Новое в правилах проведения проверок работодателей
1 августа текущего года вступили в силу основные положения Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(1). Какие изменения в связи с этим претерпела процедура проведения проверок работодателей государственными инспекциями труда? И чего ожидать руководителям организаций?
Прежде всего подчеркнем, что Закон N 242-ФЗ был принят в целях обеспечения полноценной реализации базового Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Дело в том, что Закон N 294-ФЗ предусматривает, что при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) могут устанавливаться особые правила организации и проведения проверок, касающиеся вида, предмета, оснований, сроков, периодичности проверок, а также уведомлений о внеплановых выездных проверках и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры*(2). Одним из видов государственного контроля (надзора), для которого такие особые правила предусмотрены, является федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства).
В итоге специальные правила организации и проведения проверок, которые с 1 августа 2011 года должны будут применяться при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, установил Закон N 242-ФЗ.
Напомним, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства реализуется федеральной инспекцией труда. Она представляет собой единую централизованную систему, состоящую из уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время Роструд*(3)) и его территориальных органов (государственных инспекций труда)*(4).
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется в следующих основных формах*(5):
- проведение проверок;
- выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- составление протоколов об административных правонарушениях в пределах предоставленных полномочий;
- подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Иными словами, проверки работодателей, которые проводят государственные инспекции труда, - это одна из основных форм федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
Проверки, проводимые государственными инспекторами труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, подразделяются на плановые и внеплановые. Они организуются на всей территории РФ в отношении любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и работодатели - физические лица)*(6).
В настоящее время рассматриваемые нами проверки регламентируются следующими основными нормативными документами:
- Конвенцией Международной организации труда от 11.07.1947 N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;
- ТК РФ;
- Законом N 294-ФЗ;
- Положением о Федеральной службе по труду и занятости*(7);
- приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Методическими рекомендациями по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права*(8).
Предметом проверки может являться*(9):
- соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде;
- выполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных в ходе ранее проведенных проверок;
- выполнение предписаний о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права;
- выполнение предписаний о проведении мероприятий по защите трудовых прав граждан.
Как видим, соблюдение работодателем в процессе своей деятельности локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров в предмет проверок прямо не включено. Однако не следует забывать, что обязанность по их соблюдению возложена на работодателя частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ. Значит, в ситуации, когда имеет место несоблюдение по вине работодателя, к примеру, условий коллективного или трудового договора, неизбежно нарушаются и требования ТК РФ.
А потому соблюдение работодателем в процессе своей деятельности локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров все-таки может быть проконтролировано государственным инспектором труда в рамках проверки, предметом которой является соблюдение работодателем требований трудового законодательства.
Как уже ранее было отмечено, к числу особенностей осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства относят специфические основания для проведения в отношении работодателей внеплановых проверок. Среди них законодатель выделил следующие основания*(10):
- истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде;
- поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- поступление в федеральную инспекцию труда информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- поступление в федеральную инспекцию труда запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте*(11);
- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства России;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как видим, спектр причин для проведения внеплановых проверок работодателей достаточно широк. Причем работник вправе пожаловаться в государственную инспекцию труда не только на нарушения его трудовых прав, но и на любые иные нарушения работодателем требований трудового законодательства, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, что в конечном итоге может привести к внеплановой проверке работодателя.
Не менее важные специальные правила определяют особенности организации внеплановых выездных проверок работодателей.
Во-первых, в ряде случаев такие проверки могут быть проведены федеральной инспекцией труда незамедлительно, то есть без согласования с органами прокуратуры, но с обязательным их извещением в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ.
Речь идет о ситуациях, когда внеплановая выездная проверка инициирована поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, либо аналогичной информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации*(12).
Напомним, что в подобных случаях в органы прокуратуры в течение 24 часов заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью) должно быть направлено заявление о согласовании органом федеральной инспекции труда с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя) с приложенными к нему документами. Они рассматриваются соответствующим прокурором в день их поступления из государственной инспекции труда в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки*(13).
Во-вторых, в некоторых случаях закон запрещает предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки.
Мы говорим о следующих ситуациях*(14):
- внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, либо аналогичной информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации;
- такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
Следует помнить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей (организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц)*(15).
Особенности проведения федеральной инспекцией труда проверок отдельных категорий работодателей устанавливаются Президентом РФ или Правительством России. Это касается организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и управления использованием атомной энергии*(16).
И последнее. Работник может обратиться в государственную инспекцию труда с заявлением (жалобой) по вопросу нарушения его трудовых прав, уже находящемуся в производстве соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора.
В этом случае государственный инспектор труда по общему правилу также вправе провести внеплановую выездную проверку и выдать работодателю подлежащее обязательному исполнению предписание, если выявит очевидное нарушение трудового законодательства или иных нормативных правовых актов о труде*(17). Такое право не возникает у государственного инспектора труда лишь тогда, когда вопрос, по поводу которого сотрудником подано заявление (жалоба), принят к рассмотрению судом или по нему уже имеется решение суда.
Выданное предписание может быть оспорено работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.
Остается лишь надеяться, что реализация рассмотренного нами Закона N 242-ФЗ в сфере действия норм трудового права обеспечит проведение проверок работодателей органами федеральной инспекции труда на основе принципов и правил, закрепленных Законом N 294-ФЗ.
А.А. Курушин,
куратор по вопросам трудового права
экспертно-консультационного отдела
компании ПРАВОВЕСТ
"В курсе правового дела", N 20, 21, октябрь, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 71 Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
*(2) п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
*(3) Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324
*(4) ч. 1 ст. 353, ч. 1 ст. 354 ТК РФ
*(5) абз. 2 ст. 356 ТК РФ
*(6) ч. 2 ст. 360 ТК РФ
*(7) утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324
*(8) утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14
*(9) ч. 6 ст. 360 ТК РФ
*(10) ч. 7 ст. 360 ТК РФ
*(11) ч. 1 ст. 219 ТК РФ
*(12) ч. 8 ст. 360 ТК РФ
*(13) п. 12 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 N 93
*(14) ч. 9 ст. 360 ТК РФ
*(15) ч. 1 ст. 357 ТК РФ
*(16) ч. 10 ст. 360 ТК РФ
*(17) ч. 2 ст. 357 ТК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"