Реклама собственными силами,
или Учет демонстрационных объектов
Для того чтобы прорекламировать свой товар, не обязательно обращаться в специализированные компании: в ряде случаев организация может справиться самостоятельно. Например, создать демонстрационный объект. Перед бухгалтерией в подобных случаях неминуемо встает вопрос учета созданных собственными силами экспонатов. Как оказалось, у данной проблемы есть несколько решений.
Способ отражения в учете средств, затраченных на создание хозяйственным способом демонстрационного образца, зависит в первую очередь от того, как много денег потратила фирма и насколько долго она планирует использовать этот объект в деятельности. Причем это актуально как для бухгалтерского, так и для налогового учета.
На кону вопрос отнесения объекта либо к основным средствам, а для налогового учета к амортизируемому имуществу, либо к текущим затратам. В первом случае затраты будут списывать посредством механизма амортизации. А значит, снижение суммы налога на прибыль на данные затраты будет происходить хоть и в течение длительного периода, но меньшими "порциями". Во втором случае фирме удастся списать суммы, израсходованные на создание экспоната, единовременно, значительно снизив налоговое бремя того периода, в котором происходит отражение расходов в базе по налогу на прибыль.
Бухгалтерский учет
В тех случаях, когда демонстрационный образец для ознакомления покупателей со свойствами продукции организации планируется использовать более 12 месяцев, а его первоначальная стоимость превышает 40 000 рублей, он может быть принят к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств (п. 3-5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н; далее - ПБУ 6/01).
Как установлено пунктами 7 и 8 ПБУ 6/01, объекты ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой в данном случае признается сумма фактических затрат организации на сооружение демонстрационного образца.
В учете организации фактические затраты, связанные с сооружением ОС, отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств" (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н). Сформированная первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию, списывается со счета 08, субсчет 08-3, в дебет счета 01 "Основные средства".
Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01) в течение срока полезного использования объекта. Поскольку организация возводит образец хозяйственным способом, срок полезного использования она устанавливает самостоятельно. При этом должны быть соблюдены требования к установлению срока полезного использования, установленные в пункте 20 ПБУ 6/01.
Начисление амортизации производится в данном случае линейным способом ежемесячно начиная с месяца, следующего за тем, когда демонстрационный объект был введен в эксплуатацию, и продолжается до полного погашения стоимости либо списания данного ОС с бухгалтерского учета (п. 18, 19, 21 ПБУ 6/01).
Начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". Поскольку созданное основное средство используется в качестве выставочного образца, то есть в целях рекламы, счет 02 корреспондируется со счетом 44 "Расходы на продажу" (п. 25 ПБУ 6/01).
Особые правила. При определении срока полезного использования в расчет принимаются ожидаемые сроки его применения в соответствии с предполагаемой производительностью или мощностью, возможным физическим износом, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта.
Налогообложение прибыли
В налоговом учете созданный рекламный объект, если его срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальная стоимость более 40 000 рублей, учитывается в составе амортизируемого имущества как объект ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость возведенного образца определяется как сумма расходов на его строительство (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Следует обратить внимание, что демонстрационные образцы не указаны в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Поэтому срок полезного использования на основании пункта 6 статьи 258 Налогового кодекса может быть установлен такой же продолжительностью, что и в бухгалтерском учете.
Сумму начисленной амортизации следует включать в состав прочих расходов, как расходы на рекламу, на основании подпункта 28 пункта 1 и пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса.
Чиновники придерживаются мнения, что если имущество, используемое в рекламных целях, признается амортизируемым, то организация вправе учесть понесенные затраты в качестве расходов на рекламу через амортизационные отчисления. В частности, данная позиция выражена в письмах Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 03-03-06/2/213, от 25 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/35 и УМНС России по г. Москве от 25 августа 2003 г. N 26-12/46254. Аналогичную позицию занимают судебные инстанции (см. постановление ФАС Центрального округа от 5 июля 2006 г. по делу N А68-АП-4/11-05).
Отметим, что некоторые суды придерживаются иной точки зрения. Согласно ей, рекламная конструкция, которая соответствует признакам амортизируемого имущества, является не основным средством, а носителем рекламной информации, поскольку формирует и поддерживает интерес к юридическому лицу. Срок использования рекламной информации зависит не от материала и конструкции этого носителя, а от стабильности потребительского спроса на продукцию, производимую налогоплательщиком. Поэтому затраты на изготовление таких рекламных конструкций, утверждают судьи, относятся к расходам на рекламу единовременно (постановления ФАС Уральского округа от 21 июля 2010 г. N Ф09-4631/10-С2, от 30 января 2008 г. N Ф09-57/08-С3, от 14 января 2005 г. N Ф09-5757/04-АК).
Кроме того, арбитры обращают внимание на право налогоплательщиков самостоятельно выбирать способ учета затрат, в равной степени относимых к разным группам расходов в соответствии с пунктом 4 статьи 252 Налогового кодекса (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2010 г. N А05-8466/2009).
Как видим, столь выгодную для организаций правомерность признания стоимости дорогостоящих рекламных конструкций в расходах единовременно, а не постепенно через амортизационные отчисления, придется отстаивать в суде.
"Текущий" учет
Если та или иная рекламная конструкция но своим характеристикам однозначно не соответствует понятию амортизируемого имущества, то в состав рекламных расходов включается стоимость ее создания. При этом если в бухгалтерском учете такая конструкция не является объектом основных средств, то ее стоимость отражается на счете 10 "Материалы".
Приемка демонстрационных объектов оформляется первичными учетными документами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а (см. таблицу).
Документы, необходимые для оформления демонстрационных объектов
Наименование документа | Унифицированная форма |
Если объект принимается к учету в качестве основного средства | |
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств | |
Инвентарная карточка учета основных средств | |
Если объект отражается в учете в составе материалов | |
Приходный ордер | |
Карточка учета материалов |
И.А. Анисимова,
ведущий аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.