Муниципальный контракт, одной из сторон которого является муниципальное учреждение, заключен при отсутствии лимитов бюджетных обязательств. В данном контракте содержится условие, согласно которому обязательства сторон по его выполнению начинаются после доведения лимитов бюджетных обязательств.
Может ли муниципальный контракт быть признан недействительным по данному основанию по иску участника размещения заказа?
Муниципальный контракт, заключенный при отсутствии лимитов бюджетных обязательств, может быть признан недействительным только по иску главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).
В соответствии с частью 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Из изложенной нормы следует, что заключение муниципальных контрактов возможно только после доведения лимитов бюджетных обязательств.
Нарушение бюджетным учреждением данных требований при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Из содержания ч. 2 ст. 161 БК РФ следует, что муниципальный контракт, заключенный с нарушением данной статьи, является оспоримой сделкой, и может быть признан судом недействительным только по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина
1 августа 2011 г.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 8, август 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427