ФСС компенсирует затраты на охрану труда
Согласно Трудовому кодексу работодатель обязан обеспечивать охрану труда на предприятии, однако конкретный комплекс мер зависит от специфики производства. Выполняя свои обязательства, страхователи несут весьма существенные затраты, поэтому ФСС пошел им навстречу, частично компенсируя некоторые из их расходов на охрану труда.
Одно из основных препятствий при реализации прав работников на безопасные условия труда - недостаточное финансирование. Такие мероприятия, как аттестация рабочих мест или санаторно-курортное лечение работников, очень дороги, но проводить их необходимо. Строительные компании могут выделить на это лишь ограниченные средства, потому в рамках государственной политики, направленной на повышение заинтересованности предпринимателей в создании безопасных условий труда, некоторые мероприятия финансируются за счет ФСС.
Как известно, каждая компания ежемесячно отчисляет страховые взносы в ФСС, который осуществляет страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. В течение календарного года эти взносы накапливаются на карточке организации, а по окончании года ФСС дает право любым организациям вернуть 20% страховых взносов, уплаченных в предшествующем году. Потратить данные средства можно на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Главное условие участия в этой программе - отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.
Подобное финансирование осуществляется с 2001 года в соответствии с ежегодно принимаемым федеральным законом о бюджете ФСС и утверждаемым Минздравсоцразвития перечнем мероприятий, на которые застрахованным лицам могут выделяться денежные средства. За 10 лет на превентивные меры по охране труда работников было направлено более 20 млрд. руб. Эти средства использовали почти 20 тыс. страхователей.
Как использовать средства?
С каждым годом все больше и больше организаций вовлекаются в процесс финансирования охраны труда за счет средств ФСС. Выгода компаний очевидна. К примеру, строительство зданий и сооружений в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007*(1) относится к восьмому классу риска. Тариф взносов "по травме" установлен в размере 0,9% фонда оплаты труда. Следовательно, если фонд заработной платы в месяц составляет 1 млн. руб., то страховой тариф будет равен 9 тыс. руб. в месяц и 108 тыс. руб. в год. ФСС может вернуть строительной компании 20% перечисленных средств, то есть 21 600 руб.
В 2011 году финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, осуществляется на основании п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и в соответствии с Правилами *(2), утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.02.2011 N 101н. Аналогичные нормативные акты будут утверждены для определения условий финансирования в 2012 году.
Строительные компании могут использовать 20% "своих" взносов в ФСС в следующих целях:
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, шума и вибрации и излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
обучение по охране труда следующих категорий работников:
- руководителей организаций малого предпринимательства;
- работников организаций малого предпринимательства (численностью до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда;
- руководителей и специалистов служб охраны труда;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты (СИЗ), а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ или предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 5 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Приказ N 342н));
санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (в соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 46н).
Страхователь имеет право выбрать любое (или несколько) из перечисленных направлений. Единственное ограничение - расходы на проведение мероприятий не должны превышать максимальную сумму компенсации.
Пример
Строительная компания "Строй-Актив" согласовала с ФСС план финансирования предупредительных мер на 2011 год, в котором предусмотрена закупка СИЗ для монтажников. В среднем получается 2 500 руб. на человека.
В 2010 году "Строй-Актив" перечислила в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев в размере 92 тыс. руб. В 2011 году фирма может израсходовать на финансирование предупредительных мер: 92 000 руб. x 20% = 18 400 руб.
За счет средств ФСС компания может закупить СИЗ семи рабочим-монтажникам: 2 500 руб. x 7 чел. = 17 500 руб.
Запланированные расходы на предупредительные мероприятия меньше суммы, возвращаемой ФСС. Поэтому "Строй-Актив" может полностью покрыть свои расходы на покупку СИЗ.
Условия возврата денег
Чтобы вернуть часть средств, перечисленных в ФСС, и направить их на улучшение условий труда и оздоровительные мероприятия, компании нужно до 1 августа календарного года обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС по месту регистрации. Обратите внимание, что для оперативного доведения до работодателей информации ФСС ежегодно (в июне - июле) выпускает разъяснительные письма, в которых подробно описывает порядок и сроки подачи работодателями документов на финансирование, а также правила их заполнения.
К заявлению прилагаются:
- план финансового обеспечения в текущем календарном году предупредительных мер установленной формы, составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;
- копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (приложение 8 к порядку, утвержденному Приказом N 342н);
- документы (копии документов, заверенные печатью работодателя), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.
Документы рассматриваются в ФСС в течение 10 рабочих дней, после чего принимается решение об объеме финансирования (или об отказе в нем), которое в трехдневный срок с момента его принятия направляется страхователю. Отказ в финансовом обеспечении возможен в том случае, если у компании имеется недоимка по уплате страховых взносов, пени или штрафы, не погашенные на день подачи заявления, либо если представленные документы содержат недостоверную информацию.
