При размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд (обеспечения пожарной безопасности) посредством открытого конкурса заказчик (орган, уполномоченный в области пожарной безопасности) включил в конкурсную документацию требование о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей. Предназначенные для поставки товары отсутствуют в перечне товаров для нужд безопасности государства, составленном заказчиком и согласованным им с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.
Правомерно ли действие заказчика?
Действие заказчика по включению в конкурсную документацию требования о наличии у заказчика производственных мощностей при размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд (обеспечения пожарной безопасности), если указанные товары отсутствуют в перечне товаров для нужд безопасности государства, составленном заказчиком и согласованным им с Минэкономразвития России и Федеральной службой по оборонному заказу, является неправомерным.
Обоснование вывода. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт), а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94, в целях заключения с ними иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В силу ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Как указывает п. 2 данной статьи, конкурс может быть открытым или закрытым.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Согласно ч. 2.1 указанной статьи не допускается включать в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа, а также требования к его деловой репутации, а также требования о наличии у участника размещения заказа трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, когда возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона N 94-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" устанавливает, что дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов являются наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Поскольку в этом определении речь идет, в том числе, и о защищенности государства, можно сделать вывод, что пожарная безопасность является одним из важных направлений безопасности государства.
Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 указывает, что перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определяются государственными заказчиками по согласованию с Минэкономразвития России и Федеральной службой по оборонному заказу.
В данном случае товары, предназначенные для поставки, отсутствуют в перечне товаров для нужд безопасности государства, составленном заказчиком и согласованным им с Минэкономразвития России и Федеральной службой по оборонному заказу.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 октября 2011 г.
"Все для бухгалтера", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).