Многоуровневое образование как условие модернизации высшего юридического образования
В статье анализируются нормативные документы, регламентирующие переход вузов на многоуровневое высшее образование, подчеркивается особая роль юридического образования, выделяются новые подходы к его совершенствованию, вытекающие из образовательных стандартов. Особое значение автор придает формированию личности юриста как необходимого условия успешной профессиональной деятельности.
Высшее профессиональное образование по праву является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как институт, органически сочетающий в себе обучение, воспитание, развитие профессиональных навыков и личностных качеств молодежи.
Большое внимание со стороны государства и юридического сообщества уделяется сегодня юридическому образованию. Оценка состояния современного высшего профессионального юридического образования и перспектив его развития вышли в настоящее время за рамки узко корпоративной проблемы и приобрели общественную и государственную значимость. Редко какая отрасль профессиональной подготовки может похвастаться тем, что по ее поводу издан специальный Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" [4. С. 13].
В наше время юридическая профессия охватывает огромный спектр сферы деятельности человека в обществе, включая область законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, органов управления всех уровней, руководство различными предприятиями, учреждениями, организациями, службу в правоохранительных органах, адвокатскую, нотариальную и частнодетективную деятельность, работу юрисконсульта, бизнес-юриста, юриста-политолога, правоведа-финансиста и экономиста, а также научную и преподавательскую деятельность.
В наше время юриспруденция как система правовых знаний стала привлекательной и необходимой не только юристам, но и всем другим специалистам, руководителям, стремящимся продуктивно работать в новых условиях. Новое время и новые обстоятельства побуждают многих к получению юридического образования, правовая подготовка стала необходима везде: на работе, в быту, в решении имущественных или земельных вопросов, в страховом, банковском деле, в любом корпоративном управлении. Современные специалисты, руководители, да и каждый гражданин не могут решать возрастающие и усложняющиеся проблемы без правовых знаний.
В профессиональной подготовке студентов юридических вузов и факультетов большое значение приобретает формирование у них высокого уровня правовой культуры, которая позволит им свободно ориентироваться в постоянно меняющихся правовых ситуациях, успешно трудиться в условиях рыночных отношений, добиваясь результатов, адекватных требованиям общественного прогресса, реализовать свои интересы, права и свободы во всех видах деятельности, в том числе юридической, расширить возможности для своей будущей профессиональной карьеры.
Значение юридического образования в современной России сложно переоценить. Очевидно, что деятельность по формированию юридического сообщества, подготовке профессионалов для работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для всей правовой системы общества, для формирования правовой культуры и построения гражданского общества. Отсюда и пристальное внимание руководства страны, прогрессивной общественности, работников системы профессионального образования к проблемам именно юридического образования в нашей стране, которое находится в поиске оптимальной модели обновления содержания подготовки юридических кадров.
Об актуальности данной темы свидетельствует и тот факт, что только за последние годы эта проблема рассматривалась на Всероссийской конференции "Юридическая наука и методология преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования", проходившей в Ростове-на-Дону в октябре 2008 г., на Всероссийской научно-методической конференции "Законодательство об образовании: состояние, тенденции и перспективы. Проблемы обеспечения качества юридического образования" (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, март 2009 г.), конференции Ассоциации юридических вузов "Реформа системы высшего профессионального образования в Российской Федерации и ее влияние на качество подготовки юридических кадров" (Москва, РосНОУ, апрель 2009 г.), Всероссийская конференция "Проблемы реализации уровневой системы юридического образования" (Екатеринбург, апрель 2011 г.).
Несомненно, тема последней конференции точно отражает остроту проблемы, которая сегодня волнует и юридические вузы, и всю систему высшего профессионального образования в целом. Основная задача вузов на сегодняшний день - переход на многоуровневое высшее образование.
Главным инструментом обеспечения приоритетного развития уровнего высшего профессионального образования в России, безусловно, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Под образовательными стандартами в педагогической литературе понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. В них закрепляются цели воспитания и обучения. Образовательные стандарты в нашей стране закреплены конституционно. В ст. 43 Конституции РФ указывается: "Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования". Образовательный Госстандарт рассматривается как инструмент контроля за соблюдением права граждан на образование, а также определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [2. С. 23].
Прототипом гособразовательного стандарта высшего юридического образования ранее были так называемые квалификационные характеристики, в которых закреплялись требования к выпускнику вуза. Их сменил Госстандарт первого поколения (1996), затем на смену пришел ГОС ВПО второго поколения (2000), а в настоящее время вузы готовятся к набору абитуриентов 2011 г. по ФГОС ВПО третьего поколения.
Законодательную базу разработки ФГОС ВПО обеспечило обновленное федеральное законодательство. Федеральным законом от 01.12.2007 г. N 309-ФЗ внесены изменения в содержание и структуры государственного образовательного стандарта. Утверждена структура ФГОС, которая включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и т.п.;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (вузе), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71, установило, что основные образовательные программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) - программы бакалавриата, программы магистратуры и программы подготовки специалиста - разрабатываются вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО, примерных образовательных программ, последние из которых имеют для вузов рекомендательный характер.
Федеральный закон от 24.10.2007 г. N 232-ФЗ установил в системе ВПО России два самостоятельных уровня образования:
уровень ВПО - бакалавриат (срок обучения - 4 года),
уровень ВПО - магистратура (срок обучении - 2 года) и подготовка специалиста (срок обучении - не менее 5 лет).
Федеральные законы N 232-ФЗ и N 309-ФЗ (в редакциях 184-ФЗ и 260-ФЗ) установили, что все вузы страны должны осуществлять прием на 2011-2012 учебный год на программы бакалавриата, программы магистратуры и программы подготовки специалиста, реализующие ФГОС ВПО.
Несомненно, указанные требования распространяются и на систему высшего юридического образования, которая с текущего года будет реализовывать ФГОС СПО по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция", степень - бакалавр (утв. 4 мая 2010 г. N 464) и степень - магистр (утв. 14 декабря 2010 г. N 1763).
Московская государственная академия им. О.Е. Кутафина является одним из ведущих юридических вузов страны, которому Учебно-методическим объединением юридических вузов было поручено стать разработчиком Примерных основных образовательных программ (ПООП) по направлению подготовки "Юриспруденция" (степень-бакалавр и степень-магистр), включающих общие положения, требования к результатам освоения образовательных программ, примерные учебные планы, примерные программы базовых учебных дисциплин, примерные программы практик, примерные положения об итоговой государственной аттестации.
Выполняя это поручение, изучив соответствующие нормативные документы, методические указания, опыт юридических вузов и факультетов, особо ясно выделился ряд новых подходов и тенденций, на некоторые из которых, учитывая рамки статьи, хотелось бы обратить внимание.
Увеличение самостоятельности вуза при составлении основной образовательной программы
В новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы вузов. ФГОС определяет в качестве базовой (обязательной) по набору дисциплин (модулей) лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра (для программы магистра так называемая "вариативная часть" составляет более 70%). Мало того, даже в "обязательной" части программы (за исключением нескольких позиций в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин) на первое место поставлены не жестко закрепленные учебные курсы, а требования к формируемым у студента в результате изучения соответствующего цикла дисциплин компетенций. Содержательное наполнение второй (вариативной, или профильной) половины образовательной программы становится прерогативой вуза.
Учебному заведению предоставлена самостоятельность в выборе профиля подготовки бакалавра, причем без опоры на перечень профилей подготовки.
Предполагается, что подобный принцип построения стандарта позволит вузам разрабатывать основные образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических наработок (инноваций) и т.п. А это, в свою очередь, приведет к разнообразию и даже к конкуренции образовательных программ на территории Российской Федерации. Здесь же заложена и возможность создания программ, совместимых с европейскими.
Самостоятельность вузов выражается и в том, что ПООП, включая примерные учебные планы, носят для вузов рекомендательный характер.
Юридическое сообщество приветствует предоставленную степень свободы. Это положительный момент, дающий право вузу "насытить" подготовку юриста в зависимости от научных школ, тенденций, приоритетов, которыми располагает вуз.
Компетентностный подход
Подход к реализации образовательного процесса на основе компетенций - базовый принцип формирующегося общеевропейского образовательного пространства. Задачей Болонского процесса является сопоставимость образовательных систем разных стран при сохранении их ценных национальных особенностей.
Это необходимое условие академической свободы вузов, мобильности студентов и профессоров, возможности продолжения образования в течение всей жизни, создания общеевропейского рынка труда.
Именно компетентностный подход в состоянии адекватно ответить требованиям времени. Во-первых, компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Во-вторых, в понятие компетентности заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата". Компетентностный подход усиливает практикоориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовывать знания, решать различные производственные задачи.
