Комментарий к решению Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 7889/11
Напомним, что согласно ст. 17 Закона N 129-ФЗ*(1) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
При этом ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Обязанность по хранению документов прописана и в НК РФ. Так, в п. 8 ст. 23 НК РФ сказано, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
Обратите внимание! За нарушение установленного порядка и сроков хранения учетных документов предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Обязанность контролировать сроки хранения документов возложена на налоговые органы.
В 2010 году вышел Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" (далее - Приказ N 558). Данным приказом установлен перечень типовых архивных документов, которые образовываются в процессе деятельности любой организации, а также определены сроки хранения таких документов. Перечень состоит из 12 разделов (п. 1.3 Приказа N 588):
- раздел 1 включает документы, отражающие распорядительные, организационные функции управления, функции контроля, а также правовое обеспечение управления, организацию документационного обеспечения управления и хранения документов организациями;
- разделы 2-4 включают документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, учет и отчетность;
- раздел 5 содержит документы об организации и осуществлении экономических, научно-технических, культурных и иных связей организаций;
- раздел 6 включает документы об информационном обслуживании деятельности организаций;
- раздел 7 включает документы по организации труда, нормированию труда, тарификации, оплате труда, охране труда;
- раздел 8 содержит документы о работе с кадрами: приеме, перемещении, увольнении работников, повышении их квалификации, проведении аттестации, а также награждении;
- раздел 9 содержит документы о материально-техническом обеспечении деятельности и организации хранения имущественно - материальных ценностей;
- раздел 10 включает документы по административному и хозяйственному обслуживанию организаций: соблюдению правил внутреннего распорядка, эксплуатации служебных зданий, транспортному обслуживанию, внутренней связи, обеспечению безопасности организаций;
- раздел 11 содержит документы, отражающие социально-бытовые вопросы, в том числе социальное страхование, жилищно-бытовые вопросы, организацию досуга;
- раздел 12 содержит документы, отражающие организацию деятельности первичных профсоюзных и иных общественных организаций (объединений).
Из всех разделов бухгалтера больше всего касался раздел 4, в который входило следующее:
1) бухгалтерский учет и отчетность. Здесь был указан срок хранения таких документов, как:
- бухгалтерская финансовая отчетность (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о целевом использовании средств, приложение к ним и др.);
- бюджетная отчетность (балансы, отчеты, справки, пояснительные записки);
- отчеты об исполнении смет;
- отчеты по субсидиям, субвенциям, полученным из бюджетов;
- переписка по вопросам бухгалтерского учета, бюджетного учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- документы учетной политики (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов);
- регистры бухгалтерского (бюджетного) учета (главная книга, журналы-ордера, журналы по счетам, оборотные ведомости, реестры и т.д.);
- первичные учетные документы и приложения к ним, банковские документы, накладные и авансовые отчеты и др.;
- утвержденные лимиты фонда заработной платы;
- другие документы бухгалтерского учета и отчетности;
2) статистический учет и отчетность. В этом подразделе был указан срок хранения таких документов, как:
- отчеты руководителей организаций о деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов РФ в органах управления открытых акционерных обществ, представляемые в федеральные органы исполнительной власти, государственных унитарных предприятий субъектов РФ, муниципальных образований;
- отчеты филиалов, представительств, дочерних предприятий;
- отчеты статистические, статистические сведения и таблицы по всем основным (профильным) направлениям и видам деятельности;
- отчеты о выполнении грантов;
- другие документы, связанные со статистическими данными.
К сведению. В соответствии с п. 1.2 Приказа N 558 правила и сроки хранения документов обязательны для организаций независимо от вида и сферы деятельности.
Решение ВАС РФ от 06.09.2011 N 7889/11 будет интересно всем государственным (муниципальным) учреждением, так как оно касается признания Приказа N 558 не вступившим в силу. Решение ВАС основано на том, что оспариваемый приказ подлежит опубликованию в полном объеме, так как содержащиеся в приложении к нему данные не являются вспомогательными или дополнительными, в связи с чем подлежит отклонению довод Минкультуры об отсутствии необходимости публикации перечня документов на основании п. 7 и абз. 4 п. 25 Приказа N 88*(2).
К сведению. Частично Приказ N 558 был опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20.09.2010 N 38. Согласно п. 2 данного приказа он должен был вступить в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.
Кроме этого, арбитры указали, что ссылка в опубликованном тексте приказа на размещение перечня документов на официальном сайте Минкультуры и факты его размещения на данном сайте, а также в информационных справочно-правовых системах не свидетельствуют об опубликовании приказа, поскольку оно не является официальным.
Таким образом, оспариваемый приказ не прошел процедуру обязательного официального опубликования. Опубликование вводной части приказа не может рассматриваться как его публикация, поскольку нормативные положения содержатся в прилагаемом перечне, без которого опубликованные положения приказа не могут быть применены. Это значит, что Приказ N 558, не опубликованный в установленном порядке, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не подлежит применению в полном объеме с момента его издания.
В.В. Николаева,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Приказ Минюста РФ от 04.05.2007 N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"