Обзор проекта закона "О федеральной контрактной системе"
В законодательстве о государственных закупках грядут перемены: правительство планирует сформировать федеральную контрактную систему. В связи с этим предполагается отменить Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) и утвердить новый Федеральный закон "О федеральной контрактной системе", проект которого размещен на официальном сайте Минэкономразвития (далее - Законопроект). Рассмотрим обзорно его основные нововведения.
Рассматривая положения Законопроекта, будем отталкиваться от его структуры. Он включает в себя следующие главы:
1. "Общие положения".
2. "Прогнозирование и планирование в федеральной контрактной системе".
3. "Осуществление закупок".
4. "Контрактный аудит и контроль в федеральной контрактной системе".
5. "Обжалование и досудебное разрешение споров, возникающих в рамках федеральной контрактной системы".
6. "Заключительные и переходные положения".
Общие положения
Прежде всего сравним сферу применения Федерального закона N 94-ФЗ и Законопроекта.
Федеральный закон N 94-ФЗ | Законопроект |
Регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказов), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений | Определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы, принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения. Регулирует отношения, связанные с прогнозированием государственных нужд в товарах, работах и услугах и планированием обеспечения государственных (муниципальных) нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, контролем и аудитом за соблюдением установленных им требований |
К сведению. Новый закон, как и Федеральный закон N 94-ФЗ, не будет применяться к отношениям, связанным с заключением договоров на оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры. Как и прежде, перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ (п. 3 ст. 1 Законопроекта).
Таким образом, если Федеральный закон N 94-ФЗ регулировал отношения, связанные с размещением заказа, то законопроект выступает основополагающим документом для функционирования федеральной контрактной системы.
Как следствие, изменился и понятийный аппарат. Заметим, что основные понятия и определения, используемые в Федеральном законе N 94-ФЗ, не были выделены в отдельную статью. А в Законопроекте в ст. 3 приводится перечень основных понятий и определений к ним. В первую очередь рассмотрим новые термины.
Уже из самого названия Законопроекта и из определения сферы его применения ясно, что вводится понятие "федеральная контрактная система". Согласно п. 1 ст. 3 Законопроекта эта система представляет собой совокупность мер правового, организационного и экономического характера, направленных на обеспечение государственных (муниципальных) нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов:
- прогнозирования государственных нужд и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- осуществления контроля и аудита, в том числе мониторинга полноты и качества удовлетворения государственных (муниципальных) нужд.
Вновь введено понятие "закупка" - совокупность осуществляемых в порядке, предусмотренном Законопроектом, действий заказчика по заключению и исполнению государственных или муниципальных контрактов. Процедура закупки начинается с размещения извещения об осуществлении закупки и завершается приемкой товаров (работ, услуг) в предусмотренном Законопроектом порядке.
Данный термин заменил действующий в рамках Федерального закона N 94-ФЗ: "размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков". То есть заказчик должен по-прежнему выполнять определенный алгоритм действий с целью заключить контракт. Только порядок его действий в Законопроекте называется не размещением заказов, а закупкой.
Еще одно новое понятие, установленное Законопроектом, - "единая информационная система". Это совокупность содержащейся в базах данных информации, указанной в ст. 5 Законопроекта, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение и предоставление такой информации. Основной задачей единой информационной системы является информационное сопровождение федеральной контрактной системы на всех этапах, в том числе при прогнозировании и планировании обеспечения государственных (муниципальных) нужд, осуществлении закупок, исполнении контрактов и осуществлении контроля и аудита в федеральной контрактной системе, реализации общественного контроля в федеральной контрактной системе.
В указанной системе необходимо размещать документальные отчеты (отчеты) (очередное нововведение), которые представляют собой предусмотренные Законопроектом достоверные и объективные сведения и данные о реализации федеральной контрактной системы. Обязанность составлять и размещать их возложена на органы государственной власти и местного самоуправления.
Далее приведем определения уже знакомых понятий.
Заказчики - государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения, а также иные юридические лица, определяемые на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (вероятно, подразумеваются действующие в настоящее время в рамках Федерального закона N 94-ФЗ уполномоченные органы).
Государственные нужды - потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления государственных функций и оказания государственных услуг, в том числе посредством реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, других документов стратегического и программно-целевого планирования, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов РФ, оказания государственных услуг и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе для реализации государственных программ субъектов РФ, региональных целевых программ, иных документов стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ (далее также - нужды субъектов РФ).
Муниципальные нужды - потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, оказания муниципальных услуг и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.
Участник процедур закупок - любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, направившие заявку на участие в процедурах закупок. Как уже было сказано ранее, Законопроект предполагает не размещение заказов, а осуществление закупок, поэтому на смену понятию "участник размещения заказа" приходит "участник процедур закупок".
Контракт - договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, Законопроектом и иными федеральными законами.
Общественный контроль
Законопроект вводит новое понятие "общественный контроль в федеральной контрактной системе". Рассмотрим кратко, что оно в себя включает.
Гражданам и организациям предоставляется право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований Законопроекта (далее - общественный контроль) в порядке и на условиях, им установленных. Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены Законопроектом и иными нормативными правовыми актами РФ.
С этой целью граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения, основной уставной деятельностью которых является осуществление общественного контроля в соответствии с положениями Законопроекта (далее - общественные объединения по контролю).
Указанные объединения вправе:
- подготавливать предложения по совершенствованию законодательства РФ о федеральной контрактной системе;
- направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов;
- проводить независимый общественный мониторинг и оценку хода осуществления закупок, в том числе оценивать процедуры закупки и итоги исполнения контрактов на предмет их соответствия требованиям Законопроекта;
- обращаться и направлять материалы по итогам своей деятельности в государственные органы, уполномоченные на осуществление контроля за деятельностью заказчиков, с предложениями о проведении проверок заказчиков и принятии соответствующих мер;
- проводить мероприятия (общественные слушания, обсуждения) по вопросам своей деятельности;
- осуществлять иную деятельность в соответствии с Законопроектом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Информационное обеспечение федеральной контрактной системы
Согласно п. 1 ст. 5 Законопроекта единая информационная система должна содержать следующую информацию:
- Сводный прогноз государственных нужд в товарах, работах и услугах (далее - Сводный прогноз);
- Планы обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Планы обеспечения);
- Планы-графики осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Планы-графики);
- о реализации Планов обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд и Планов-графиков, а также о результатах оценки их эффективности и степени удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
- об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- о закупках, в том числе о предельной (максимальной) стоимости товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, о сроках и способах осуществления заказчиками закупок, об исполнении контрактов;
- реестр контрактов, предусмотренный настоящим законопроектом, информация в котором не может противоречить иной информации, содержащейся в единой информационной системе;
- о результатах аудита и контроля;
- иные документы и сведения, предусмотренные Законопроектом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Более подробно особенности составления прогнозов и планов рассмотрены в гл. 2 Законопроекта. В статье расскажем о них ниже.
Порядок функционирования единой информационной системы, технологические и лингвистические требования к единой информационной системе определяются Правительством РФ.
Обеспечение функционирования единой информационной системы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регулирования и координации федеральной контрактной системы.
Особенности обеспечения государственных и муниципальных нужд казенными учреждениями
В статье 14 Законопроекта прописаны особенности обеспечения государственных и муниципальных нужд бюджетными и казенными учреждениями. Нас интересуют только последние, про них в п. 1 этой статьи сказано: казенные учреждения осуществляют деятельность по приобретению товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Законопроекта.
Прогнозирование и планирование в федеральной контрактной системе
Согласно п. 1 ст. 15 Законопроекта прогнозирование государственных нужд в товарах, работах и услугах и планирование обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах необходимо для того, чтобы:
1) определить приоритеты обеспечения государственных нужд в товарах, работах и услугах на долгосрочную перспективу;
2) определить и обосновать государственные и муниципальные нужды в товарах, работах и услугах, а также необходимый объем финансирования для их обеспечения;
3) санкционировать осуществление заказчиками закупки;
4) обеспечить свободный доступ физических и юридических лиц к информации о прогнозируемых государственных и муниципальных нуждах в товарах, работах и услугах и планируемых закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Прогнозирование и планирование осуществляются посредством разработки и реализации:
- Сводного прогноза;
- Планов обеспечения;
- Планов-графиков.
Сводный прогноз
Сводный прогноз государственных нужд в товарах, работах и услугах на долгосрочный период - аналитический документ, содержащий научно и нормативно обоснованные представления об основных направлениях и приоритетах обеспечения государственных нужд в товарах, работах и услугах на долгосрочный период (ст. 16 Законопроекта).
Планируется, что Сводный прогноз будет составляться на период начиная с 2013 года на основании прогнозов государственных нужд в товарах, работах и услугах, включенных в государственные программы РФ.
Обязанность по формированию данного прогноза возложена на Минэкономразвития, которое будет размещать его в единой информационной системе.
Сводный прогноз содержит приоритетные направления обеспечения государственных нужд в товарах, работах и услугах и примерную оценку объема закупок товаров, работ, услуг, необходимого для обеспечения приоритетных государственных нужд. Он формируется на срок не менее 5 лет и включается в состав прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу.
Обратите внимание! Планируется, что казенные учреждения будут составлять Сводный прогноз начиная с 2015 года (п. 3 ст. 97 Законопроекта).
Планы обеспечения
Планы обеспечения государственных и муниципальных нужд - документы, содержащие свод подлежащих обеспечению в очередном году и плановом периоде федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, формируемых в соответствии с мероприятиями государственных программ РФ, целевых программ, планов и программ развития субъектов РФ и муниципальных образований, иных документов программно-целевого планирования (далее - документы программно-целевого планирования), утвержденных (одобренных) в установленном порядке.
Планы обеспечения разрабатываются и утверждаются главными распорядителями соответствующего бюджета на срок не менее 3 лет, включая очередной год и плановый период.
Форма Планов обеспечения и порядок их ведения утверждаются Правительством РФ.
В Планы обеспечения включаются следующие сведения (п. 2 ст. 17 Законопроекта):
1) наименование федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд в соответствии с документами программно-целевого планирования, с присвоением уникального идентификационного кода;
2) общее, объективное и функциональное описание объектов закупок, необходимых для обеспечения нужд;
3) планируемый объем бюджетных средств, необходимых для осуществления закупок по каждому объекту закупки в пределах объемов бюджетных ассигнований в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
5) ожидаемый результат осуществления закупок, включая показатели степени удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
6) иные сведения, определяемые Правительством РФ.
Допускается включать в Планы обеспечения, утверждаемые на период до 1 января 2013 года, нужды, не предусмотренные документами программно-целевого планирования.
Каждой из них присваивается уникальный идентификационный код, который состоит из кода бюджетной классификации, кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, а также индивидуального номера. Правила присвоения этого кода устанавливаются Минэкономразвития.
Планы-графики
Планы-графики осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд - документы, содержащие перечень закупок заказчиков на очередной год и являющиеся основанием для их осуществления (ст. 20 Законопроекта).
Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с Планами обеспечения и в пределах доведенных до заказчиков лимитов бюджетных ассигнований в очередном финансовом году на соответствующие цели в соответствии с федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом и бюджетами государственных (территориальных) внебюджетных фондов.
В Планы-графики включаются следующие сведения:
1) уникальный идентификационный код федеральной нужды, нужды субъекта РФ, муниципальной нужды в соответствии с утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится заказчик, Планом обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд на соответствующий период;
2) условия контракта, включая наименование объектов закупок (описание объектов закупок в соответствии со ст. 32 Законопроекта), в том числе минимально необходимые требования, предъявляемые к объекту закупки, количество (объем) и планируемые сроки (периодичность) приобретения товаров, работ, услуг, начальная (максимальная) цена контракта, включая размер аванса (если предполагается), с разбивкой по этапам оплаты (если осуществление закупки, включая исполнение контракта, предусматривается поэтапно);
3) дополнительные требования к участникам процедур закупок (при их наличии);
4) способ закупки;
5) график осуществления процедур закупки в соответствии с указанным способом закупки;
6) фамилия, имя, отчество (если имеется), должность и контактные данные уполномоченного должностного лица заказчика (контрактной службы заказчика);
7) иные сведения, определяемые Правительством РФ.
Кроме того, к Плану-графику прилагается обоснование осуществления закупок, которое является его неотъемлемой частью.
Обратите внимание! Закупки товаров, работ, услуг, не предусмотренные Планами-графиками, не могут быть осуществлены (п. 7 ст. 20 Законопроекта).
