Какая информация должна быть размещена в помещении предприятия общественного питания?
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания регулируются Правилами оказания услуг общественного питания*(1) (далее - Правила), разработанными в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей). Во-первых, до сведения потребителей нужно в наглядной и доступной форме довести данные правила (п. 10 Правил).
Во-вторых, на вывеске необходимо указать (п. 11 Правил):
- фирменное наименование (наименование) организации;
- место ее нахождения (адрес);
- тип, класс и режим работы. Предприниматель также должен привести информацию о государственной регистрации и наименование регистрационного органа.
В-третьих, если предприятие общепита реализует алкогольную продукцию, ему следует разместить в удобном для ознакомления потребителя месте информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем (п. 11 Правил).
Кроме того, для обеспечения правильного выбора предприятиям общепита необходимо довести до потребителей достоверную информацию об оказываемых услугах (п. 12 Правил). В частности, указывается:
- перечень услуг и условия их оказания;
- цены в рублях и условия оплаты услуг;
- фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общепита с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- вес (объем) порций готовых блюд, емкости бутылки предлагаемого алкоголя и объем его порций;
- пищевая ценность продукции общепита (калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления);
- состав (об использовании в процессе изготовления пищевых, биологически активных добавок, о наличии в продуктах питания генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО));
- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общепита и оказываемая услуга.
Данная информация доводится посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг, и потребитель должен иметь возможность ознакомиться с ней как в зале, так и вне зала обслуживания (п. 13, 14 Правил). Представляется информация на русском языке и (по усмотрению исполнителя) дополнительно на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (п. 15 Правил). Также у потребителя есть право на получение дополнительных сведений об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции, а также об условиях приготовления блюд, если эти данные не являются коммерческой тайной.
Аналогичные положения содержатся в Законе о защите прав потребителей. В наличии должна быть информация:
- об исполнителе, продавце, изготовителе (ст. 9), включая случаи, когда торговля и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя);
- о режиме работы продавца (исполнителя) (ст. 11). Причем он должен соответствовать установленному;
- о товарах, работах, услугах (ст. 10).
Если потребителю будет предоставлена ненадлежащая информация о товаре (работе, услуге), исполнитель будет нести ответственность в соответствии со ст. 12 Закона о защите прав потребителей.
Кроме того, поскольку предприятия общепита предлагают посетителям не только продукцию собственного изготовления, но и покупные товары (например, алкоголь, шоколад, соки), необходимо учитывать требования Правил продажи отдельных видов товаров*(2), регламентирующих, в частности, правила продажи продовольственных товаров и алкогольной продукции. Так, например, в силу п. 141 данных правил в организациях общепита в прейскурантах на алкогольную продукцию указывается наименование алкогольной продукции, объем в потребительской таре, цена за весь объем в потребительской таре, а также за 0,1 или 0,05 л. При этом установлено, что по требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой алкогольной продукции. Сам документ также должен быть доведен до сведения покупателей в наглядной и доступной форме (п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров).
Напомним, что согласно п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение штрафа:
- на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;
- на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
Индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим кодексом не установлено иное.
О.А. Фролова,
эксперт журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 октября 2011 г.
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
*(2) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"