Все пропало: форс-мажор в публичных выступлениях
Никто из нас не застрахован от форс-мажорных ситуаций во время публичного выступления. Ох, сколько всевозможных непредвиденных моментов было в моей тренерской практике. Вот 10 типичных "форс-мажоров" и советов, как можно преодолеть самый сложный из них.
Ожидания аудитории не соответствуют действительности
Ожидания слушателей и действительность могут расходиться в чем угодно. Главная тактика - открыто проговорить эти несоответствия и постараться перевести их в позитивное русло или привести конкретные доводы.
Примеры реагирования на негативные установки аудитории относительно компетенции выступающего: "Я прекрасно понимаю, что вы думаете сейчас. В прошлый раз я рьяно выступал против реорганизации нашей компании. Сейчас же я выступаю с абсолютно противоположным тезисом. И буду делать это также рьяно. Вы резонно задаетесь вопросом, почему я так резко поменял свою точку зрения. Что могло произойти всего за три месяца, чтобы радикально поменять свои позиции. И я с удовольствием об этом расскажу...";
"Друзья, ситуация почти анекдотичная. Вы, наверное, спрашиваете, как этот толстый дядька может выступать на тему диетологии. Я бы на вашем месте тоже с удивлением посмотрел на меня. Но тем не менее..."
Ожидания могут быть скорректированы и относительно формы или структуры выступления: "Дорогие коллеги, я знаю, что вы пришли на презентацию новой программы мотивации персонала. Но мне придется отклониться от привычной формы презентации, и вот по какой причине..."
Тема выступления отличается от темы, ожидаемой аудиторией
Зачастую дело не в том, что оратор подготовил не ту тему, а в том, что организаторами мероприятия аудитория была проинформирована неправильно.
В таком случае главное - заинтересовать в теме текущего выступления: "Уважаемые коллеги! Название выступления не совпадает с тем, что было вам первоначально заявлено. Но мы будем говорить на еще более важную и актуальную тему..."
Можно использовать иронию: "Был такой случай: однажды слушатели пришли на лекцию про нанотехнологии, а в результате им рассказывали про вологодские промыслы. Мы тоже вынуждены сообщить, что тема сегодняшнего выступления будет отличаться от заявленной. Но не пугайтесь, в нашем случае все более безболезненно. А в каком-то смысле даже полезно. Ведь речь сегодня пойдет о..."
Перестал работать микрофон
Обратитесь к аудитории: "Уважаемые коллеги! К сожалению, микрофон отказывается работать. Но нам ничего не помешает продолжить. Я постараюсь максимально громко говорить, чтобы всем было слышно. Но у меня будет к вам огромная просьба: пожалуйста, давайте сделаем так, чтобы, как и микрофон, не отказали мои связки (позитивно, шутливо), будем максимально внимательно меня слушать".
Если аудитория растеклась по залу, то обязательно нужно всех сгруппировать максимально близко к вам.
Кстати, чаще всего поломка микрофона связана с батарейками. Поэтому мой вам совет: при выступлении с микрофоном носите свои батарейки. Практика показывает, что полностью полагаться на других опасно.
Перестало работать визуальное оборудование
Такое бывает, технике вообще свойственно часто отказывать (и оратор должен это осознавать).
Поэтому публичное выступление полностью не должно быть построено только на электронных слайдах.
Если проектор высказал свой протест, то оратор должен быть готов перейти на флипчарт. Визуализируйте основные схемы и тезисы на флипчарте.
А в перерыве попытайтесь разобраться, в чем причина поломки. Или обратитесь к техническому персоналу, если такая возможность есть.
Если перерыва изначально предусмотрено не было, инициируйте его. "Коллеги, я сейчас завершу свою мысль. Пожалуйста, обратите внимание на флипчарт. Чуть позже мы сделаем небольшой перерыв и постараемся возвратить картинку".
Самое главное - не пытаться исправить ситуацию во время выступления. Не стоит разводить панику и суету, делать акцент на этом, аудитория вообще не должна почувствовать, что произошли какие-то технические неполадки. У аудитории должно складываться впечатление, что оратор держит все под контролем - это главное!
Количество участников не совпадает с ожидаемым
Вы ожидали 100 человек, а пришло всего 10? Да, аншлаг не получился. Что делать? Большинство ораторов начинают паниковать или скрывать от аудитории случившуюся накладку.
Не стоит делать вид, что так и должно быть. Лучше открыто это прокомментировать аудитории.
Скажите, что выступление в любом случае состоится и что такая "камерность" даже к лучшему, ведь будет возможность в частном порядке и более подробно обсудить все нюансы и ответить на все вопросы.
У слушателей должно возникнуть ощущение, что им невероятно повезло. Главное, чтобы слушатели не расходились по огромному залу.
Попросите зрителей пересесть более компактно и близко к оратору. Так проще взаимодействовать с аудиторией, поддерживать внимание и визуальный контакт.