"Подводные камни" предоставления финансирования
Аттестация рабочих мест по условиям труда - основная мера, позволяющая оценить данные условия. По результатам именно этой процедуры составляются планы мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями. Потому проведение данной аттестации является гарантией того, что сотрудники ФСС примут документы к рассмотрению. Нигде не указано, сколько именно рабочих мест должно быть аттестовано на момент обращения (все или несколько), но работа в этом направлении должна быть уже начата. Компании, которые еще не прошли аттестацию, могут рассчитывать только на финансирование уже состоявшихся мероприятий, в отличие от страхователей, ранее проводивших аттестацию и имеющих право претендовать на финансирование текущих мероприятий.
Встречаются ситуации, когда договор на проведение каких-либо мероприятий по охране труда заключается в текущем году, а работы проводятся в следующем. В частности, аттестация рабочих мест длится, как правило, несколько лет. Если договор был заключен, скажем, в 2010 году, а сама процедура прошла в 2011 году, считается, что аттестация осуществлялась в течение двух лет, и ФСС не будет компенсировать такие расходы. Чтобы вернуть потраченные деньги, нужно поступить следующим образом: заключить договор с аттестующей организацией на несколько лет и проводить процедуру частями по дополнительному соглашению, которое регламентирует объем работ на каждый год.
Приведем в пример еще один распространенный случай. Компания выбирает в качестве цели финансирования закупку СИЗ. Обеспечение такими средствами осуществляется в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, потому в прилагаемом комплекте документов необходимо указать, согласно каким требованиям нужно приобрести именно эти средства.
Однако часто бывает так, что работодатель совместно с профсоюзным или иным органом, уполномоченным трудовым коллективом, принимает решение об увеличении выдачи СИЗ или замене предусмотренного нормами средства на более современное. Ничего противозаконного в этом нет, напротив, компания улучшает условия труда работников сверх норм, установленных законодателем. Но в данном случае ФСС потребует предоставить принятые организацией документы, регламентирующие обеспечение сотрудников такими средствами. Выдаваемые работникам СИЗ должны быть не только в достаточном количестве, но и надлежащего качества, поэтому к комплекту документов следует приложить еще и копию сертификата или аттестата соответствия приобретаемой продукции, а также прайс-листы, счета и счета-фактуры.
Обратите внимание, что документов на возврат средств ФСС потребуется много: копии протоколов соглашений, лицензий, сертификаты, результаты проведенных мероприятий по охране труда, прайс-листы, счета-фактуры... Но это обоснованное требование: может возникнуть ситуация, при которой работодатель, например, приобрел СИЗ исходя из их низкой стоимости и не спросил при покупке сертификата, а в ходе эксплуатации этих средств работники получили травму.
Более того, если компания получит разрешение на такое финансирование, а в ходе проверки выяснится, что во время проведения мероприятий были нарушены требования законодательства, ФСС будет вынужден взыскать со страхователя недостающую сумму, да еще с процентами за несвоевременную оплату.
Поэтому пакет документов целесообразно приносить в ФСС не в последний день приема. На практике часто бывает, что при оформлении документов допущены неточности или не выполнены условия получения компенсации, а исправить ошибки уже нет времени.
Результаты действия программы
Результативность таких инвестиций в охрану труда очевидна: по мнению экспертов, производственный травматизм и профессиональная заболеваемость в компаниях и на предприятиях страны за годы действия данной программы снизились на 40%. Наибольшая часть средств направлена страхователями на приобретение СИЗ и финансирование санаторно-курортного лечения работников, которые трудятся во вредных условиях. Очевидна и прямая зависимость между увеличением финансирования охраны труда и сокращением количества случаев производственного травматизма и вновь выявленных профзаболеваний. Так, по данным ФСС, в 2002 году в стране было зарегистрировано 134,7 тыс. подобных случаев, а через год их число сократилось более чем на 16 тыс. Данные последующих лет подтверждают тенденцию: к 2008 году вложения в безопасность труда превысили 3 млрд., а количество случаев производственного травматизма и профзаболеваний снизилось до 90,2 тыс.
ФСС активно пропагандирует механизм экономической заинтересованности работодателей, однако возможность такого финансирования используют, к сожалению, далеко не все. Как правило, причина кроется в отсутствии информации о данной возможности и в том, что руководство небольших (в том числе строительных) фирм по разным причинам не стремится воспользоваться этим видом финансирования, хотя специализация таких компаний предполагает проведение мероприятий по охране труда. Некоторые же страхователи не находят времени, чтобы подготовить необходимые документы.
С.И. Гурин,
директор ООО "ЦСЭТ"
Н.Ю. Костерина,
ведущий эксперт ООО "ЦСЭТ"
"Руководитель строительной организации", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.
*(2) "Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.