Налоговики, "упрощенцы" и бухгалтерская отчетность
Комментарий к письму Минфина России от 13.09.11 N 03-11-06/2/127 "О представлении бухгалтерской отчётности налогоплательщиками - открытыми акционерными обществами, применяющими упрощённую систему налогообложения".
Возможность не вести бухгалтерский учёт не очень долго радовала те организации, которые перешли на упрощённую систему налогообложения.
Статьёй 4 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, перешедшие на "упрощёнку", освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учёта. Они ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
"Каплей дёгтя" служило, пожалуй, только то, что этот же закон требовал от "упрощенцев" вести учёт основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учёте.
Позже выяснилось, что в законодательстве есть и другое противоречие, которое решается отнюдь не в пользу налогоплательщиков. Касается оно порядка представления бухгалтерской отчётности. Акционерные общества-"упрощенцы" озадачились вопросом: могут ли их привлечь к налоговой (п. 1 ст. 126 НК РФ) и административной (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) ответственности за непредставление бухгалтерской отчётности в налоговую инспекцию? Ответ на поставленный вопрос Минфин России озвучил в комментируемом письме от 13.09.11 N 03-11-06/2/127.
Объективные обстоятельства
Если бы "упрощёнку" могли применять исключительно ПБОЮЛ, то и вопросов бы не возникало. Однако на этот специальный налоговый режим имеют право перейти и общества с ограниченной ответственностью, и даже акционерные общества.
Нормы законодательства об акционерных обществах, а именно положения статей 97 ГК РФ и 88 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - закон N 208-ФЗ), обязывают АО вести бухгалтерский учёт и составлять бухгалтерскую отчётность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, отчёт прибылей и убытков.
В соответствии со статьями 48 и 52 закона N 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчётность, включая заключение аудитора, относится к информации, подлежащей обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров и предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров.
Короче говоря, можно, конечно, платить и единый налог, но акционеры, инвесторы и кредиторы имеют полное право требовать всю положенную по закону информацию о финансовом состоянии общества.
Такую информацию может дать только бухгалтерский учёт, так как, в отличие от налогового, он учитывает реальные доходы и расходы компании. Без бухгалтерской отчётности нельзя даже выплатить дивиденды. Ведь в силу положений пункта 2 статьи 42 закона N 208-ФЗ источником выплаты дивидендов является чистая прибыль общества после налогообложения, которая определяется на основании бухгалтерской отчётности.
В отношении обществ с ограниченной ответственностью ситуация аналогичная. Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (п. 1 ст. 18, ст. 23, п. 7 ст. 45, п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 49) (далее - закон N 14-ФЗ).
Исследованием противоречий между положениями законодательства о бухгалтерском учёте и акционерного законодательства в своё время занимался Конституционный суд РФ. В принятом определении от 13.06.06 N 319-О суд пришёл к выводу о том, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учёта применительно к деятельности АО не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчётности в установленной законом форме. Это необходимо в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.
Таким образом, вопрос о необходимости составления бухгалтерской отчётности акционерными обществами-"упрощенцами" был закрыт.
И это тоже надо?
Однако у налогоплательщиков возникла ещё одна претензия к налоговикам.
Они согласны вести бухгалтерский учёт и составлять отчётность, но не горят желанием сдавать её в налоговую инспекцию.
И у них есть аргументы.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчётность, за исключением случаев, когда организации в соответствии с законом N 129-ФЗ не обязаны вести бухгалтерский учёт или освобождены от ведения бухгалтерского учёта.
Есть и письмо ФНС России от 15.07.09 N ШС-22-3/566@, в котором налоговики согласились, что "упрощенцы" не обязаны представлять бухгалтерскую отчётность в налоговые инспекции. Кроме того, налоговая служба указала, что за непредставление отчётности инспекции не вправе привлекать указанные организации к ответственности - ни к налоговой (п. 1 ст. 126 НК РФ), ни к административной (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
В постановлении ФАС Московского округа от 02.09.09 N КА-А41/8622-09 также говорится, что оштрафовать компанию можно только за непредставление документов, предусмотренных НК РФ, а не законодательством о бухгалтерском учёте.
Не выдвигает требований о сдаче бухгалтерской отчётности в налоговую инспекцию и законодательство об ОАО и ООО.
Налогоплательщик поинтересовался, что думают по этому поводу финансисты.
Ответа не добиться
С обычной оговоркой о "чисто собственном мнении" представители Минфина промямлили, что акционерные общества "обязаны вести бухгалтерский учёт и представлять бухгалтерскую отчётность в общеустановленном порядке".
Как это понимать? Что в Минфине России понимают под общеустановленным порядком? Входит ли подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ в этот порядок?
Такие же неоднозначные, неконкретные ответы на данный вопрос были даны налогоплательщикам и в письмах Минфина России от 20.04.09 N 03-11-06/2/67, от 13.04.09 N 07-05-08/156, от 19.09.08 N 03-11-04/2/142.
Вывод напрашивается такой: пока у финансистов нет вменяемой позиции, а налоговики не требуют от "упрощенцев" сдавать им бухгалтерскую отчётность, её и не нужно сдавать. По крайней мере до тех пор, пока подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ действует в настоящей редакции.
П. Яковенко,
эксперт
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 11, ноябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru