качестве объекта приобретения выбран автомобиль Toyota Land Cruiser стоимостью 2 750 000 руб. Мощность двигателя - 131 л.с. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"), автомобиль относится к IV амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 60 до 84 месяцев включительно. Срок полезного использования автомобиля установлен в количестве 5,25 лет, т.е. 63 месяца. Линейный метод начисления амортизации. Объект отражается на балансе лизингополучателя. Процент лизинговой компании - 25% в год от оставшейся к возмещению стоимости объекта лизинга.
Необходимо определить на основе расчета совокупных затрат, какой из способов приобретения транспортного средства будет наиболее выгодным: покупка за счет собственных средств, привлечение кредитных ресурсов или использование механизма лизинга; определить сумму налоговых поступлений в бюджет РФ за весь срок действия договора лизинга.
I. Сравнительный анализ способов приобретения объекта основных средств:
,
где - стоимость покупки имущества;
НДС - налог на добавленную стоимость (18%).
,
где - первоначальная стоимость имущества.
,
где - величина амортизационных отчислений за i-й период времени при соответствующем способе приобретения имущества;
- срок полезного использования имущества.
,
где - срок, за который объект лизинга будет полностью самортизирован.
,
где - балансовая стоимость объекта лизинга;
- стоимость договора лизинга без НДС;
- стоимость ОСАГО на срок действия договора лизинга;
- сумма вознаграждения лизингодателя за i-й период времени.
Расчет налога на имущество:
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая ставка - 2,2%.
,
где - величина налога на имущество за i-й период времени.
,
где - остаточная стоимость имущества на начало (конец) периода.
Уплата процентов по кредиту:
Кредит в размере 2 750 000 руб. взят на 21 месяц под 16% годовых.
,
где - сумма уплаченных процентов по кредиту за i-й период времени;
- кредитные ресурсы в i-й период времени;
- процентная ставка за использование кредита.
,
где - величина заемных средств.
В качестве расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль с 01.01.2010 по 31.12.2012 может быть признана сумма уплаченных процентов по кредиту, не превышающая ставку рефинансирования ЦБ (8,25%), увеличенная в 1,8 раза (пп. 1 п. 1 ст. 269 НК РФ). Следует провести расчет величины сверхнормативных процентов, которые не могут быть отнесены на расходы и с которых будет уплачен налог на прибыль:
,
где - сумма уплаченных процентов по кредиту, превышающих норматив.
,
где - сумма уплаченных процентов по кредиту, включаемая в себестоимость.
Налог на прибыль со сверхнормативных процентов по кредиту:
Ставка налога на прибыль - 20%.
,
где - налог на прибыль, взимаемый с суммы уплаченных процентов по кредиту, превышающих норматив;
- процентная ставка по налогу на прибыль.
Плата за лизинг:
Вознаграждение лизингодателя - 25% в год от возмещаемой стоимости объекта лизинга.
,
где - стоимость имущества, подлежащая возмещению лизингодателю.
,
где - процентная ставка вознаграждения лизингодателя.
Сумма, отнесенная на себестоимость:
,
где - расходы, отнесенные на себестоимость.
Экономия по налогу на прибыль (по сравнению с вариантом покупки):
Ставка налога на прибыль - 20%.
,
где - экономия по налогу на прибыль при соответствующем способе приобретения имущества.
Фактические затраты с учетом экономии по налогу на прибыль:
,
где - фактические затраты с учетом экономии по налогу на прибыль при соответствующем способе приобретения имущества.
По результатам расчетов, экономия автотранспортного предприятия при приобретении автомобиля Toyota Land Cruiser в лизинг составит 284 442,89 руб. по сравнению с кредитом. Наиболее выгодным будет приобретение за счет собственных средств, но данный способ недоступен для большинства автотранспортных предприятий страны. К концу рассматриваемого периода при лизинге остаточная стоимость основного средства достигнет нуля, а в случаях покупки и кредита она будет значительной (1 553 672 руб.), уплата налога на имущество предприятием продолжится еще в течение 42 месяцев.
Для повышения эффективности работы автотранспортные предприятия нуждаются в современном подвижном составе, поэтому для выполнения перевозок они заинтересованы в его приобретении в собственность. Таким образом, при необходимости обновления парка подвижного состава в виду нехватки собственных средств финансирования для автотранспортного предприятия более привлекательным является использование механизма лизинга, чем варианты покупки или кредита.
II. Расчет суммы налоговых поступлений в бюджет РФ за весь срок действия договора лизинга:
,
где - сумма лизинговых платежей, подлежащая уплате за срок действия договора лизинга.
,
где - НДС, начисленный с суммы лизинговых платежей.
Расчет налога на имущество:
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая ставка - 2,2 %.
,
где - налог на имущество, уплаченный в бюджет за срок действия договора лизинга.
Расчет транспортного налога:
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу. Законом г. Москвы N 33 от 09.07.2008 "О транспортном налоге" для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 125 л.с. до 150 л.с. установлена ставка 30 руб. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (гл. 28 НК РФ).
,
где - транспортный налог, уплаченный в бюджет за срок действия договора лизинга.
