Дойти до финала электронного аукциона
Как гласит Закон о госзакупках*(1), государственные и муниципальные заказчики должны выбирать минимальное ценовое предложение только из предложений тех участников размещения государственного заказа, у которых документация полностью соответствует установленным и обнародованным на официальном сайте требованиям. Однако в словосочетании "установленные и обнародованные требования" такое количество "подводных камней", что наткнуться на них может даже опытный участник. Чтобы не совершить фальстарт и не сойти с дистанции, необходимо четко следовать определенным правилам, даже несмотря на очевидную абсурдность некоторых из них.
Обеспечительные меры
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о госзакупках последует, если участник размещения заказа в составе первой части заявки не указал конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара (материалов). "Не соответствует требованиям документации об открытом аукционе" - такой вердикт для строительной организации означает фиаско. Компания не будет допущена к непосредственному участию в аукционе и не сможет выполнять государственные заказы. Почему так происходит? Как избежать дисквалификации? Рассмотрим конкретные примеры.
Предположим, что руководитель строительной компании (или другой специалист) заинтересовался определенным аукционом, информация о котором размещена на сайте http://zakupki.gov.ru. Последовательность его действий должна быть следующей.
Первый шаг - внимательно изучить сметную документацию. Примерно просчитав себестоимость работ, определить, на какое максимальное снижение цены может пойти компания и есть ли смысл участвовать в торгах.
Второй шаг - определить, есть ли у организации финансовые возможности для выполнения данной работы. Как правило, в строительной сфере одни только залоговые обязательства составляют 20-30% начальной (максимальной) цены контракта: 5% приходится на обеспечение заявки, а 15-25% - на залоговые обязательства по обеспечению государственного контракта. Например, при начальной цене лота 10 млн. руб. заявку придется обеспечить суммой в 500 тыс. руб., а контракт - 2 млн. руб.
Денежные средства, направленные на обеспечение заявки, возвращаются проигравшим участникам в полном объеме, а с победителя после подписания государственного контракта удерживается фиксированная сумма. В частности, на электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" такой платеж составляет 3 тыс. руб. вне зависимости от суммы контракта.
Обеспечение заявки необходимо внести на электронную торговую площадку в виде безналичного перевода, а вот обеспечение контракта можно осуществить тремя способами:
1) победитель вносит на расчетный счет заказчика сумму обеспечения в полном объеме;
2) победитель аукциона в качестве обеспечения использует банковскую гарантию;
3) обеспечение контракта достигается посредством договора поручительства.
Обычно у строительных организаций нет свободных оборотных средств, которые можно использовать в качестве залога, поэтому из трех возможных вариантов стоит рассматривать два более реальных.
К плюсам договора поручительства относится его быстрое оформление (один-два дня), к минусам - высокая стоимость. Для контракта с начальной стоимостью 10 млн. руб. стоимость обеспечения составляет от 1,2 до 3% суммы обеспечения, то есть 24-60 тыс. руб. Конкретные цифры зависят от срока поручительства (меньше срок - ниже ставка). Еще одним минусом данного договора является то, что к организациям-поручителям заказчики предъявляют очень жесткие финансовые требования, которым удовлетворяет далеко не каждый кандидат.
У банковской гарантии другие особенности. В качестве обеспечительной меры она полностью устраивает тендерные комиссии, да и процентная ставка по ней ниже. Зато рассмотрение банком документов может занять от 5 до 10 дней, так что победитель аукциона может попросту пропустить срок (обычно это 10 дней), в течение которого нужно заключить контракт через электронную торговую площадку (ЭТП). Более того, банк может отказать в выдаче гарантии строительной организации, посчитав последнюю недостаточно кредитоспособной.
Финал такой истории для победителя аукциона будет печальным: занесение в "черный список" недобросовестных поставщиков и потеря денежных средств, потраченных на обеспечение заявки. Если организация будет уклоняться от заключения договора (вне зависимости от причин этого уклонения), ЭТП не вернет внесенные средства и присудит победу в аукционе "второму призеру". Причины уклонения - отказ банка или несоответствие организации-поручителя установленным требованиям - это проблемы исключительно подрядчика. В нашем случае несостоявшийся победитель лишится 500 тыс. руб., внесенных в обеспечение заявки, и еще, наверное, желания участвовать в подобной "лотерее".
