На рынке СРО набирает силу недобросовестная конкуренция
В настоящее время система саморегулируемых организаций в строительстве не защищена от недобросовестных участников рынка. Процветает торговля допусками к строительным работам. Проблема требует незамедлительного решения, поскольку коммерческие СРО не только дискредитируют саму идею, но и угрожают жизни людей.
Бочка меда и ложка дегтя
Прошло чуть больше двух лет с момента возникновения первых саморегулируемых организаций. На сегодняшний день механизм саморегулирования, при котором само профессиональное сообщество определяет "правила игры" на своем рынке, расценивается и властными структурами, и бизнес-сообществом, и профессиональными объединениями как позитивное явление. К середине 2011 года федеральным законодательством было установлено обязательное членство в СРО для 10 сфер деятельности, в их числе инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство. На 15 июня текущего года в стране действовало 28 СРО в области инженерных изысканий, 163 СРО в сфере подготовки проектной документации, 234 строительных СРО. Именно строители наиболее активно и продуктивно используют возможности саморегулирования для диалога с властью, лоббирования своих профессиональных интересов в рамках формирования нормотворческой, законодательной среды. Возможно, этому способствует тот факт, что строителям проще - у них есть Градостроительный кодекс, который предусматривает создание национальных объединений строителей (НОСТРОЙ), проектировщиков (НОП), изыскателей (НОИЗ), финансируемых за счет средств саморегулируемых организаций. Нацобъединения специально для нужд СРО разрабатывают различного рода документацию и методические рекомендации. И там же "черным по белому" написано, что деятельность саморегулируемых организаций заключается в принятии обязательных для их членов внутренних нормативных актов и в контроле за их исполнением и соблюдением. Так, НОСТРОЙ разработаны унифицированные Правила контроля СРО в области саморегулирования и Положение "О применении мер дисциплинарного воздействия" за несоблюдение его членами требований нормативных документов.
По мнению министра регионального развития Виктора Басаргина, время показало, что саморегулирование состоялось. Минрегионом установлено эффективное сотрудничество с национальными объединениями в сфере строительства, решаются задачи по выработке предложений по развитию института саморегулирования в строительной отрасли, совершенствованию технического регулирования в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, совершенствованию законодательства о градостроительной деятельности.
Известно, что ни одна "бочка меда" в России не обходится без "ложки дегтя". Для идеи саморегулирования такой "ложкой" стали вопросы, связанные с коммерциализацией процесса, хотя сам термин "коммерциализация" по отношению к СРО неправомерен, ибо, попросту говоря, прикрывает повсеместное и массовое нарушение Закона о саморегулировании*(1). Пышным цветом расцвел "саморегулируемый бизнес" - незаконный, очень прибыльный и даже не всегда тайный.
К примеру, законным путем невозможно получить допуск на строительство, не имея в штате специалистов определенной квалификации, технического оснащения или не уплатив взносы в компенсационный фонд. Однако множество компаний через Интернет предлагают за определенную сумму вступить в СРО за один - три дня, часто без уплаты взноса или с рассрочкой его уплаты, не интересуясь при этом, есть ли в компании квалифицированные специалисты, необходимая техника для выполнения работ. Из-за того, что в некоторых СРО можно легко получить допуски ко всем мыслимым видам работ, не утруждая себя подготовкой кадров, выполнением других требований, наблюдается отток строительных компаний из "нормальных" СРО к "коммерсантам".
Воспринимая СРО как бизнес, такие компании используют несовершенство законодательной базы и продают, казалось бы, за небольшие деньги видимость членства в СРО. Все это просто способ получить деньги "из воздуха". Деньги делают на всем: на сертификатах качества ИСО для членов СРО, оформленных обязательно через определенные фирмы, на повышении квалификации специалистов в "своих" образовательных учреждениях, на страховании гражданской ответственности членов в "своих" страховых компаниях. Стимулирует "коммерциализацию" и законодательное отсутствие верхнего предела числа членов СРО. Чем больше членов - тем больше компенсационный фонд, а это такие деньги (у некоторых рекордсменов сумма превышает сотни миллионов рублей), за которые многие не побоятся рискнуть проигнорировать нормы закона (например, с рассрочкой платежа в компенсационный фонд). Тем более что пока ответственность весьма размыта.
В этом деле уже появились свои "рекордсмены": НП СРО "Объединение инженеров-строителей" (г. Москва) и НП СРО "Стройрегион" (г. Санкт-Петербург). По данным Департамента мониторинга НОСТРОЙ, среднемесячный прирост членов в объединении инженеров-строителей составил 184 организации, численность СРО достигла почти 7 500 членов, а 4 мая 2011 года и вовсе был поставлен рекорд: в члены СРО было принято 364 компании. "Стройрегион" растет на 760 членов в месяц, количество компаний в нем приближается к 5 000. Единственное объяснение подобной "эффективности" - свидетельства о членстве и допуски штампуются со скоростью работы принтера без проверок, собраний и прочих "ненужных" вещей.
Таким образом, саморегулирование и свидетельство о допуске к видам работ оказались дискредитированными. Эта "коммерческая деятельность" превратилась на сегодняшний день в самую большую опасность не только для будущего идеи саморегулирования в строительстве, но и для безопасности нашей жизни, ибо дала допуск на строительный рынок безграмотным дилетантам.
Кто виноват и что делать?
Вину за "процветание" явления возложили на пассивность контрольных органов, в первую очередь Ростехнадзора, и прорехи в законодательстве, оставляющие подобные действия безнаказанными. А в том, что с этим нужно очень жестко бороться, уже никто не сомневается, по крайней мере публично. "Пассивность контрольных органов, бесконтрольность и безнаказанность дискредитируют систему саморегулирования", - говорит Ефим Басин, президент НОСТРОЙ. "Борьбу с коммерческими СРО я считаю самым важным направлением деятельности НОСТРОЙ и наших коллег в других национальных объединениях".
Старт активному противодействию коммерциализации СРО дало заседание Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций при Минрегионе под председательством министра регионального развития Виктора Басаргина. "На текущий момент главное направление деятельности и федеральных органов государственной власти, и органов управления в системе саморегулирования - борьба с теми, кто пришел в эту систему нажиться, а не работать", - заявил министр. По информации Минрегиона (24.05.2011, www.minregion.ru), ведомство направит сведения о нарушениях, совершенных недобросовестными СРО, в Минюст, МВД и в Генпрокуратуру. Решено также сформировать свод поправок к действующему законодательству, которые помогут организовать эффективную борьбу с такими СРО и предотвратить их появление в будущем.
На заседании прозвучали предложения по внесению необходимых изменений в законодательство, например о введении административной и уголовной ответственности должностных лиц СРО, об установлении процедур взаимодействия органа государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО и национальных объединений СРО в сфере строительства. Кстати, довольно давно обсуждается возможность передачи функций контроля за СРО в строительстве от Ростехнадзора Минрегиону, был даже подготовлен проект соответствующего постановления Правительства РФ. Предполагается, что эта мера сделает контроль более действенным.
Однако дело ведь не в том, кто будет контролировать, а в том, будут ли контролировать. И где гарантии, что эти чиновники будут относиться к своим обязанностям лучше, честнее и бескорыстнее прежних? Так что "воз и ныне там".
Вообще предложений о путях борьбы с недобросовестными компаниями немало. Например, создать единый реестр таких СРО, ввести постоянный мониторинг и рейтинг СРО для того, чтобы строительные компании, которые будут выбирать СРО, могли получить полную информацию, учитывая рейтинговые позиции СРО, законодательно ограничить численность членов СРО и т.д.
Не все предложения находят поддержку. Особенно острую дискуссию вызывает вопрос о числе членов СРО. Высказывается мнение, что искусственное ограничение численности СРО не даст желаемого эффекта, поскольку каждая из частей разрубленной на куски "гидры" будет управляться все из того же штаба и к тому же иметь право отдельного голоса на съезде. А директор НП "СРО "Альянс строителей" Татьяна Шалина убеждена, что такое ограничение невозможно, поскольку нарушает конституционное право на свободу объединения. К тому же неясно, по какому принципу нужно избавляться от "сверхнормативных".
В борьбу "за чистоту рядов" включились и региональные структуры. Так, по данным координатора Национального объединения строителей в УрФО, президента НП СРО "Гильдия Строителей Урала" Сергея Лекомцева, приведенным на VIII конференции саморегулируемых строительных организаций, зарегистрированных в УрФО (15 июля 2011 года, поселок Светлореченский), с октября прошлого года по июнь нынешнего в 13 СРО вступила 341 компания, а 91 - покинула их ряды.
Примечание. Профессиональным сообществом решено сформировать свод поправок к действующему законодательству, которые сделают более эффективной борьбу с коммерческими СРО.
В то же время в уральские СРО пришли 87 членов из других округов, а число строительных компаний, зарегистрированных в УрФО и вступивших в СРО за пределами округа, выросло на 484. Скорее всего, наибольший прирост получают именно "коммерческие" СРО, создающие, мягко говоря, необременительные условия для своих членов. При этом 197 компаний из Свердловской области, 180 из Челябинской и 141 из Тюменской состоят в рядах как раз СРО "Стройрегион" (г. Санкт-Петербург).
Вопрос о мерах по противодействию коммерциализации саморегулирования в сфере строительства и устранении нарушений действующего законодательства стал на конференции главным. Большинство участников конференции высказалось против предоставления саморегулируемым организациям права на реорганизацию в форме разделения, слияния, присоединения. Такие изменения, считают представители СРО Уральского региона, могут маскировать попытки уйти от выплат из компенсационного фонда, да и просто рейдерские операции.
Судя по выступлению на конференции директора НП "Саморегулируемая организация строителей Тюменской области" Александра Вазенмиллера, здесь накоплен некоторый положительный опыт противодействия коммерциализации СРО. СРО налаживает взаимодействие с юридическими фирмами и нотариальными конторами, прослеживает пути "липовых" дипломов о строительном образовании, информирует руководство муниципалитетов, службы заказчика о действиях коммерческих СРО, и эта информация учитывается при проведении конкурсов на размещение заказов на строительство.
Пока все усилия в борьбе с "саморегулируемым бизнесом" не принесли видимого результата, но будем надеяться, что "точка невозврата" еще не пройдена и общими усилиями будут выработаны действенные механизмы защиты от недобросовестных СРО.
Признаки коммерциализации саморегулируемой организации
1. Среднемесячные темпы прироста количества членов саморегулируемой организации - более 50 юридических лиц и предпринимателей в строительной саморегулируемой организации и более 20 - в проектной и изыскательской саморегулируемой организациях.
2. Наличие рекламы, призывающей к вступлению в саморегулируемую организацию.
3. Разветвленная сеть (более 20) мест приема документов для вступления в саморегулируемую организацию.
4. Предоставление возможности вступления в саморегулируемую организацию без уплаты взноса в компенсационный фонд в полном размере.
5. Отсутствие документов саморегулируемой организации о соответствии профиля высшего и среднего профессионального образования определенным видам работ.
6. Отсутствие контроля подлинности документов, поданных для выдачи свидетельства о допуске.
7. Отсутствие коллегиальности и открытости в управлении саморегулируемой организацией.
8. Участие в бизнесе по продаже готовых юридических лиц со свидетельствами о допуске, выданными саморегулируемой организацией*(2).
О.И. Иоффе,
эксперт журнала "Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
*(2) Источник: перечень принят на заседании Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций при Минрегионе, 24.05.2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.