Комментарий к Федеральному закону от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ внесены многочисленные изменения в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ. Кроме того, были дополнены отдельные положения первой части НК РФ, гл. 25 "Налог на прибыль организаций" и гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Закон N 245-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 22 июля 2011 года. Через месяц (22 августа 2011 года) он вступил в силу, за исключением отдельных положений, для которых ст. 4 Закона N 245-ФЗ установлены иные сроки введения в действие.
Изменения в первой части НК РФ
Справки о состоянии расчетов
Налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).
После вступления в силу Закона N 245-ФЗ передавать налогоплательщикам такую справку налоговые органы смогут в электронном виде по телекоммуникационным каланам связи. Такие дополнения внесены в подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Заявление о постановке на учет и свидетельство о постановке на учет в электронном виде
Налогоплательщики могут направлять в налоговые органы заявление о постановке на учет по электронным каналам связи. В свою очередь налоговые органы могут направлять заявителям в электронном виде:
- свидетельство о постановке на учет в налоговых органах;
- свидетельство о снятии с учета;
- уведомление о постановке на учет в налоговых органах;
- уведомление о снятии с учета.
Законодатели уточнили, что указанные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица (такие изменения внесены в п. 5.1 ст. 84 НК РФ).
Напомним, что электронная подпись может иметь следующие виды:
- простая электронная подпись;
- усиленная электронная подпись;
- усиленная квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись.
Это установлено п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Новые функции ФНС России
Порядок представления документов
На ФНС России возложена обязанность утверждать формы, форматы и порядок заполнения следующих документов, которые налогоплательщики могут представлять в налоговые органы в электронном виде:
- заявление о постановке на учет в налоговом органе, заявление о снятии с учета;
- уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений;
- запрос о выдаче свидетельства о постановке на учет или снятии с учета, уведомления о постановке на учет или снятии с учета;
- документы, подтверждающие постановку на учет или снятие с учета в налоговом органе.
Что касается утверждения порядка представления указанных документов в налоговый орган в электронном виде, то эту функцию выполнял Минфин России. После внесения изменений в п. 5.1 ст. 84 НК РФ утверждать порядок представления этих документов в налоговые органы в электронном виде теперь будет Федеральная налоговая служба РФ.
Присвоение ИНН
Кроме того, ФНС России будет теперь утверждать порядок и условия присвоения, применения и изменения ИНН налогоплательщика. Ранее эта обязанность была возложена на Минфин России. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 п. 7 ст. 84 НК РФ.
Сведения из ЕГРН
Единый государственный реестр налогоплательщиков ведет ФНС России, порядок его ведения определяется Минфином России (п. 8 ст. 84 НК РФ). Кроме того, на Минфин России теперь возложена обязанность определять состав сведений, содержащихся в ЕГРН.
Что касается порядка представления пользователям сведений из ЕГРН, то его будет утверждать ФНС России. Все эти изменения вступили в силу с 22 августа 2011 года (п. 2 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).
НДС
Объект налогообложения
Передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не облагается НДС (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Помимо этого с 1 октября 2011 года не признается объектом обложения оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств указанным органам, учреждениям и предприятиям. Такие дополнения внесены в подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Место реализации услуг
Законом N 245-ФЗ установлен порядок определения места реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой, которые оказывают иностранные лица, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Местом реализации этих услуг является территория России в случае, когда там находятся пункты отправления и назначения (новая редакция подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, при перевозке товаров по территории РФ иностранным организациям придется начислять НДС по ставке 18%.
Налоговая база
С 1 октября 2011 года не нужно начислять НДС с суммы страховки, полученной от страховой компании по договору страхования риска неисполнения договорных обязательств, предусматривающих поставку товаров на экспорт. Операции по реализации таких товаров облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Такие дополнения внесены Законом N 245-ФЗ в подп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ.
Нулевая ставка НДС
Экспорт в страны Таможенного союза
Законодатели дополнили п. 1 ст. 164 НК РФ новым подп. 9.1.
Согласно его положениям с 1 октября 2011 года будут облагаться НДС по ставке 0% работы и услуги по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза, а также работы, которые непосредственно связаны с такой перевозкой. При этом стоимость таких работ и услуг должна быть указана в перевозочных документах на перевозку товаров.
Транзит через территорию России
С 1 октября 2011 года российские перевозчики на железнодорожном транспорте смогут применять нулевую ставку НДС в отношении работ и услуг:
- по перевозке или транспортировке товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в т.ч. через территорию государства - члена ТС;
- непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой этих товаров, при условии, что их стоимость указана в перевозочных документах на перевозку товаров.
Это установлено новым подп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
При реализации работ и услуг, предусмотренных подп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, российские перевозчики на железнодорожном транспорте должны будут представлять документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.
Таким документом является реестр перевозочных документов, который оформлен при перевозках товаров железнодорожным транспортом. Об этом говорится в п. 5.1, которым дополнена ст. 165 НК РФ.
Контракт и копии перевозочных документов необходимо представить в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты проставления на перевозочных документах:
- календарного штемпеля пограничной железнодорожной станции - при перемещении товаров с территории РФ через выходные железнодорожные пограничные станции;
- календарного штемпеля станции назначения - при перемещении товаров с территории России через выходные припортовые железнодорожные станции;
- календарного штемпеля станции отправления - при выполнении работ (оказании услуг) по перевозке или транспортировке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза, или работ, которые непосредственно связаны с такой перевозкой.
Такие дополнения внесены в п. 9 ст. 165 НК РФ. Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представит указанные документы в налоговые органы, то операции по реализации работ и услуг, предусмотренных подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, будут облагаться по ставке 18%.
В дальнейшем у налогоплательщика есть возможность представить в налоговые органы документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС. Уплаченная сумма НДС по ставке 18% будет возмещена налогоплательщику.
Предоставление железнодорожного подвижного состава и контейнеров. С 1 октября 2011 года нулевая ставка будет применяться и в случае, когда на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки железнодорожным транспортом организация оказывает:
- услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров;
- транспортно-экспедиционные услуги.
Это положение будет действовать при условии, что перевозка ввезенных товаров осуществлялась железнодорожным транспортом между двумя пунктами, находящимися на территории РФ: от места прибытия товаров на территорию РФ до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ. Такие дополнения внесены в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
С 1 октября 2011 года по нулевой ставке НДС будут облагаться и транспортно-экспедиционные услуги, которые оказывают владельцы железнодорожных подвижных составов для осуществления перевозки или транспортировки экспортируемых товаров и продуктов переработки, вывозимых с территории РФ.
Такие дополнения внесены в подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ. При этом обложение НДС по нулевой ставке транспортно-экспедиционных услуг возможно только в случае, когда пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории РФ. С 1 октября 2011 года по нулевой ставке НДС будут облагаться:
- услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров для осуществления услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых на территорию иностранного государства через территорию РФ:
с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в т.ч. через территорию государства - члена Таможенного союза;
с территории государства - члена Таможенного союза.
- транспортно-экспедиционные услуги на основе договора транспортной экспедиции при перемещении на территорию иностранного государства через территорию России:
с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в т.ч. через территорию государства - члена Таможенного союза;
с территории государства - члена Таможенного союза.
Это установлено новым подп. 3.1, которым дополнен п. 1 ст. 164 НК РФ.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, перечисленные в п. 4.1, которым дополнена ст. 165 НК РФ.
В пакет документов нужно включить:
- контракт (копия) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- копии перевозочных документов, оформленных при перевозках товаров с участием железнодорожного транспорта.
Контракт и копии перевозочных документов необходимо представить в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней с даты проставления на перевозочных документах:
- календарного штемпеля пограничной железнодорожной станции - при перемещении товаров с территории РФ через выходные железнодорожные пограничные станции;
- календарного штемпеля станции назначения - при перемещении товаров с территории РФ через выходные припортовые железнодорожные станции.
Такие дополнения внесены в п. 9 ст. 165 НК РФ.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы в налоговые органы, то операции по реализации работ и услуг, предусмотренных подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, будут облагаться по ставке 18%.
