Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2011 N 03-04-05/8-592
В Письме Минфина РФ от 24.08.2011 N 03-04-05/8-592 в очередной раз даются разъяснения по вопросу об обложении сумм, которые выплачиваются лицу, замещавшему муниципальную должность, в виде ежемесячного денежного содержания до момента его трудоустройства.
Напомним, что в силу п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды определенных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Законодательным актом субъекта РФ предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, по окончании сроков их полномочий на период трудоустройства на новое место работы, но не более одного года сохраняется денежное содержание по ранее замещаемой должности при прекращении полномочий. Таким образом, указанное денежное содержание является компенсационной выплатой и не подлежит обложению НДФЛ, так как оно установлено законодательным актом субъекта РФ.
Такая позиция финансового ведомства представлена в комментируемом письме. Аналогичная позиция выражена в письмах Минфина РФ от 28.05.2010 N 03-04-06/9-103, от 05.10.2009 N 03-04-05-01/725.
В письме еще был задан вопрос: кто должен осуществлять возврат излишне удержанного НДФЛ? Сотрудники финансового ведомства напомнили, что согласно абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Более подробно рассмотрен порядок возврата излишне удержанного НДФЛ. Напомним, что с 01.01.2011 Законом N 229-ФЗ*(1) в ст. 231 НК РФ были внесены изменения. Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика, подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
К сведению. Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
Статьей 231 НК РФ установлена обязанность налогового агента сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение десяти дней со дня обнаружения такого факта. При этом стоит отметить, что НК РФ не предусмотрены форма и способ такого сообщения. Сотрудники финансового ведомства в Письме от 16.05.2011 N 03-04-06/6-112 разъясняют: налоговый агент вправе сообщать налогоплательщику о факте излишнего удержания налога и сумме налога в произвольной форме, предварительно согласовав с ним порядок направления указанного сообщения.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом в течение трех месяцев со дня получения последним соответствующего заявления налогоплательщика одним из двух способов:
- за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ;
- в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.
Обратите внимание! В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ, налоговый агент на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляет проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (абз. 5 п. 1 ст. 231 НК РФ).
Возврат излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом налогоплательщику в безналичной форме путем перечисления денежных средств на банковский счет последнего, указанный в его заявлении.
Кроме этого, Налоговым кодексом предусмотрена ситуация, когда суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему РФ, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налогоплательщику в трехмесячный срок. В этом случае налоговый агент в течение десяти дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. В пункте 1 ст. 231 НК РФ также говорится, что вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган следующие документы:
- выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период;
- документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ.
Отметим, что возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. В пункте 9 данной статьи сказано, что налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении возврата в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Это сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Далее сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ).
В заключение отметим, что до осуществления возврата из бюджетной системы РФ налоговому агенту излишне удержанной с налогоплательщика и перечисленной в нее суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы за счет собственных средств. Об этом сказано в ст. 231 НК РФ.
О.И. Волкова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"