Порядок проведения выездных проверок ПФР
В продолжение разговора об осуществляемых ПФР выездных проверках плательщиков страховых взносов*(1) рассмотрим порядок проведения и документальное оформление данных мероприятий.
Процедура проведения выездной проверки органами ПФР прописана в Методических рекомендациях по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее - Методические рекомендации), утвержденных Распоряжением Правления ПФ РФ от 03.02.2011 N 34р.
Документальное оформление выездной проверки ПФР
Представим в таблице документы, которые составляются при проведении выездной проверки плательщиков страховых взносов и которыми оформляются все действия контролеров и проверяемых лиц. Большое внимание документальному оформлению уделено в связи с тем, что только таким образом можно доказать (в том числе и в ходе рассмотрения результатов проверки в суде) неправомерные действия проверяющих лиц.
Документ | Форма | Срок | Примечание |
Решение о проведении выездной проверки | Форма 9-ПФР * (приложение 14) | Срок, указанный в утвержденном плане-графике | - принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР; - выносится в двух экземплярах; - одновременно вручается требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки |
Уведомление о вызове плательщика страховых взносов | Форма 7 (приложение 11) | По мере необходимости | - может выдаваться неоднократно в ходе проверки; - применяется также для извещения лица, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения ее материалов |
Требование о представлении документов | Форма 14 (приложение 21) | Первое требование вручается одновременно с решением о проведении проверки, последующие - по мере необходимости | - составляется должностным лицом органа ПФР, проводящим выездную проверку в двух экземплярах: первый вручается лично под подпись руководителю организации-плательщика, индивидуальному предпринимателю; - количество требований в ходе выездной проверки не ограничено |
Решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов | Форма 15 (приложение 22) | В течение двух дней со дня получения уведомления о невозможности представления документов в указанные сроки с указанием причин | - принимает руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР; - срок продления предоставления документов определяется руководителем ПФР самостоятельно с учетом указанных причин, объема истребуемых документов, наличия факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроки, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы |
Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящих выездную проверку, на территорию или в помещение плательщика страховых взносов | Форма 13 (приложение 20) | В момент наступления данного случая | - составляется при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещение плательщика страховых взносов (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы; - акт подписывается руководителем проверяющих и проверяемым лицом. В случае отказа проверяемого лица подписать акт в нем делается соответствующая запись |
Решение о приостановлении проведения выездной проверки | Форма 10 (приложение 16) | По мере необходимости | Решение принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего указанную проверку. Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы |
Решение о возобновлении проведения выездной проверки | Форма 11 (приложение 17) | По окончании приостановления выездной проверки | - общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев; - в случае, если выездная проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен на три месяца |
Справка о проведенной выездной проверке | Форма 12-ПФР (приложение 18) | В последний день проведения выездной проверки | - составляется должностными лицами, проводящими выездную проверку; - составляется в двух экземплярах, один из которых вручается проверяемому лицу. В случае, если проверяемый уклоняется от получения данной справки, она направляется по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня его направления |
Акт выездной проверки | Форма 17-ПФР (приложение 26) | В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке | - составляется должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку; - подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого она проводилась (его уполномоченным представителем). Об отказе проверяемого лица подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки; - акт проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения. В случае отказа от получения акта проверки этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма |
Решение об истребовании необходимых документов | Форма 18 (приложение 29) | После рассмотрения акта выездной проверки по мере необходимости | - выносится руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства РФ о страховых взносах или отсутствия таковых; - на основании этого решения выставляется требование о представлении документов по форме 14-ПФР |
Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах | Форма 19-ПФР (приложение 30) | В течение десяти дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц | Дата решения о привлечении к ответственности должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки |
Решение об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах | Форма 20-ПФР (приложение 32) | В течение десяти дней со дня истечения срока для представления плательщиком страховых взносов письменных возражений по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц | Дата решения об отказе в привлечении к ответственности должна соответствовать дате фактического рассмотрения материалов проверки |
* Формы документов, приведенные в данной таблице, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов". |
Особенности проведения выездной проверки ПФР
Рассмотрим отдельные особенности проведения выездной проверки плательщиков страховых взносов, на которые обращено внимание в Методических рекомендациях, выпущенных, напомним, для работников ПФР.
Где непосредственно проводится выездная проверка? Исходя из названия самой проверки территориально она проводится в помещении проверяемого лица. Об этом сказано и в п. 1 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ*(2). В этом случае доступ на территорию или в помещение плательщика страховых взносов должностных лиц ПФР, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) органа контроля за уплатой страховых взносов о проведении выездной проверки.
Если представителям ПФР отказано в доступе на территорию проверяемого лица, составляется соответствующий акт (см. таблицу). Это чревато тем, что проверяющие сами расчетным способом начислят страховые взносы по своим данным или по аналогии.
Если у проверяемого лица нет помещения для проведения проверки, она может проводиться в территориальном органе ПФР. Как правило, это бывает, когда организация или индивидуальный предприниматель не имеют своего офисного помещения. Поскольку проверки проводятся совместно с представителями ФСС, проверяющие сами решают, на территории какой органа контроля будет проходить данная проверка.
Каков порядок истребования документов при проверке? Важным вопросом при проведении выездной проверки является истребование документов. Самое первое требование проверяемое лицо получает вместе с решением о проведении проверки. Поскольку Федеральный закон N 212-ФЗ не ограничивает количество таких требований, надо быть готовым к тому, что они будут поступать в ходе всей проверки. Надо отметить, что потребовать представить документы в устной форме проверяющие не могут, все затребованные документы должны быть прописаны в требовании. Обычно в требовании перечислен весь список документов, приведенный в Методических рекомендациях.
В каком виде представлять истребуемые документы? Согласно ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ они представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Важным моментом является то, что нотариального удостоверения копий документов не требуется, также не допускается изъятие подлинников. Но ознакомиться с подлинниками документов, представленных в виде копий, проверяющие вправе как на территории проверяемого лица, так и по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 22 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ). При этом копии проверяющие обязательно забирают: они могут понадобиться им для обоснования своей позиции, если страхователь не согласится с выводами по итогам проверки.
Также надо помнить о том, что все документы представляются по описи и заверяются обеими сторонами. Это позволит избежать разногласий сторон.
Особо внимательно надо относиться к срокам представления документов для проверки. В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 28 и п. 5 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ документы, которые были истребованы в ходе выездной проверки, плательщик страховых взносов обязан представить в течение десяти рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. В данном случае надо определиться, если ли техническая возможность подготовить все необходимые документы в указанные сроки. Согласно действующему законодательству непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ). При этом отказ от представления запрашиваемых документов влечет аналогичные последствия.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти рабочих дней, в течение дня, следующего за днем получения соответствующего требования, он вправе письменно уведомить проверяющих о невозможности их представления с указанием причин и о сроках, в течение которых он (его представитель) может их представить. В этом случае руководитель органа контроля может вынести решение о продлении сроков представления документов.
Каков максимальный срок проведения проверки? Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
В соответствии с п. 15 ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим причинам:
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ;
- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Других оснований для приостановления проверки действующее законодательство не предусматривает. На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются действия проверяющих по истребованию документов, в этом случае возвращаются все истребованные подлинники документов. Кроме этого, приостанавливаются действия проверяющих на территории проверяемого лица.
Предусмотрено еще одно ограничение для приостановления сроков проверки: приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Кроме этого, общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. Исключением является приостановление для получения информации от иностранных государственных органов: если течение шести месяцев орган контроля не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.
Что должно содержаться в акте выездной проверки? Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов.
В описательной части акта следует отразить информацию по основным вопросам, подлежащим проверке.
Если выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в описательной части акта должны быть отражены:
- сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов;
- сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов;
- сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия);
- сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- сведения о других, документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.
В качестве доказательной базы к акту выездной проверки прикладываются заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения.
Суммы расхождений рекомендуется приводить в таблицах с разбивкой по нарушениям и отчетным периодам с указанием фамилии и инициалов застрахованного лица, по которому обнаружено занижение базы для начисления страховых взносов или суммы начисленных и уплаченных страховых взносов.
Если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты страховых взносов.
Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать:
- выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с плательщика страховых взносов суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов;
- предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах;
- предложения органа контроля о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для этого и состава правонарушений;
- указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки.
В случае выявления нарушений, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в таблицах (приложениях к акту) приводятся суммы расхождений и результаты проверки достоверности индивидуальных сведений, страховые номера, фамилии и инициалы застрахованного лица, по которому обнаружены нарушения, виды нарушений, расчет финансовых санкций.
Всегда ли выносится решение по результатам выездной проверки? Нет, не всегда. В случае отсутствия нарушений на это указывается в акте выездной проверки и служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР, выносившего решение о проведении проверки. При этом решение по результатам выездной проверки не принимается.
Но, к сожалению, гораздо чаще бывает наоборот: в ходе проверки выявляются нарушения, и выносится решение либо о привлечении к ответственности, либо об отказе от этого.
Важным является то, что плательщик страховых взносов имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. При этом его неявка при должном извещении не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением случаев, когда участие проверяемого лица будет признано руководителем территориального органа ПФР обязательным.
Согласно рекомендациям, данным проверяющим из ПФР, дату рассмотрения результатов проверки целесообразно назначать не ранее шестого рабочего дня из установленного срока для принятия решения, так как высока вероятность направления плательщиком возражений по почте в последний день срока, предусмотренного для подачи возражений.
Решение по результатам проведенной проверки в случае выявления нарушений может быть либо положительным, либо отрицательным. В подавляющем большинстве случаев принимается решение о доначислении страховых взносов и привлечении к ответственности.
Если принимается решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, в нем указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие для этого основанием. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер недоимки, если она была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Копия решения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается плательщику страховых взносов. Вручение производится под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю), в отношении которого оно было вынесено.
На основании вступившего в силу решения плательщику страховых взносов направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае его привлечения к ответственности за совершение правонарушения.
Порядок обжалования вынесенного решения определен Федеральным законом N 212-ФЗ.
С.П. Данченко,
эксперт журнала
"Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О критериях отбора кандидатов на выездные проверки читайте в статье Е.П. Зобовой "Выездные проверки плательщиков страховых взносов: критерии отбора", N 7, 2011.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"