К проблеме правотворческой стратегии в области гражданского законодательства
Правотворчество, выступая в качестве конституционного механизма позитивных законодательных инициатив государства в области координации и управления гражданскими отношениями посредством их правового регулирования, играет важную роль в историческом процессе образования идеологической основы гражданского права, сущностные (принципы действия и применения, содержание базовых понятий и категорий и т.д.) и формальные (структура и состав гражданского законодательства и т.д.) черты которой во многом определяются влиянием различных контемпоральных факторов - от технологических и политических до антропологических*(1).
Правовая политика государства в сфере гражданского оборота реализуется посредством выработки системы официальных установок, базирующихся на исторически сложившихся, устойчивых, общепризнанных в данном конкретном обществе представлений об экономической природе имущества и иных защищаемых законом благ, с помощью которой государство через свои органы (главу государства, исполнительные, законодательные и судебные органы государственной власти) на основании собственного конституционного правопорядка способно и обязано воздействовать и фактически воздействует на имущественные и личные неимущественные гражданские отношения с целью оптимизации механизма гражданско-правового регулирования.
Правотворческие функции современного правового государства согласуются с принципом верховенства права и закона и системообразующим значением института прав и свобод человека и гражданина, которые вместе детерминируют вектор развития публичной и частной сфер жизни, а также результат имплементации средств и методов достижения наиболее благоприятных положений данного развития в заданных условиях, принимающей форму правовой стратегии.
Для обеспечения максимального положительного эффекта от проведения государственной правовой политики необходимо соблюдать ряд условий и принципов, которые составляют методологический фундамент публичной власти. Одним из краеугольных камней данного фундамента является государственная правотворческая политика, нацеленная на формирование действенной правотворческой стратегии как компоненты последней.
Правотворческая стратегия в области гражданского законодательства, будучи способом достижения цели установления и поддержания гражданского правопорядка в определенной сфере общественных отношений - гражданском обороте, обусловленным правомерным использованием ограниченных Конституцией Российская Федерацией*(2) инструментов и ресурсов, представляет собой конкретно-отраслевой срез методологии государственной правовой политики.
Как некая концентрация методологических идей, правотворческая стратегия в области гражданского законодательства нацелена на получение максимально положительного результата реализуемой в гражданском обороте государственной правовой политики, с которым коррелирует правоприменительный процесс и его составляющие.
От того, насколько эффективной является правотворческая стратегия в указанной сфере, зависит степень социальной полезности гражданского правоприменения и предваряющей его многоуровневой профессиональной деятельности правомочных субъектов, соотносящейся с правовой политикой государства (деятельность в области организации и функционирования юридической науки; организации и проведения научных исследований правовых проблем и проблем, носящих междисциплинарный характер; деятельность в сфере юридического образования; деятельность в области организации и координации юридического сообщества; законодательная деятельность; деятельность в области модернизации правовых основ государственной власти и управления, судоустройства, гражданско-правового регулирования и т.д.).
Правотворчество представляет собой ту сферу публичной деятельности государства, которая носит заведомо системный характер, предполагающий программирование, планирование и прогнозирование такой деятельности [3]. Эти функции осуществляются в рамках правотворческой стратегии, следование которой является непременным условием эффективности государственной правотворческой политики [4].
При определении концепта "стратегия" за основу берут различные ключевые понятия, в том числе такие, как "план"*(3) или "способ"*(4) каких-либо действий.
Понятие "правотворческая стратегия" тесно связано с категориями "правопорядок" и "правовое регулирование".
Правотворческая стратегия в области гражданского законодательства - это развернутая программа реализации системных действий, конкретизирующая приоритетные направления развития гражданского оборота на долгосрочную перспективу, определяющая основания, условия и порядок эффективного использования средств и ресурсов гражданско-правового регулирования имущественных, личных неимущественных и иных гражданских отношений и нацеленная на поддержание и укрепление конституционного правопорядка в государстве.
Временные характеристики играют принципиальную роль в механизме действия и применения гражданского закона. Важно определить понятие долгосрочности, которое ограничивает собой наше общее понятие "правовая стратегия".
Отечественное бюджетное законодательство содержит ряд норм, в конструкции которых включены термины "краткосрочный", "среднесрочный", "долгосрочный". При описании структуры бюджетно-правового понятия "срочность долгового обязательства" законодатель указывает, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно)*(5).
С экономической точки зрения бюджетное планирование, программирование и прогнозирование должны опираться на стандартизированные сроки, границы которых могут служить ясным инструментом выработки четких алгоритмов распределения доходов и расходов соответствующих бюджетов.
Иная картина наблюдается в сфере гражданского оборота: гражданско-правовые сроки, главным образом, связаны с такими юридическими фактами, как события и сделки, тогда как сроки в бюджетном праве находятся во взаимосвязи с административными актами, представляющими собой форму принятия решений в области государственного управления. Поэтому иными должны быть критерии определения долгосрочности в гражданском праве.
Очевидно, что на гражданско-правовой аспект понятия "долгосрочность" могут влиять как существенные, так второстепенные факторы, поэтому необходимо учитывать множество имеющих значение обстоятельств, обеспечивая интегративный характер методологической базы правотворческой стратегии в области гражданского законодательств.
Долгий срок, которым должна охватываться правотворческая стратегия в области гражданского законодательства, связан с хронологическими вопросами участия лиц и объектов гражданских прав в гражданском обороте и хронологией имущественных прав, в том числе прав требования.
С точки зрения понятия долгосрочности хронологический аспект участия лиц в гражданском обороте поднимает на поверхность ряд правоустановительных сроков, которые могут быть обусловлены, в частности, возрастом физического лица (планомерным переходом из состояния малолетнего в состояние совершеннолетнего лица по общему правилу в течение 18 лет); "цензом авторитетности" юридических лиц в некоторых зарубежных правовых системах - понятием, характеризующим состояние полноты экономических прав и привилегий, которые могут быть приобретены в результате длительного существования на рынке; полным жизненным циклом вещей в торговом обороте как объектов гражданских прав.
Сущность стратегического подхода к правотворческой деятельности в области гражданского оборота должна строиться на основе устойчивости и непрерывности правоприменительного цикла с участием новых (измененных, дополненных, инициированных - установленных впервые) норм гражданского права, введенных в действие с целью обеспечения эффективности осуществления и защиты гражданских прав, и уже действующих норм.
Устойчивость и непрерывность могут быть соблюдены при равномерном распределении хронологических последовательностей, имеющих юридическое значение, т.е. юридически значимых сроков, с течением (началом, приостановлением, перерывом, продолжением, восстановлением) и истечением которых гражданский закон связывает возникновение, течение, изменение и прекращение гражданских отношений.
Со сроками исковой давности связаны правоустановительные сроки приобретательной давности*(6).
Гражданский оборот представляет собой ту область дополняющих друг друга частных и публичных отношений, в пределах которой субъекты, обладающие признаками равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности, способны эффективно самореализовываться по актуальным законам, а также в пределах которой осуществляется паритетное взаимодействие правомерного и неправомерного (делинквентного) поведения данных субъектов, регулируемое диспозитивным методом гражданского права. Ввиду этого гражданский оборот поднимает на поверхность общие закономерности функционирования права и государства, которые могут быть положены в основу измерения эффективности государственной правовой политики или некоторых ее аспектов с помощью специального инструментария.
Одним из продуктивных средств оценивания эффективности государственной правовой политики в целом, а также отдельных ее ответвлений является правоприменительная экспертиза актов, содержащих нормы гражданского права, как инструмент компетентной эвальвации стратегических и тактических орудий и мероприятий, используемых и предпринимаемых государством в целях регулирования отношений в гражданском обороте, в спектре аппликативного потенциала и фактического применения норм исследуемого акта.
Посредством правоприменительной экспертизы может быть дана комплексная оценка эффективности государственной правовой политики, конечной целью которой является успешное развитие правового государства как по линии укрепления авторитета государственной власти и демократизации государственного управления, так по линии усиления правоприменительной дисциплины, которая имеет свойство упрочиваться на фоне возрастающей роли правовой культуры, пропорционального сочетания национального и индивидуального правосознания, правового просвещения, превентивных и реабилитирующих механизмов противодействия девиантному поведению участников гражданского оборота, а также правоприменителей.
Список литературы
1. Юридическая процессуальная форма: Теория и практика / под общей ред. П.Е. Недбайло. - М., 1976. - С. 84-89.
2. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995. - С. 254.
3. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. - М., 1978. - С. 169.
4. Научные основы советского правотворчества / отв. ред. Р.О. Халфина. - М., 1981.
Аннотация
В статье рассматривается понятие правотворческой стратегии применительно к гражданско-правовому регулированию. Автор ставит вопросы взаимодействия между правовой государственной политикой и эффективностью гражданского законодательства.
А.С. Еременко,
Доцент кафедры правового обеспечения
рыночной экономики ФГОУ ВПО
"Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации" (РАГС),
кандидат юридических наук, доцент
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правотворчество, рассматриваемое в роли обеспечительного механизма эффективности правоприменения, обладает специфической процессуальной формой, обусловливающей взаимодействие законодательного и правоприменительного процессов. В результате такого взаимодействия вскрывается праворегулятивная функция правоприменения, способного оперативно реагировать на изменения в правовой действительности и предлагать оптимальные решения, направленные на упорядочение отношений в гражданском обороте и стабилизацию гражданского правопорядка (см.: [1, 2]).
*(2) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и N 7-ФКЗ).
*(3) См.: <Стратегия - Википедия>, URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1% D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 30.01.2011); <Ведомости - Что такое стратегия? Экономический онлайн словарь>, URL:http://www.vedomosti.ru/glossary/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5 %D0%B3%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 30 января 2011 г.).
*(4) См.: <Стратегия - Лопатников - Яндекс.словари>, URL:http://slovari.yandex.ru/что%20такое%20стратегия/Лопатников/Стратегия (дата обращения: 30 января 2011 г.).
*(5) См.: Пункт 6 ст. 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации; п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
*(6) См.: Глава 12 "Исковая давность" и ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации; Постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 г. N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К проблеме правотворческой стратегии в области гражданского законодательства
Автор
А.С. Еременко - Доцент кафедры правового обеспечения рыночной экономики ФГОУ ВПО "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" (РАГС), кандидат юридических наук, доцент
"Право и экономика", 2011, N 9