Заучивание и запоминание при знаниевом подходе должно уступить место пониманию и умению учиться, подготовке профессионально компетентных специалистов, способных самостоятельно мыслить и принимать решения. Освоение компетентностного подхода является проявлением студентоцентрированной ориентации образовательного процесса, которое приводит к изменению образовательной парадигмы.
Новая образовательная парадигма
Новая модель российского профессионального образования должна приобрести целый ряд принципиальных отличий от той модели, в соответствии с которой мы работали в течение последних десятилетий. В значительной мере эти отличия связаны с процессом непрерывного развития информационных технологий, одним из следствий которого является то, что объем потенциально полезного знания намного порядков превосходит возможности его освоения. Существенное отличие, которое наблюдается уже сегодня, - это культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.
Сегодня важен не столько объем усвоенной информации, сколько умение ее находить, понимать, выбирать, структурировать, использовать для решения реальных проблем.
Впервые в ФГОС ВПО установлено требование к минимуму учебных занятий, проводимых в интерактивных формах, который не должен быть меньше 20%. Интерактивные и активные занятия раскрываются в стандарте (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Существенно изменено соотношение лекционных и практических занятий: занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий. А по целому ряду отраслей права стандарт предписывает проведение не менее 70% практических занятий.
Анализ тенденций развития высшего профессионального образования в мире свидетельствует о том, что повышение его качества и эффективности зависит не столько от учебных планов и количества аудиторных часов, сколько от личности преподавателя, способного воплощать свои установки, знания, умения и навыки в творческий потенциал обучающихся. Сегодня чрезвычайно актуален вопрос о подготовке таких преподавателей, которые способны выстраивать междисциплинарные учебные планы, вступать в продуктивную коммуникацию с другими преподавателями, администрацией и студентами, использовать различные стили педагогической деятельности, постоянно повышать свою квалификацию [2. С. 26].
"Суть образования в живой ткани сложных взаимоотношений, взаимосотрудничества, взаимопонимания, взаимотворчества преподавателей и студентов при ведущей направляющей и мотивирующей роли первых, по поводу социализации, подготовки к профессиональной деятельности, формирования системы "полезных знаний" и компетенций, творческого, продуктивного, разумно-критического мышления у вторых", - справедливо подчеркивает С.И. Плаксий [3. С. 427].
Вот почему одним из ключевых моментов реализации реформы ВПО в России становится обучение учебно-методического персонала и преподавателей российских вузов созданию основанных на компетентностном подходе и представленных в кредитно-модульном формате образовательных программ, учитывающих, с одной стороны, потребности российского и международного рынков труда, а с другой - формирующиеся в настоящее время методические наработки и требования единого европейского образовательного пространства.
Формирование личности будущего юриста
"В современном юридическом образовании значительно снижен морально-нравственный стандарт подготовки к юридической профессии, - справедливо утверждает министр культуры Саратовской области, д-р юрид. наук, профессор В.Н. Синюков. - Из юридического образования уходит моральная идея служения обществу, юристы начинают осознавать себя не столько профессионалами, сколько предпринимателями или чиновниками, где бы они не находились" [5. С. 35].
Полагаю, что такая ситуация сложилась из-за недостаточного внимания к вопросам воспитания в современном вузе, формированию гражданской позиции, нравственному воспитанию будущего юриста. "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы, оно развязывает и поощряет в человеке "волка", - писал великий философ и юрист И.А. Ильин [6].
Поэтому одной из важнейших задач юридического образования является не только передача обучающемуся соответствующих знаний и навыков, но и воспитание его как личности, как гражданина, как человека, ответственного за состояние и развитие сферы своей профессиональной деятельности в интересах общества и государства. Следует подчеркнуть особую значимость этой стороны содержания юридического образования, поскольку профессиональные юристы - это особая категория граждан, которые по роду своей деятельности должны, как правило, проводить и отстаивать общегосударственные, общенациональные интересы.
Сегодня, к сожалению, еще существует тенденция подмены правового воспитания юристов их профессиональной подготовкой, и прежде всего правовым образованием, а это приводит к тому, что значительная часть юристов, располагая требуемым объемом юридических знаний, имеет, тем не менее, неразвитое правосознание. Правовая образованность не должна исчерпывать всего объема содержания правосознания и не может компенсировать недостаточную развитость и активность адекватных ценностных установок, ориентиров и привычек в профессиональной деятельности.
"Необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, на принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции. Занимаясь правовым обучением и воспитанием, следует оказывать воздействие как на разум, так и на эмоционально-волевую область воспитуемого", - точно подмечает профессор Н.Л. Гранат [1. С. 8].
Специфической целью правового воспитания, в рамках профессиональной группы, связанной с юридической практикой, является формирование юридического мировоззрения. Такое мировоззрение способствует формированию определенного отношения к праву, законодательству, правовым явлениям. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.
Обратимся к ФГОС ВПО (степень - бакалавр), который предписывает формирование следующих общекультурных компетенций у выпускников по направлению "Юриспруденция":
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6).
Выпускник магистратуры по направлению "Юриспруденция", согласно ФГОС ВПО, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3) и др.
Следует подчеркнуть огромную роль правового самообразования в процессе становления будущих юристов. Правовое самообразование - это осознанная, целенаправленная, самостоятельная деятельность человека, направленная на освоение, обновление, укрепление правовых знаний, приобретение навыков, умений систематически пополнять правовые знания и использовать их на практике, на выработку положительных социальных качеств, правового поведения, развития самоконтроля, общественно-правовой активности. Человека, постоянно самостоятельно пополняющего свои правовые знания, можно отнести к личности с высоким уровнем правосознания и саморегуляции поведения, т.е. к социализированной в правовой сфере личности.
Образование на протяжении всей жизни
Новым и очень важным требованием к результатам профессионального образования становится требование к развитию креативных компетентностей у всех выпускников (до сих пор эти компетенции рассматривались исключительно как элитарные). В соответствии с новой моделью образования воспитательная среда учреждений профессиональной подготовки должна создавать условия для формирования у будущих выпускников потребности в постоянном повышении уровня профессиональной компетентности и готовности к повышению квалификации, получению дополнительного профессионального образования.
Не претендуя на полноту, обозначим некоторые тенденции развития юридического образования.
1. Юридическое образование становится многовариантным, многообразным; оно должно быть неотъемлемым компонентом глобального проекта постоянного образования для всех, поэтому необходим переход к парадигме "высшее образование на протяжении всей жизни".
2. Сегодня приоритетное направление развития юридического образования видится в том, чтобы в результате обучения выпускник вуза обладал профессиональным потенциалом, который обеспечивал бы ему не только возможность решения каждодневных задач на требуемом для исполнения должностных обязанностей уровне, но и профессионально самосовершенствовался, умел решать новые классы задач на всем протяжении профессиональной деятельности.
3. В рамках проводящейся модернизации системы образования необходимо всемерно повышать роль воспитания, которое наряду с получением современных знаний должно стать ключевой задачей, одним из национальных приоритетов и начать восприниматься не иначе как стержень образования. Цель современного высшего образования - воспитание человека культуры - интеллигента, характеризуемого единством его профессиональных и личных качеств.
Главная задача высшего профессионального образования, особенно юридического, видится в реализации инновационного образовательного процесса, направленного на обеспечение такой подготовки выпускников вузов, которая бы обеспечила наиболее эффективное решение стоящих перед ними профессиональных задач не только за счет передачи им арсенала теоретических знаний, умений и профессиональных навыков, актуальных в период обучения, но и за счет привития способности в реальном времени актуализировать свои знания в соответствии с происходящими в обществе динамическими изменениями.
В заключение следует подчеркнуть, что при всей прочности своих позиций образование в России, в том числе юридическое, должно изменяться в соответствии с глобальными тенденциями развития высшего образования, науки и практики.
Литература
1. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. - 1998. - N 11-12.
2. Левитан К.М. Юридическая педагогика. - М., 2010.
3. Плаксий С.И. Высшая школа на изломе. - М., 2009.
4. "Российская газета" от 29 мая 2009 г.
5. Синюков В.Н. Юридическое образование в контексте российской правовой культуры // Журнал российского права. - 2009. - N 7.
6. Цит. по: Диналова И. Образование без воспитания - ложно и опасно // Версты. - 2000. - 23 ноября.
Л.А. Петручак,
начальник учебно-методического управления
Московской государственной юридической академии
им. О.Е. Кутафина, канд. юрид. наук, доцент
"Юрист ВУЗа", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Многоуровневое образование как условие модернизации высшего юридического образования
Автор
Л.А. Петручак - начальник учебно-методического управления Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, канд. юрид. наук, доцент
"Юрист ВУЗа", 2011, N 9
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru