Путеводитель по кадровому делу:
Трудовые книжки. Хранение и уничтожение бланка трудовой книжки
Оглавление Путеводителя по кадровому делу
Нормативное регулирование
1. Статья 66 ТК РФ. Трудовая книжка
2. Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225)
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2016 г. N 589н "Об утверждении разъяснения по некоторым вопросам применения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225 "О трудовых книжках"
4. Положение об организации работы с персональными данными федерального государственного гражданского служащего центрального аппарата Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и ведении его личного дела (утв. Приказом Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств от 22 апреля 2011 г. N 116)
5. Положение о защите персональных данных государственного гражданского служащего Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и ведении его личного дела (утв. Приказом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 1 декабря 2010 г. N 584)
6. Инструкция по кадровому делопроизводству в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 мая 2008 г. N 372)
7. Приказ Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"
8. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (Утверждено Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР)
Формы документов
1. Распоряжение об организации хранения трудовых книжек служащих (утв. Указанием оперативного характера ЦБР от 22 января 2004 г. N 8-Т)
2. Образец приказа о возложении обязанностей по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек (книга Карсетской Е.В.)
3. Заявка на выдачу бланков трудовых книжек ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение")
4. Отчет об использовании бланков трудовых книжек и вкладышей к ним ("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение")
5. Приказ о назначении ответственного за ведение и хранение трудовых книжек ("Руководитель бюджетной организации")
6. Образец акта об уничтожении испорченных бланков трудовых книжек ("Отдел кадров коммерческой организации")
7. Образец акта об уничтожении бланка трудовой книжки ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия")
8. Акт об уничтожении испорченного бланка трудовой книжки ("Кадровик.ру")
9. Примерная форма акта списания трудовых книжек (подготовлено экспертами компании "Гарант")
Разъяснения
Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18 марта 2008 г. N 656-6-0 (об ответственности за сохранность трудовой книжки)
Комментарии
1. Трудовые книжки: правила заполнения на все случаи жизни (книга Карсетской Е.В.)
2. Хранение невостребованных трудовых книжек по правилам (журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 2, февраль 2017 г.)
3. Трудовая книжка: учет и хранение (журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2016 г.)
4. Когда и как уничтожить испорченный бланк трудовой книжки (журнал "Зарплата", N 7, июль 2015 г.)
5. Можно ли отправить уволенному работнику трудовую книжку по почте (журнал "Зарплата", N 7, июль 2015 г.)
6. Правила хранения кадровых и бухгалтерских документов (журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2015 г.)
7. Актуальные вопросы работы с трудовыми книжками ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2014 г.)
8. Трудовые книжки в аптеке: организуем учет и хранение правильно ("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2014 г.)
9. Покупка, учет и хранение трудовых книжек ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 1, январь 2014 г.)
10. Ведение и хранение трудовых книжек ("Кадровый вопрос", N 1, январь 2014 г.)
11. Все о трудовой книжке (Л.В. Куревина, "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 4, 5, апрель, май 2013 г.)
12. С каждого филиала по трудовой ("Кадровик.ру", N 6, июнь 2012 г.)
Решения практических ситуаций
Ситуация 1: В организации имеются две сотрудницы с одинаковыми именем и фамилией. Одна вышла замуж, и по ошибке инспектор отдела кадров зачеркнул на титульном листе трудовой книжки фамилию и написал новую не той сотруднице. Запись на внутренней стороне обложки трудовой книжки не произведена. Можно ли исправить эту ошибку, или нужно ликвидировать трудовую книжку? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.)
Ситуация 2: Организация планирует осуществлять кадровый аутсорсинг - ведение кадровой документации юридического лица сторонней организацией, в частности, заполнение, хранение трудовых книжек. Каким образом организация должна осуществлять хранение трудовых книжек сотрудников сторонних организаций? Существуют ли законодательные требования или ограничения на осуществление такой деятельности по договору аутсорсинга, в частности, в связи с хранением трудовых книжек по месту нахождения организации - исполнителя услуг? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2014 г.)
Ситуация 3: Уволившийся сотрудник за трудовой книжкой не пришел, согласия на пересылку трудовой книжки почтой не давал. Уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой ему было направлено дважды и оба раза было возвращено по истечению срока хранения на почте. Какие действия следует предпринять работодателю в данной ситуации? Нужно ли продолжать направлять уведомления? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2013 г.)
Ситуация 4: Кто в организации должен нести ответственность за хранение трудовых книжек? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2016 г.)
Ситуация 5: При заполнении трудовой книжки работника сотрудник кадровой службы допустил ошибку на титульном листе. У работника данная компания первое место работы. Как правильно оформить работнику новую трудовую книжку? Нужно ли писать на ней, что это дубликат? И какой датой оформлять: датой приема или обнаружения ошибки? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2016 г.)
Ситуация 6: Кто в организации должен нести ответственность за хранение трудовых книжек? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2015 г.)
Ситуация 7: При оформлении пенсий инспекторы в отделениях Пенсионного фонда просят принести оригинал трудовой книжки. Мы отвечаем за хранение трудовых книжек и просто так трудовые на руки никому не выдаем. Как лучше поступить в данной ситуации? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2015 г.)
Ситуация 8: Работодатель утверждает, что мы должны сами хранить свои трудовые книжки. Когда необходимо сделать в них запись, он забирает книжку на пару часов и возвращает ее обратно. Законно ли это? Разве не должны наши трудовые храниться в отделе кадров? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2015 г.)
Ситуация 9: Работодатель рассматривает вариант передачи трудовых книжек работников и других кадровых документов сторонней организации, которая может предоставить все условия для хранения вышеупомянутых документов. Правомерно ли хранение данных документов у сторонней организации? Насколько я понимаю в соответствии с трудовым законодательством организация работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек возложена на работодателя (ч. 2 ст. 66 ТК РФ, п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек) и работодатель не имеет права возложить данную обязанность на другое юридическое лицо (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2015 г.)
Ситуация 10: Нужно ли приказ о назначении ответственного за ведение и хранение трудовых книжек переиздавать каждый год или достаточно одного? ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 2, февраль 2015 г.)
Ситуация 11: Можем ли мы назначить ответственным лицом за работу по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек бухгалтера? Если да, как оформить передачу ему трудовых книжек и ключей от сейфа, где они хранятся? ("Отдел кадров коммерческой организации", N 3, март 2014 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Путеводитель по кадровому делу
Подготовлен экспертами компании "Гарант"
Путеводитель по кадровому делу включает тематические подборки правовых норм, судебной практики, разъяснений государственных органов власти, аналитических материалов, практических ситуаций, а также форм документов и образцов их заполнения.
Быстро разобраться с кадровым вопросом Вам помогут:
- наглядное представление,
- подробная структура,
- одновременное наличие различных видов информации по интересующей проблеме,
- актуальные специально отобранные материалы.