Таблица 1. Сравнение способов приобретения объекта основных средств
Показатели | Покупка | Кредит | Лизинг |
Срок полезного использования, мес. | 63 | 63 | 21 |
Стоимость покупки, руб. | 2 330 508 | 2 330 508 | 2 330 508 |
НДС, руб. | 419 492 | 419 492 | 419 492 |
Период сравнения, мес. | 21 | 21 | 21 |
Балансовая стоимость, руб. | 2 330 508 | 2 330 508 | 2 864 419 |
Начисленная амортизация, руб. | 776 836 | 776 836 | 2 864 419 |
Налог на имущество, руб. | 72 431 | 72 431 | 48 244 |
Экономия по налогу на имущество, руб. | - | - | 24 187 |
Заемные средства, руб. | - | 2 750 000 | - |
Процентная ставка за использование кредита, % | - | 16 | - |
Уплаченные проценты за кредит/лизинг, руб. | - | 385 000 | 514 126 |
Плата за кредит/лизинг, руб. | - | 3135000 | 2 864 419 |
Проценты по кредиту, превышающие норматив, руб. | - | 27 671,88 | - |
Налог на прибыль с суммы уплаченных процентов по кредиту, превышающих норматив, руб. | - | 5 534 | - |
Проценты по кредиту, включаемые в себестоимость, руб. | - | 357 328 | - |
Расходы, отнесенные на себестоимость, руб. | 849 267 | 1 206 595 | 3 426 789 |
Экономия по налогу на прибыль, руб. | - | - 67 090 | - 450939 |
Затраты с учетом экономии по налогу на прибыль, руб. | 2 402 939 | 2 726 383 | 2 441 940 |
Остаточная стоимость на конец периода сравнения, руб. | 1 553672 | 1 553672 | 0 |
По результатам расчетов, сумма поступлений налогов в бюджет РФ от совершения одной сделки лизинга по приобретению автотранспортным предприятием легкового автомобиля Toyota Land Cruiser составит 570 717,30 руб.
Таблица 2. Сводная таблица сумм налоговых поступлений в бюджет РФ за весь срок действия договора лизинга
Налог | Сумма поступлений, руб. |
НДС, уплачиваемый в бюджет продавцом | 419 491,53 |
НДС, уплачиваемый в бюджет за срок действия договора лизинга | 96 103,83 |
Налог на имущество, уплачиваемый в бюджет за срок действия договора лизинга | 48 243,94 |
Транспортный налог, уплачиваемый в бюджет за срок действия договора лизинга | 6 878,00 |
Итого | 570 717,30 |
По результатам расчетов, сумма поступлений налогов в бюджет РФ от совершения одной сделки лизинга по приобретению автотранспортным предприятием легкового автомобиля Toyota Land Cruiser составит 570 717,30 руб.
Износ основных средств страны на сегодняшний день составляет порядка 70%. Таксомоторные парки не являются исключением и нуждаются не только в обновлении транспортных средств, но и в их модернизации и пополнении.
Современный автопарк - залог качества предоставляемых услуг, а значит - конкурентоспособности и выживаемости на рынке. С отменой механизма ускоренной амортизации объектов лизинга, относящихся к первым трем амортизационным группам, лизинг потерял свою привлекательность для предприятий таксомоторного транспорта, нуждающихся в легковых автомобилях с рабочим объемом двигателя менее 3,5 л. А в ряде случаев, стал менее доступен для субъектов МСП, поскольку с увеличением срока амортизации и, соответственно, срока договора лизинга риски лизинговой компании растут. И величина этого риска, вместе с отмененными налоговыми преференциями, закладывается в стоимость договора.
С отменой механизма ускоренной амортизации лизинг, как инструмент финансирования обновления основных средств, потеряет свою привлекательность для крупных компаний, а для малых, кроме того, станет недоступным. Что в конечном итоге найдет свое отражение в замедлении процессов модернизации, сокращении рынка лизинга, проблемах в банковской сфере и т.д. Таким образом, из проведенных исследований можно сделать вывод, что для укрепления механизма финансовой аренды целесообразно сохранить возможность начисления ускоренной амортизации объектов лизинга, а для пополнения бюджета найти другие источники. В настоящее время в развитых странах мира лизинг продолжает набирать обороты, данный механизм используется для приобретения все более дорогостоящих объектов: зданий, сооружений, морских судов, самолетов, активно применяется в целях инновационного развития отраслей экономики и внедрения новых технологий.
Литература
1. Бязров Х. Договор лизинга: актуальные вопросы // Финансовая газета (региональный выпуск). 03.03.2011. N 9.
2. Заславская О. Лизинг не для малых // Российская бизнес-газета. 22.02.2011. N 7 (789).
3. Заславская О. Малым не до лизинга // Российская бизнес-газета. 01.03.2011. N 8 (790).
4. Кашкин В., Москаленко А. Оптимизируй это! // Профиль. 14.03.2011. N 9.
5. Кашкин В. Что произошло на рынке лизинга за последний год // Финансовый директор. 15.04.2011. N 4.
6. Логвинов М. Локомотив восстановления // Компания. 04.04.2011. N 12.
7. Маркина М. Уплата транспортного налога при заключении договора финансовой аренды // Финансовая газета (международный еженедельник). 10.02.2011. N 6.
8. Стратегия "малой России". - http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2010/strategy/
9. Философова Т.Г. Лизинговый бизнес. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
10. Философова Т.Г. К вопросу о развитии рыночных механизмов инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ускоренной амортизации и повышении международной конкурентоспособности национального бизнеса России. - Лизинг. N 1. 2011.
11. Эксперт РА: "Рынок лизинга по итогам 2010 года: как на дрожжах". - http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/551949/
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
13. Постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
14. Федеральный закон N 164-ФЗ от 29.10.1998 "О финансовой аренде (лизинге)".
Е.В. Мартынова,
Московский автодорожный государственный технологический университет МАДГТУ (МАДИ)
"Лизинг", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Последствия отмены механизма ускоренной амортизации объектов лизинга
Автор
Е.В. Мартынова - Московский автодорожный государственный технологический университет МАДГТУ (МАДИ)
"Лизинг", 2011, N 10
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru