От создания рабочих мест к регистрации обособленного подразделения
В каких случаях создание рабочих мест обязывает аптечную организацию зарегистрировать обособленное подразделение? Что понимается под стационарным рабочим местом? Какие условия необходимо выполнять, чтобы рабочее место было признано оборудованным? Какие разъяснения дают контролирующие органы по этому вопросу? В чем заключается позиция судей?
Налоговое законодательство об обособленных подразделениях
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
- в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.
К сведению. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Из положений ст. 11 НК РФ следует, что в целях признания обособленного подразделения таковым необходимо установление факта территориальной обособленности подразделения и создания в подразделении рабочих мест, обладающих признаками стационарности и оборудованности.
Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, а не тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
О территориальной обособленности организации и места осуществления условий договора может свидетельствовать ситуация, когда налогоплательщик состоит на налоговом учете на территории одного субъекта, а его сотрудники были командированы для выполнения работ на территорию другого субъекта (Постановление ФАС СКО от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А).
Под оборудованностью подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Судьи о понятиях "оборудованное рабочее место" и "стационарное рабочее место"
Определение понятия "рабочее место" дано в ст. 209 ТК РФ: это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Руководствуясь данным положением, судьи ФАС СЗО в Постановлении от 02.11.2007 N А26-11293/2005 приходят к выводу, что оборудование стационарных рабочих мест и следует считать созданием обособленного подразделения, а форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на налоговый учет обособленного подразделения.
Как отмечают судьи, для того чтобы считать обособленное подразделение организации созданным, необходимо наличие предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ признаков обособленного подразделения. При этом по смыслу ст. 11, 83 НК РФ основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения является его фактическое функционирование или способность к такому функционированию (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.07.2003 N 225/03).
Установив в спорной ситуации факт наличия признаков обособленного подразделения и создания обособленных подразделений, в качестве документов, подтверждающих данный факт, судьи приняли следующие:
- договоры аренды нежилых помещений, использованных под офисы;
- свидетельские показания работников;
- протоколы осмотра арендованных помещений с участием работников, проведенных работниками налоговых органов;
- договор на абонирование телефонной линии;
- приказы о приеме на работу специалистов, проживающих на территориях населенных пунктов, где были созданы обособленные подразделения;
- договоры о полной материальной ответственности за сохранность переданного для осуществления деятельности имущества, заключенные с работниками, принятыми для работы в обособленных подразделениях.
По мнению судей, перечисленные доказательства подтверждают создание стационарных рабочих мест и необходимых условий для функционирования работников.
Также судьи обратили внимание и на тот момент, что заявитель не представил доказательства того, что имущество, используемое под офисы, не предназначено для оборудования стационарных рабочих мест и в этом качестве не используется и абонирование телефонной линии связано с целями, отличными от оборудования стационарного рабочего места в названном городе.
К сведению. Под оборудованностью подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.
По мнению судей ФАС СКО (Постановление от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А), под оборудованностью подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Аналогичную позицию судьи округа высказали и в Постановлении от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А. Далее судьи указывают, что рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Таким образом, оборудование организацией стационарных рабочих мест и следует считать созданием обособленного подразделения. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеет правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
В качестве документов, подтверждающих создание стационарных рабочих мест, судьи приняли командировочные удостоверения, согласно которым работники общества направлялись в командировку на срок не более 19 дней, однако сменяли друг друга в течение периода с 01.08.2004 по 30.09.2004, с 18.10.2004 по 30.09.2005. Тем самым подтверждается создание обществом стационарных рабочих мест.
В Постановлении от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А судьи ФАС СКО отметили, что то обстоятельство, что каждый из работников командировался на срок менее месяца, не имеет правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Согласно материалам дела в общей сложности общество, сменяя работников в течение 30 дней, пять месяцев осуществляло деятельность на территории ст. Кавказской. Результаты работ приняты заказчиком и оплачены им, что подтверждается актами и справками выполненных работ.
Разъяснения финансистов и налоговиков
Следует отметить, что финансисты и налоговики в данном вопросе солидарны с судьями. Так, в Письме от 31.03.2010 N 16-15/033302@ столичные налоговики приводят свои рассуждения по вопросу о необходимости регистрации обособленного подразделения по месту нахождения арендованных складов, если на одном из них оборудовано только рабочее место охранника. Чиновники обращают внимание налогоплательщиков, что создание рабочих мест является определяющим критерием для признания подразделения обособленным.
При этом обособленное подразделение образуется и в том случае, когда по месту его нахождения оборудовано только одно рабочее место.
Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ, срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения такого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 83 НК РФ.
Следовательно, создание рабочего места на срок более одного месяца вне места нахождения самой организации признается обособленным подразделением, и организация обязана встать на учет по месту его нахождения.
Похожая ситуация рассмотрена финансистами в Письме от 05.08.2011 N 03-02-07/1-279. Однако в данном случае организация предполагает арендовать помещение, территориально обособленное от ее места нахождения, для хранения продукции. При этом стационарные рабочие места в помещении создавать не планируется. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет по мере необходимости - по факту завоза или вывоза материалов. Лицами, уполномоченными осуществлять такие действия, будут сотрудники организации, работающие в близлежащих обособленных подразделениях. Будет ли указанная деятельность расцениваться в качестве влекущей создание стационарного рабочего места? Подлежит ли в данной ситуации организация постановке на налоговый учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности?
Финансисты, основываясь на нормах законодательства и руководствуясь существующей арбитражной практикой, отмечают, что под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Согласно ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, финансисты делают вывод, что деятельность по месту нахождения арендованного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, приводит к созданию обособленного подразделения организации вне зависимости от фактического времени нахождения конкретного работника на рабочем месте в арендованном организацией помещении.
В одном из последних разъяснений по этому вопросу (Письмо от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265) финансисты рассмотрели ситуацию российской организации, осуществляющей деятельность по проведению исследований состояния рынков на предмет спроса и потенциальной продажи продукции заказчиков, а также оказывающей услуги по продвижению продукции заказчиков на российском рынке на основании заключенных договоров. Офис организации расположен в Москве. Вместе с тем в некоторых регионах РФ планируется заключить трудовые договоры с работниками на должность медицинского представителя. Работа медицинских представителей носит разъездной характер и не предполагает создания стационарных рабочих мест. Необходимо ли при трудоустройстве этих работников регистрировать обособленное подразделение в налоговых органах по месту осуществления таких работ?
Анализируя нормы налогового и трудового законодательства, а также обращая внимание на сложившуюся арбитражную практику, финансисты приходят к выводу, что в случае, если работниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом отсутствуют стационарные рабочие места для этих работников, то оснований для постановки на учет в налоговых органах по месту осуществления таких работ не возникает.
К сведению. Статьей 116 НК РФ предусмотрены следующие правонарушения и ответственность за их совершение:
- нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.;
- ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
Согласно ст. 15.3 КоАП РФ нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.
К.И. Юсупов,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"