Комментарий к письму Минфина России от 01.08.2011 N 03-02-07/1-269
Многие предприниматели стали всерьез задумываться об организации надомного труда своих работников в целях экономии средств. Ведь арендную плату за офис вносить не надо, средства связи позволяют руководству иметь всю информацию о надомниках в онлайн-режиме, а последние не тратятся на транспортные расходы и соблюдение офисного дресс-кода.
Надомный труд организуется в соответствии со ст. 310 ТК РФ, которая требует заключить с этими лицами трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.
Надомники имеют все права и гарантии, что и другие работники. Минфин России письмом от 13.11.2010 N 03-03-06/1/716 особо подчеркнул, что надомникам, работающим в районах Крайнего Севера, полагаются все надбавки, районные коэффициенты, льготный проезд и другие льготы, положенные северянам.
Надомник может ездить в командировки, даже если его место жительства находится в другом регионе страны, а эти расходы учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/394).
Правда, у работодателя, решившего организовать надомный труд, сразу возникает вопрос о статусе места жительства работника, совпадающего с местом его работы.
Ведь в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Надо ли организации вставать на учет по месту жительства надомников?
Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Однако, в силу ст. 24 и 25 Конституции РФ, гарантирующих неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь, жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может находиться под контролем работодателя ни прямо, ни косвенно.
Первоначально Минфин России в письме от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129 сообщил, что обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту выполнения трудовых функций надомником у организации не возникает.
Однако ФНС России в письме от 18.01.2011 N ПА-4-6/449 уже без ссылок на Конституцию РФ заявила, что в каждом конкретном случае работодателю необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения организации (либо в налоговый орган по месту осуществления деятельности работника) документы, на основании которых осуществляется деятельность вне места расположения организации, в т.ч. договор, заключенный между организацией и работником. После этого, исходя из анализа представленных документов, налоговый орган должен сделать вывод о признании (непризнании) деятельности работника в собственном жилье обособленным подразделением организации.
Правда, ФНС России скромно умолчала, что ее попытки признать квартиру надомника обособленным подразделением в арбитражных судах успехом не увенчались.
ФАС Московского округа в постановлении от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10 решил, что место выполнения трудовой функции надомника не признается обособленным подразделением и у организации отсутствует обязанность постановки на учет в соответствующем налоговом органе.
Тем не менее, и Минфин России в письме от 01.08.2011 N 03-02-07/1-269 однозначного ответа на этот вопрос не дал, а посоветовал обращаться за конкретными разъяснениями в ИФНС.
Вопрос о надомном труде возникает у работодателя и в случае желания работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, выйти на работу, не теряя права на получения пособия по уходу за ребенком.
Статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" гарантировано сохранение права лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на получение названного пособия в случае работы на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Это положение подтвердил и ФСС России в письме от 10.08.2010 N 02-02-01/08-4003.
Однако этим правом надо еще уметь воспользоваться.
Дело в том, что на основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор являются условия, определяющие в необходимых случаях характер работы.
Тем не менее, имеется случай, когда ООО при переводе коммерческого директора И. на надомную работу не заключило с ним дополнительного соглашения.
ФАС Московского округа в постановлении от 18.07.2011 N КА-А40/4338-11 решил, что поскольку ООО не представило проверяющим приложение к трудовому договору либо соглашение о переводе И. на надомную работу, то расходы на государственное социальное страхование, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к возмещению приниматься не должны.
Иногда налоговые органы при доначислении налогов проявляют недюжинную изобретательность в отношении надомного труда.
Так, ООО было зарегистрировано в жилой квартире в многоквартирном доме, в которой прописаны и постоянно проживают сотрудники ООО: заместитель генерального директора, главный бухгалтер и их несовершеннолетний ребенок. ИФНС решила, что организация фактически осуществляла финансово-хозяйственную деятельность по адресу жилого помещения и там же расположены основные средства ООО. По мнению инспекции, учредитель передал право пользования квартирой ООО, что привело к занижению внереализационного дохода по налогу на прибыль за 2007-2008 годы в сумме 900 000 руб. в виде безвозмездного пользования недвижимостью.
Однако арбитражный суд установил, что согласно трудовым договорам работники (директор предприятия, заместитель генерального директора, главный бухгалтер) выполняют свои трудовые функции в соответствии со ст. 310 ТК РФ как надомники.
Сотрудники ООО осуществляли свои трудовые функции по месту их проживания, а работодатель обеспечивал работников средствами труда и расходными материалами, что не влекло за собой передачи в безвозмездное пользование работодателю квартиры сотрудников, в которой они осуществляют свои трудовые функции на предоставленной их работодателем оргтехнике. Сособственниками и органами опеки и попечительства не давалось согласие на передачу в аренду имущества.
Пунктом 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Согласно п. 9 Положения об условиях труда надомников, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 N 275/17-99, надомнику нельзя поручать работы, создающие неудобства для соседей (например, работы с повышенным уровнем шума, вибрации). Исходя из общепринятого понимания термина "оптовая торговля", ООО не имело возможности осуществлять фактическую деятельность по адресу государственной регистрации, т.к. данный адрес относится к жилищному фонду, в данной квартире постоянно проживают люди и движения товара по данному адресу не происходило.
Однако в кассационной жалобе ИФНС заявила, что ведение финансово-хозяйственной деятельности в квартире подтверждается установкой по данному адресу кассового аппарата.
ФАС Московского округа установил, что хотя ККТ "Меркурий-115Ф" действительно зарегистрирована инспекцией по домашнему адресу, особенностью этой модели является возможность ее использования при выездной торговле. Это подтверждается и тем, что снятие фискальных отчетов с ККТ производилось в здании ИФНС.
Кроме того, суд решил, что сумма внереализационного дохода определена с нарушением требований ст. 40 НК РФ. Для определения рыночной цены ИФНС была обязана использовать официальный источник информации о рыночных ценах на услуги по аренде нежилого имущества. Принятие инспекцией средних цен, указанных ООО "Агентство недвижимости", для жилых помещений суд счел неправомерным (постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10).
Льготы по налогообложению
Организация надомного труда требует самой тщательной работы, если это касается льгот по налогообложению.
В ООО решили из обрезков коврового покрытия, которое производилось на этом предприятии, с помощью надомников-инвалидов делать напольные плетеные коврики. Приняв на работу 34 инвалида, что составило более 50% среднесписочной численности работников, ООО применило налоговые льготы на основании подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ по НДС.
Однако ИФНС установила, что в проверяемом периоде ООО реализовано 2094 изделия, произведенных инвалидами, на сумму 30 000 руб., что равно 0,008% от общей суммы выручки. В то время как фонд оплаты труда этих работников составил 1 210 932 руб.
Из 34 инвалидов 28 работали по совместительству в других организациях, а заработная плата им начислялась за полный рабочий день в одном и том же размере независимо от количества выпущенных готовых изделий.
Так, работницы Б. и В. в июле не выпустили ни одного коврика. При этом в табеле учета рабочего времени ежедневно ставился семичасовой рабочий день, всего 21 рабочий день. Заработная плата за июль начислена в размере 2000 руб.: такая же, как и в августе или июне, когда работниками были изготовлены изделия.
ИФНС решила, что для переработки отходов ООО использует надомный труд инвалидов номинально для поддержания процентного соотношения для получения льготы по НДС.
На этом основании ООО был начислен НДС в сумме 68 770 497 руб., а ФАС СЗО в постановлении от 01.02.2010 N А21-2930/2009 с таким решением ИФНС согласился.
А. Егорова,
налоговый консультант
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1