Если же, наоборот, вы ожидали 10 человек, а пришло 100, то точно так же не стоит делать вид, что все так и задумано. Шутливо скажите аудитории, что вы не ожидали такого ажиотажа. Первое, что необходимо сделать,- это переорганизовать пространство и, если необходимо, подготовить дополнительные места. Можно подключить к этому всех собравшихся слушателей. Очень важно быстро перестроиться. Не стоит использовать те приемы взаимодействия с аудиторией, которые вы готовили для десяти человек.
Большая часть слушателей уже были на подобном выступлении
Если ваши слушатели уже были на выступлении на схожую тему и знают содержательную часть, ничего страшного в этом нет. И зря многие ораторы тушуются, стараются сменить тему или уйти в сторону от подготовленного варианта выступления.
Воспользуйтесь ситуацией и сделайте часть аудитории экспертами: "На самом деле отлично, что большая часть из многоуважаемой аудитории уже знакома с данной темой. Нам будет нужно ваше экспертное мнение. Позвольте мне к вам обращаться, будет здорово и очень полезно, если вы поделитесь своим опытом в этом вопросе. Договорились?"
Слушатели слишком устали к началу вашего выступления
Например, ваша часть выступления приходится на послеобеденное время. Опять же важно озвучивать и комментировать ситуацию.
Не нужно делать вид, что ничего не происходит. "У нас как всегда: до обеда боремся с голодом, а после обеда - со сном", - позитивно, шутливо, с улыбкой.
"Я прекрасно понимаю, что после обеда особенно тяжеловато слушать, тем более такую сложную тему, как бюджетирование в новом году. Я постараюсь сделать так, чтобы вы не решили тихонько вздремнуть".
В таких случаях важно понимать, что сразу переходить к основной теме не стоит. Уместным будет какой-то "разогрев" аудитории в виде забавной и любопытной истории, неожиданных фактов или интригующей байки.
Аудитория должно проснуться. Можно использовать какие-либо "интерактивные фишки", например, попросить аудиторию проголосовать, порассуждать, вспомнить примеры из своей практики.
Можно прямо назвать выгоды для слушателей: "Я понимаю, что мое выступление самое последнее, вы все порядком уже устали, и многие подумывают, а не пойти ли мне уже домой. Вот три причины, по которым вы должны остаться..."
Внешний шум мешает выступлению
Например, на улице работают отбойным молотком, в соседнем зале идет репетиция народного хора, а за окном проходит "Марш несогласных" или демонстрация. Не стоит умалчивать и заминать этот факт. Открыто прокомментируйте и пошутите по этому поводу.
Парадокс, но как только оратор озвучил существование мешающего барьера, слушатели начинают меньше обращать на него внимание.
Вы рассказали анекдот, а никто не смеется
"- Мама, а что такое неудачная шутка? - Это когда твой папа говорит, что руководит компанией, а после твоего рождения оказывается, что это компания собутыльников!"
Как говорится, шутка не дошла, почта не виновата. Самое главное - не показывать, что вы обескуражены или расстроены этим фактом. Делая вид, что ничего критичного не произошло, просто шутливо, с долей самоиронии заметьте: "Мне тоже, честно говоря, непонятно, где здесь смеяться" "Шутка не удалась, идем дальше" "Признаться честно, я тоже ненавижу анекдоты" "Судя по вашей реакции, автора сценария придется уволить"
Самое главное - не делать из произошедшего трагедию и относится к ситуации с самоиронией. Нет более жалкого зрелища, чем оратор, ожидающий раскатов смеха в зале после своей шутки. Никто не смеется? Продолжайте, как будто ничего не произошло!
Большая часть аудитории опаздывает
В данной ситуации есть две крайности. Первая - не ждать всех и начинать выступление для малой части собравшихся. Что в результате мы имеем?
Большая часть опоздавших зрителей к моменту появления в аудитории просто не поймет, о чем идет речь, и быстро потеряет дальнейшее желание вникать в суть. Шум в зале, шуршание, переспрашивание у соседей - не лучшее сопровождение зажигательной речи оратора.
Другая крайность - ждать опаздывающих и заставлять пришедших вовремя томиться от мучительного ожидания.
Конечно, слушатели, которые ни в чем не виноваты и были вынуждены бестолково сидеть 30-40 минут, становятся демотивированными, и благодарностей в финале от них ждать не приходится.
Поэтому самый лучший вариант - начинать выступление вовремя, а к основной части выступления переходить уже тогда, когда в зале будет достаточное количество людей.
Паузы ожидания можно заполнить ораторскими байками, например, рассказать о том, какие форс-мажоры случались с вами. Или провести предварительную работу по подготовке слушателей к теме выступления, например, осветить историю обсуждаемого вопроса.
В любом случае слушатели в минуты томительного ожидания не должны быть оставлены оратором. Должно быть постоянное взаимодействие.
Н. Непряхин,
бизнес-тренер компании "Ораторика",
автор и ведущий тренингов по аргументации,
коммуникации и публичным выступлениям;
автор книг "Гни свою линию", "Убеждай и побеждай",
"101 совет по противодействию манипуляциям"
"Консультант", N 19, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.