Организация осуществляет поиск клиентов для реализации продукции на территории РФ путем междугородней связи. Телефонные номера того или иного потенциального контрагента (обратите внимание, что договорные отношения между участниками междугородних разговоров отсутствуют) с целью заявления об организации большей информации используются (в том числе) не по одному разу. Вправе ли организация уменьшить налогооблагаемую прибыль на произведенные ею расходы?
Расходы на оплату услуг телефонной связи учитываются для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Стоимость телефонных разговоров по междугородней связи можно учесть в расходах для целей налогообложения при соблюдении нормы п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. К подтверждающим документам, в частности, могут быть отнесены внутренние документы организации (приказы, распоряжения, отчеты и т.п.), разработанные с учетом действующего в организации технологического процесса поиска клиентов, из которых следует вывод о производственном характере переговоров. Например, если за менеджером закреплен номер телефона, то в качестве подтверждения производственного характера международных телефонных разговоров можно использовать детализированный отчет оператора связи.
Аналогичный подход, кстати, прослеживается в арбитражной практике (см., например, постановления ФАС МО от 30.12.2008 N КА-А40/12225-08 и ФАС ПО от 26.09.2006 N А65-25083/05). Судьи указывают, что отсутствие договорных отношений между участниками междугородних разговоров не доказывает их непроизводственный характер.
От редакции. Расходы на междугородние переговоры можно учесть и в качестве расходов на рекламу. Для этого, как разъясняет ФНС в Письме от 15.07.2011 N ЕД-4-3/11460@, информация, которая распространяется по телефону, должна отвечать ряду требований. Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Во-вторых, она должна быть направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В этом случае расходы по проведению таких мероприятий можно учесть в целях налогообложения в качестве расходов на рекламу с учетом требований п. 4 ст. 264 НК РФ (то есть в размере выручки, не превышающем 1% выручки от реализации).
Г.Г. Лалаев,
к.э.н.,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (Минфин России)
15 октября 2011 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 20, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"