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, мы рекомендуем строительной компании обращаться в банк за гарантией заранее, еще до проведения аукциона - тогда даже при отрицательном заключении у нее будет время для маневра. Можно попробовать обратиться в другой банк или поискать организацию-поручителя, которая соответствует всем требованиям.
Забегая вперед, отметим еще один очень важный момент, возникающий уже на этапе получения госзаказа победителем аукциона. Сам государственный контракт, заверенный электронной цифровой подписью (ЭЦП), нужно обязательно "пропускать" в отсканированном виде через ЭТП, сопровождая его всеми документами по обеспечению. В противном случае госконтракт может считаться ничтожным со всеми вытекающими отсюда для подрядчика последствиями. Заключив такой контракт только на бумажных носителях и имея на руках все необходимые документы, строительная организация, как ни парадоксально, может стать недобросовестным поставщиком и лишиться средств, направленных на обеспечение заявки, еще до начала проведения работ.
У организаций, которые уже имеют опыт электронных торгов, эта процедура отработана до мелочей, а "новичкам" стоит быть предельно внимательными и в буквальном смысле по инструкции заниматься вопросами обеспечения контракта.
Первая часть заявки
Третий шаг - грамотно составить первую часть заявки. От ее оформления на 99% зависит, допустят участника размещения заказа до электронного аукциона или нет.
Требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
I. Для материалов, в отношении которых в документации об аукционе имеются указания на их товарные знаки (их словесные обозначения):
1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе означающее согласие на использование товара (материала), указание на товарный знак (его словесное обозначение) которого содержится в документации об аукционе;
или
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара (материала) и конкретные показатели этого товара (материала), соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар (материал), который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме.
II. Для материалов, в отношении которых в документации об аукционе отсутствуют указания на их товарные знаки (их словесные обозначения):
3) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме;
а также
4) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара (материалов).
При указании товарного знака (его словесного обозначения) предлагаемых материалов использование терминов "или эквивалент"/"эквивалент" не допускается.
Первая часть заявки должна быть подписана ЭЦП лица, уполномоченного действовать от имени участника размещения заказа.
На этом этапе работы следует обратить особое внимание на следующие моменты. Кроме информации, подтверждающей внесение обеспечения, к любой заявке на участие в открытом электронном аукционе требуется прикрепить документ в отсканированной форме, который регламентирует, какие материалы будет применять подрядчик при строительных работах, и через ЭТП отправить этот документ в тендерную комиссию. Без него заявка рассматриваться не будет, так что, забыв про отсканированную копию, участник размещения заказа может сразу начать искать другие подряды.
Кроме того, тендерная комиссия на этапе рассмотрения первых частей заявок знает только номера потенциальных участников, поэтому никакой информации о названии фирмы, фамилиях ответственных сотрудников раскрывать нельзя. Текст первой части заявки должен начинаться примерно так: "Участник размещения заказа (любое другое определение, не содержащее названия организации, также подойдет), подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, будет использовать следующие строительные материалы". Далее должно следовать перечисление всех материалов и их характеристик.
Материалы, содержащие товарный знак (его словесное обозначение)
N п/п | Наименование | Показатели, используемые для определения соответствия потребности заказчика и эквивалентности товара (материала), предлагаемого к использованию при выполнении работ, максимальные и (или) минимальные значения этих показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться |
1 | Краска "Тиккурила" | Краска для стен и потолков: латексная, на акрилатной основе, матовая или полуматовая, образующая износостойкое паропроницаемое покрытие, устойчивое к многократному (не менее 3 500 циклов) мытью поролоновой губкой с применением моющих средств, а также 1%-го раствора хлорамина. Цвет - по согласованию с заказчиком |
2 | Клей Ceresit CH 11 | Клей плиточный: коэффициент водопоглощения не более 3%, адгезия к бетону в сухих и влажных условиях не менее 0,8 МПа, предел прочности на сжатие не менее 5 МПа |
3 | Шпатлевка для внутренних работ Vetonit LR | Цвет: белый Водостойкость: неводостойкая Заполнитель: известняк, < 0,3 мм Связующее: полимерный клей Температура воды: не выше +40°С Толщина слоя: не более 5 мм за одно нанесение Расход: не более 1,2 кг/кв. м при толщине слоя 1 мм Прочность сцепления с бетоном: > 0,5 МПа |
4 | Реечный потолок "Албес" | Реечный подвесной потолок изготавливается из листового алюминия толщиной до 0,6 мм и имеет защитно-декоративное покрытие из порошковой краски. Ширина панелей: от 50 до 200 мм Область применения: общественные здания, медицинские и образовательные учреждения Материал панелей: алюминий Цвет: белый |
5 | Окна ПВХ | ПВХ-профиль REHAU Sib-Design Размеры: 2 100 х 1 800 мм Схема открывания: нарисовать Количество: 3 шт. Системная глубина: 70 мм Количество камер в профиле: не менее 5 Количество камер в стеклопакете: не менее 2 Подоконник пластиковый: толщина не менее 20 мм Москитная сетка: есть Фурнитура: Aubi не менее чем на 100 000 открываний Тип стеклопакета: энергосберегающий Цвет: белый Отлив: из оцинкованной стали толщиной не менее 0,7 мм, окрашенный в белый цвет, длиной по ширине окна Откосы внутренние: белые глянцевые, "сэндвич-панель" Срок службы: не менее 40 лет условной эксплуатации |
Обратите внимание: если подрядчик будет использовать именно те материалы, наименования и марки которых указаны в конкурсной документации, ему необходимо полностью исключить слово "эквивалент". Если же строительная организация планирует использовать аналоги, их технические характеристики должны быть не хуже тех, которые организатор торгов установил для материалов, имеющих товарный знак. Если даже один параметр материала имеет более низкие характеристики, а десять других - более высокие, такой материал применять нельзя. К примеру, если вместо профиля REHAU Sib-Design планируется использовать ПВХ-профиль КВЕ, все параметры данного заменителя должны быть представлены в таблице заявки и полностью соответствовать установленным требованиям.
Также не стоит думать, что в тендерной комиссии сидят люди, слабо разбирающиеся в строительстве, и можно ограничиться только сменой названия того или иного материала, скопировав все его "технические характеристики" с базового образца. Заявки обязательно будут проверять - в этом можно не сомневаться.
Как строитель с многолетним стажем, могу сказать, что достигнуть 100%-го соответствия выполняемых ремонтных работ установленным требованиям очень сложно. Но рекомендация здесь будет следующей: чтобы максимально обезопасить себя от "дисквалификации в первом круге", целесообразно всегда соглашаться с требованиями организаторов аукциона. Хотят заказчики клей Ceresit CH 11, шпатлевку для внутренних работ Vetonit LR и подвесной потолок "Албес" - значит, именно эти материалы (а не их аналоги) нужно отображать в заявке. Тогда ни один из членов тендерной комиссии, обнаружив несоответствие по малозначительному параметру, не сможет поставить вопрос об исключении участника. Если потом окажется, что материалы-аналоги значительно дешевле или их проще найти в продаже, при определенных обстоятельствах реально произвести замену уже на этапе строительных работ. Подчеркнем, что такое возможно далеко не всегда и только с согласия заказчика. Кроме того, замена допустима исключительно на материалы-аналоги. Если организация согласилась с требованиями организаторов торгов, использовать вместо немецкого плиточного клея китайскую подделку будет практически невозможно.
Приведем пример заполнения следующего пункта первой части заявки.
Материалы, не содержащие товарный знак (его словесное обозначение)
N п/п | Наименование | Показатели, используемые для определения соответствия потребности заказчика и эквивалентности товара (материала), предлагаемого к использованию при выполнении работ, максимальные и (или) минимальные значения этих показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться |
1 | Керамогранит ESTIMA, производство - г. Ногинск | Размеры: 300 х 300 мм, толщина не менее 8 мм Кривизна лицевой поверхности: Косоугольность: Твердость по Моосу: Водопоглощение: Предел прочности при изгибе: Устойчивость к износу: Цвет: по согласованию с заказчиком |
2 | Дверные блоки "Венеция", производство - г. Владимир | Двери однопольные сплошные (без вставок) Материал: вспененный экструзионный ПВХ Замки: есть Цвет: белый Размеры: 1 100 х 2 000 мм. Количество: 4 шт. Размеры: 600 х 2 000 мм. Количество: 11 шт. |
3 | Потолок натяжной "Звездное небо", производство - г. Санкт-Петербург | Тип: матовый Ширина одного листа: не менее 2 м, полосы соединены между собой сваркой с образованием еле заметного шва Материал: пленка ПВХ Вес: не более 300 г/кв. м Толщина: не менее 0,3 мм Соответствует всем гигиеническим нормам и требованиям, предъявляемым к отделочным материалам для общественных и жилых помещений, рекомендован для лечебных учреждений. Соответствует отделочным материалам класса безопасности М1 Водонепроницаемость: 100% Максимальное давление: не менее 1 000 Па Цвет и оттенок, а также фактура - по согласованию с заказчиком |
4 | Душевая кабина "Водолей 3", производство - г. Новокузнецк | Размеры: 900 х 900 мм Поверхность поддона рельефная, исключающая скольжение Стекло: закаленное прозрачное Профиль: алюминиевый Ручная лейка: есть |
Заполняя этот пункт заявки, участник размещения заказа обязательно должен добавить к обезличенным материалам их марки. Организаторы торгов не настаивают на конкретных названиях, их интересуют в основном технические характеристики.
В то же время здесь не надо писать ничего лишнего, вполне достаточно тех показателей, которые заявляют организаторы. Например, если владимирские двери награждены на некоей выставке золотой медалью, указав этот факт, вы повысите свои шансы стать финалистом аукциона ровно на 0%.
Вторая часть заявки
Четвертый шаг - формирование второй части заявки. Приведем выдержку из конкурсной документации.
Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
1. Сведения об участнике размещения заказа.
1.1. Для юридических лиц:
- фирменное наименование (наименование);
- организационно-правовая форма;
- место нахождения;
- почтовый адрес;
- номер контактного телефона;
- идентификационный номер налогоплательщика.
1.2. Для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей:
- фамилия, имя, отчество;
- паспортные данные;
- место жительства;
- номер контактного телефона;
- идентификационный номер налогоплательщика.
2. Документы и копии документов участника размещения заказа.
Для юридических лиц: решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о его наличии для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа выполнение работ, являющихся предметом контракта, или внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта денежные средства считаются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Вторая часть заявки должна быть подписана ЭЦП лица, уполномоченного действовать от имени участника размещения заказа.
Для корректного и своевременного оформления проекта государственного контракта по желанию участника размещения заказа в состав второй части заявки могут быть включены отдельным файлом актуальные сведения об организации:
- полное наименование;
- факс;
- адрес электронной почты;
- ФИО лица, уполномоченного на подписание контракта от имени организации;
- наименование и реквизиты документа, на основании которого действует указанное лицо;
- банковские реквизиты;
- сведения о режиме и ставках налогообложения, а также реквизиты документа, подтверждающего специальный режим налогообложения;
- информация о контактном лице.
Обратите внимание, что самое главное при оформлении этих пунктов заявки - актуальность сведений. Все данные об организации - участнике размещения заказа уже есть на ЭТП, а потому, если изменений нет, вторая часть заявки сформируется автоматически. Если же поменялся адрес, фактическое место нахождения компании перестало совпадать с юридическим адресом, формально истек срок полномочий директора (согласно уставным документам он обычно составляет три года), нужно срочно внести соответствующие поправки в документацию и оправить ее на ЭТП, иначе участника размещения заказа не допустят до аукциона.
Мы перечислили основные "подводные камни" процедуры электронного аукциона. Однако несмотря на имеющиеся сложности подготовка к аукциону представляет собой очень интересный процесс, который напоминает тренировку вратаря "по бразильской системе", когда воротами является витрина магазина. В такой ситуации у строительной компании просто нет права на ошибку.
Е.Я. Белоцерковский,
эксперт журнала "Руководитель строительном организации"
"Руководитель строительной организации", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.