В дальнейшем у налогоплательщика есть возможность представить в налоговые органы документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС. Уплаченная сумма НДС по ставке 18% будет ему возмещена.
Таможенный транзит природного газа
Законодатели внесли изменения в подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которым нулевая ставка НДС будет применяться и в случае помещения природного газа под таможенную процедуру таможенного транзита. Поправки будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Подтверждение нулевой ставки
С 1 октября 2011 года в составе пакета документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС, экспортерам не придется представлять выписку банка о поступлении выручки, поскольку на основании Закона N 245-ФЗ утратили силу соответствующие положения ст. 165 НК РФ.
Товары для официального использования международными организациями
С 1 октября 2011 года реализация товаров, работ, услуг для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ, облагается НДС по нулевой ставке (установлено новым подп. 11, которым дополнен п. 1 ст. 164 НК РФ). Перечень международных организаций, в отношении которых применяются нормы этого подпункта, определяется Министерством иностранных дел совместно с Минфином России. Речь идет о международных организациях и их представительствах, которые осуществляют деятельность на территории России на основании положений международных договоров РФ, предусматривающих освобождение от налога.
Пересчет выручки, полученной в иностранной валюте
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате этих товаров, работ, услуг, полученных им в денежной или натуральной форме (п. 2 ст. 153 НК РФ). Если налогоплательщик получил выручку в иностранной валюте, то ее необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на момент определения налоговой базы по НДС (п. 3 ст. 153 НК РФ):
- либо на момент отгрузки товаров, работ, услуг;
- либо на день получения предварительной оплаты.
Из этого правила есть несколько исключений. Одно из них касается выручки, которая получена за товары (работы, услуги), предусмотренные в пп. 1, 2.1-2.3, 2.5-2.7, 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ. Валютную выручку, которую организация получила за эти товары (работы, услуги), необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ. Но пересчет необходимо произвести на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (п. 3 ст. 153 НК РФ). С 1 октября 2011 года выручка от реализации товаров, работ, услуг, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, полученная в иностранной валюте, будет пересчитываться в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Такие изменения внесены в п. 3 ст. 153 НК РФ.
НДС и суммовые разницы
С 1 октября 2011 года при реализации товаров, работ, услуг, стоимость которых выражена в у.е., а оплачена в рублях, налоговая база будет определяться по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки. Если на дату последующей оплаты курс ЦБ РФ изменился, то курсовые (бывшие суммовые) разницы не будут влиять на налоговую базу по НДС. Это значит, что продавцу не придется корректировать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет и рассчитанную на дату отгрузки. Об этом говорится в новом п. 4, которым дополнена ст. 153 НК РФ. А покупателю не придется корректировать сумму "входного" НДС, которую он может предъявить к налоговому вычету. Такие дополнения внесены в п. 1 ст. 172 НК РФ. В налоговом учете возникшие суммовые разницы налогоплательщики должны полностью включать в состав внереализационных доходов на основании ст. 250 НК РФ или расходов на основании ст. 265 НК РФ.
Реализация прав требования
Законодатели дополнили п. 1 ст. 155 НК РФ следующим положением: при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база по реализации указанных товаров определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.
Новый кредитор, который получил денежное требование от поставщика товаров (работ, услуг), должен рассчитать и уплатить в бюджет НДС, но только если денежное требование вытекает из сделки, облагаемой этим налогом.
Налоговая база в данном случае будет определяться согласно п. 2 ст. 155 НК РФ как разница между договорной стоимостью переуступленного требования (величиной погашенного должником долга) и стоимостью его приобретения. НДС рассчитывается по ставке 18/118. Уплачивается налог в бюджет в момент заключения соглашения о переуступке или в момент прекращения соответствующего обязательства (п. 8 ст. 167 НК РФ).
С 1 октября 2011 года при уступке права требования новый кредитор обязан рассчитать и уплатить в бюджет НДС с разницы между договорной стоимости переуступленного требования и стоимости его приобретения вне зависимости от того, облагались ли НДС реализованные товары (работы, услуги). Такие изменения внесены в п. 2 ст. 155 НК РФ.
Функции налогового агента
Законом N 245-ФЗ ст. 161 НК РФ дополнена новым п. 4.1, который устанавливает порядок уплаты НДС в бюджет при реализации на территории РФ имущества и имущественных прав должника, признанного банкротом. В частности, с 1 октября 2011 года налоговым агентом в этом случае признается не продавец, а покупатель имущества или имущественных прав, за исключением физического лица, который не является индивидуальным предпринимателем.
Сумма НДС определяется в этом случае отдельно по каждой операции реализации имущества расчетным методом и удерживается из доходов продавца.
Корректировочный счет-фактура
Начиная с 1 октября 2011 года плательщики НДС могут выставлять корректировочные счета-фактуры (соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 168 и в ст. 169 НК РФ).
Продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в т.ч. в случае:
- изменения цены (тарифа);
- уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Срок выставления - не позднее пяти рабочих дней со дня получения договора, соглашения или иных первичных документов, подтвердивших согласие покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (см. новый п. 10 ст. 172 НК РФ).
В корректировочном счете-фактуре помимо обычных реквизитов должны быть указаны:
- порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (подп. 2 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
- наименование товаров и единица измерения, по которым осуществляются изменение цены или уточнение количества (подп. 4 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
- количество товаров по счету-фактуре исходя из принятых по нему единиц измерения до и после уточнения количества отгруженных товаров (подп. 5 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
- стоимость всего количества товаров по счету-фактуре без налога до и после внесенных изменений (подп. 8 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
- сумма налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (подп. 11 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
- стоимость всего количества товаров с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (подп. 12 п. 5.2 ст. 169 НК РФ);
- разница между показателями счета-фактуры, по которому осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (подп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ).
Показатели счета-фактуры могут измениться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При уменьшении стоимости отгруженных товаров разница между суммами налога, исчисленными до и после изменения, указывается с отрицательным знаком.
Форма корректировочного счета-фактуры пока не разработана. Однако для того, чтобы понять, какие сведения должны содержаться в корректировочном счете-фактуре, приведем пример. На основании корректировочного счета-фактуры продавец принимает суммы НДС к вычету (п. 1 ст. 169 НК РФ, п. 13 ст. 171 НК РФ), а покупатель восстанавливает сумму "входного" НДС в размере разницы между суммами налога до и после уменьшения стоимости товаров (подп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Восстановление "входного" НДС производится покупателем в налоговом периоде, когда покупатель получил:
- (или) первичные документы на уменьшение стоимости приобретенных товаров;
- (или) корректировочный счет-фактуру, выставленный продавцом.
Обратите внимание! Корректировочные счета-фактуры составляются в соответствии с требованиями, установленными пп. 5.2 и 6 ст. 169 НК РФ. Если эти требования не выполнены, то продавец не сможет предъявить к налоговому вычету сумму разницу по НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Восстановить "входной" НДС можно в течение трех лет с момента составления счета-фактуры.
При увеличении стоимости отгруженных товаров разница между суммами НДС до и после увеличения подлежит вычету у покупателя этих товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ). У продавца увеличение стоимости товаров учитывается при определении налоговой базы за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка этих товаров (работ, услуг).
Об этом говорится в п. 10, которым дополнена ст. 154 НК РФ.
Это значит, что покупателю необходимо внести изменения с помощью дополнительного листа в Книгу продаж за тот период, в котором товары были отгружены, работы выполнены, услуги оказаны.
Совокупная доля расходов
Если организация одновременно осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, освобожденные от обложения НДС, то она обязана раздельно учитывать суммы "входного" НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам, которые используются в облагаемых и необлагаемых операциях (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). Ведение раздельного учета не обязательно в те налоговые периоды, в которых доля совокупных производственных расходов на операции, не облагаемые НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на производство. Законодатели уточнили формулировку абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ. Теперь при определении доли совокупных расходов организации должны учитывать расходы не только на производство, но и на приобретение и реализацию товаров, работ, услуг.
Демонтаж и ликвидация основных средств
Новой редакцией п. 6 ст. 171 НК РФ установлено, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ликвидации основных средств, их разборке и демонтаже, можно заявить к налоговому вычету.
Включение "входного" НДС в первоначальную стоимость ОС или НМА
Если организация приобретает основное средство или нематериальный актив, который она будет использовать одновременно в облагаемой и не облагаемой НДС деятельности, то возникает проблема с формированием первоначальной стоимости объекта как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Суммы "входного" НДС, предъявляемые налогоплательщиками, которые осуществляют как облагаемые, так и освобожденные от НДС операции, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров, работ, услуг в той пропорции, в которой они используются для облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 170 НК РФ). Сумма НДС, которая учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), рассчитывается на основании отношения стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных в налоговом периоде, реализация которых не облагается НДС, к общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных в налоговом периоде.
Благодаря дополнениям, которые внесены в п. 4 ст. 170 НК РФ, эта проблема решена. По основным средствам и нематериальным активам, которые принимаются к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять пропорцию исходя из стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных в соответствующем месяце.
Заявительный порядок возмещения НДС
С 1 января 2010 года налогоплательщики имеют право возместить НДС в заявительном порядке, т.е. не дожидаясь окончания камеральной проверки налоговой декларации по НДС, представленных за прошедший налоговый период.
Воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС могут те налогоплательщики, которые:
- либо работают не менее трех лет, и их совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за предыдущие три календарных года равна или превышает 10 млрд. руб.;
- либо представили в налоговые органы банковскую гарантию на полную сумму НДС, заявленного к возмещению.
Гарантия должна быть выдана банком, который включен в специальный перечень кредитных организаций, размещенный на официальном сайте Минфина России.
С 1 января 2012 года перестанет действовать условие о величине уставного капитала банка, поскольку подп. 2 п. 4 ст. 176.1 НК РФ утратит свою силу. Следовательно, банковскую гарантию можно будет получить и в банке, уставный капитал которого составляет менее 500 000 000 руб.
Для того чтобы воспользоваться заявительным порядком возмещения НДС, организации необходимо представить в налоговые органы соответствующее заявление. Срок представления заявления - не позднее пяти календарных дней со дня подачи налоговой декларации.
Одновременно с подачей заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС плательщики этого налога должны представить и банковскую гарантию (см. новый п. 6.1, которым дополнена ст. 176.1 НК РФ).
Несмотря на то что сумму НДС, указанную в декларации, налоговые органы возвратили налогоплательщику, камеральная проверка декларации продолжается. В ходе этой проверки налоговики проверяют обоснованность суммы НДС, заявленной к возмещению (п. 11 ст. 176.1 НК РФ).
Если никаких нарушений налоговый орган не выявил, он должен сообщить налогоплательщику в письменной форме об окончании камеральной проверки и об отсутствии нарушений. На это ему отводится семь рабочих дней (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).
Помимо этого налоговики должны направить в банк, который выдал банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по ней.
Сделать это необходимо не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Такие дополнения внесены в п. 12 ст. 176.1 НК РФ.
Восстановление "входного" НДС
Благодаря Закону N 245-ФЗ перечень случаев восстановления НДС расширен: п. 3 ст. 170 НК РФ дополнен подп. 4-6.
Реализация товаров, работ, услуг на экспорт
Подпунктом 5, которым дополнен п. 3 ст. 170 НК РФ, установлен порядок восстановления НДС по товарам, работам, услугам, используемым для экспортных операций. Перечень таких операций содержится в п. 1 ст. 164 НК РФ.
Реализация товаров, которые вывезены в таможенном режиме экспорта, облагается НДС по ставке 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Эти документы должны представляться в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров.
Восстановить "входной" НДС необходимо в том налоговом периоде, в котором товары были отгружены (работы выполнены, услуги оказаны).
Восстановленные суммы налога можно предъявить к налоговому вычету в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы, т.е. на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов (п. 9 ст. 167 НК РФ).
Получение субсидии из федерального бюджета
При приобретении товаров (работ, услуг), которые используются для операций, облагаемых НДС, налогоплательщики имеют право на вычет "входного" НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Если организация получила субсидию для компенсации расходов на приобретение этих товаров, работ, услуг, то сумму "входного" НДС она должна восстановить. Об этом говорится в новом подп. 6 п. 2 ст. 171 НК РФ.
Обратите внимание! Восстановлению подлежит сумма "входного" НДС только при получении субсидии из федерального бюджета и в том налоговом периоде, когда субсидия поступила на расчетный счет организации. Если же подобная субсидия была выделена из бюджета субъекта РФ или из местного бюджета, то восстанавливать налог не нужно.
Строительство объектов недвижимости собственными силами
В случаях, когда построенный объект недвижимости организация начинает использовать в операциях, не облагаемых НДС, она должна восстановить "входной" НДС:
- предъявленный налогоплательщику при проведении подрядчиками капитального строительства объектов недвижимости (основных средств);
- предъявленный при приобретении недвижимого имущества (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов);
- исчисленный налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ).
Восстанавливать "входной" НДС не следует в случае, когда такой объект к моменту его использования в операциях, не облагаемых НДС, полностью самортизирован либо с момента ввода его в эксплуатацию прошло не менее 15 лет (абз. 4 п. 6 ст. 171, п. 2 ст. 170 НК РФ).
Законодатели дополнили абз. 4 п. 6 ст. 171 НК РФ еще одним положением: с 1 октября 2011 года организации должны будут восстанавливать "входной" НДС, который был предъявлен при приобретении иных товаров (работ, услуг) для осуществления строительно-монтажных работ.
Модернизация и реконструкция объекта недвижимости собственными силами
Законодатели внесли дополнения в п. 6 ст. 171 НК РФ, прописав особый порядок восстановления НДС со стоимости СМР при модернизации или реконструкции объекта недвижимости в случае перехода организации на специальный налоговый режим или освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст. 145 НК РФ либо, если этот объект организация начинает использовать для осуществления:
- операций, не подлежащих налогообложению на основании ст. 149 НК РФ;
- операций, местом реализации которых не признается территория РФ;
- операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Налог на прибыль
Субсидии на развитие кооперации российских вузов и организаций
Законом N 245-ФЗ установлен порядок налогообложения субсидий, которые вузы получают в рамках государственной программы поддержки развития кооперации вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.
Если вуз приобретает за счет субсидии основные средства или нематериальные активы, то в состав доходов включаются бюджетные средства по мере начисления амортизации этих объектов.
Субсидии включаются в состав внереализационных доходов пропорционально расходам, которые фактически осуществлены за счет этих средств в течение трех налоговых периодов с даты их получения. Это установлено новым п. 4.4, которым дополнена ст. 271 НК РФ, а также п. 2.4, которым дополнена ст. 273 НК РФ.
Расходовать государственные средства организации должны в соответствии с условиями их получения. Если же эти условия нарушены, то полученные средства в полном объеме отражаются в составе внереализационных доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение.
Если по окончании третьего налогового периода вуз полностью не использовал полученные бюджетные деньги, то неиспользованные средства включаются в состав внереализационных доходов этого налогового периода.
Обратите внимание! После вступления в силу Закона N 245-ФЗ положения п. 4.4 ст. 271 НК РФ, п. 2.4 ст. 273 НК РФ будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
Субсидии для поддержки кинематографии РФ
Аналогичный порядок признания доходов и расходов предусмотрен в случае получения субсидий организациями кинематографии.
Законом N 245-ФЗ расширен перечень субсидий, по которым доходы и расходы признаются в особом порядке.
Раньше этот порядок распространялся только на средства средств из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма.
Теперь в том же порядке учитываются доходы и расходы в отношении субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Обратите внимание! Действие новой редакции п. 4.2 ст. 271 НК РФ и п. 2.2 ст. 273 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (п. 6 ст. 4 Закона N 245-ФЗ).
Государственная пошлина
С 1 января 2012 года за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе будет взиматься государственная пошлина в размере 200 рублей. Это установлено подп. 132, которым дополнен п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
О. Курбангалеева,
генеральный директор
ООО "Консалтинг Успешного Бизнеса", к.э.н.
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1