Начальная (максимальная) цена контракта
Законопроектом, так же как и Федеральным законом N 94-ФЗ, предусмотрено наличие начальной (максимальной) цены контракта. Нововведением стало то, что в п. 2 ст. 21 Законопроекта приведены методы определения такой цены:
1) нормативный метод, под которым понимается расчет цены контракта на основе нормативов. Этот метод применяется в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг (в том числе их предельная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать;
2) метод одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар, работу услугу. Метод применяется в случае, если предполагается закупка товаров (работ, услуг), которые производятся или поставляются (исполняются, оказываются) одной организацией либо в отношении которых исключительными правами обладает одна организация;
3) тарифный метод: цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги);
4) метод индексации: цена контракта рассчитывается путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных (закупаемых) заказчиком в предыдущем (текущем) году, на уровень инфляции (иной обоснованный заказчиком коэффициент). Данный метод применяется в случае, если предполагается закупка товаров, работ, услуг, аналогичных закупленным (закупаемым) заказчиком в предыдущем (текущем) году;
5) запросный метод, который используется дополнительно к методу индексации, а также в иных случаях, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров, работ, услуг определяется посредством изучения ценовых предложений, включая структуру цены, не менее пяти организаций, осуществляющих поставку таких товаров, работ, услуг;
6) иной обоснованный заказчиком метод в случае невозможности использования перечисленных выше.
К источникам информации о ценах товаров, работ, услуг, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, относятся данные государственной статистической отчетности, сведения, содержащиеся в единой информационной системе, реестре контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные достоверные источники информации. Правительство РФ вправе установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта.
Осуществление закупок
Статьей 23 Законопроекта предусмотрены следующие способы осуществления закупок, которые вправе использовать заказчики.
1. Открытый конкурс. Это способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации в единой информационной системе, победителем в котором признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта (п. 1 ст. 40 Законопроекта).
2. Конкурс с ограниченным участием. Под таким конкурсом понимается способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса с ограниченным участием, предквалификационной документации, конкурсной документации. Победителем конкурса с ограниченным участием признается лицо, прошедшее предквалификационный отбор и предложившее лучшие условия исполнения контракта по итогам конкурса с ограниченным участием. Такой конкурс проводится в случае, когда товары (услуги, работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способно поставить или выполнить только ограниченное число поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Не допускается отнесение к таким товарам (услугам, работам) товаров (услуг, работ), для которых в соответствии с законодательством РФ установлены стандартные показатели и требования (п. 1, 2 ст. 50 Законопроекта).
3. Двухэтапный конкурс. Двухэтапным конкурсом является способ осуществления закупок, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и победителем признается лицо, участвующее в двух этапах его проведения и предложившее лучшие условия исполнения контракта по его результатам (п. 1 ст. 51 Законопроекта).
Заказчик вправе применять процедуру такого конкурса в следующих случаях:
- если он пришел к выводу, что для уточнения тех или иных характеристик объекта закупок необходимо обсуждение с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
- конкурс проводится для заключения контракта в целях проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда такой контракт предусматривает производство товаров в количествах, достаточных для обеспечения их коммерческой рентабельности или возмещения расходов на исследования и разработки, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национального фильма.
4. Электронный аукцион. Под электронным аукционом на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. Заказчик обязан применять процедуру электронного аукциона, когда осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (п. 1, 2 ст. 52 Законопроекта).
5. Запрос котировок. Это способ осуществления закупок, при котором информация о потребностях заказчиков в товарах, работах, услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем в котором признается участник процедур закупок, предложивший наиболее низкую цену контракта (п. 1 ст. 64 Законопроекта).
6. Запрос предложений. Под проведением запроса предложений понимается способ осуществления закупок, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении переговоров и победителем признается участник, представивший окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика. Запрос предложений осуществляется контрактной службой заказчика, который вправе проводить закупки с помощью запроса предложений в следующих случаях (п. 1, 2 ст. 74 Законопроекта):
- если возникает срочная потребность (в том числе вследствие чрезвычайного события) в объекте закупок и проведение открытого конкурса или применение любого другого способа закупок нецелесообразно с учетом того времени, которое необходимо для использования таких способов, при условии, что заказчик не мог предвидеть обстоятельства, обусловившие срочность закупки, и эти обстоятельства не являются результатом медлительности или недостатков организации деятельности заказчика, не вызваны увеличением в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на цели обеспечения государственных и муниципальных нужд в результате экономии бюджетных ассигнований;
- если ранее проведенные заказчиком процедуры закупок признаны несостоявшимися и он пришел к обоснованному выводу, что повторное проведение процедур закупок с учетом срочности закупок нецелесообразно.
7. Закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг. Таковыми являются закрытые процедуры закупки, при которых информация о закупке сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц, удовлетворяющих требованиям, предусмотренным Законопроектом, и способных осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом конкурса, а также имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. 76 Законопроекта). Такие закупки проводятся исключительно в случаях:
- закупки товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации об осуществлении закупки либо в проекте контракта;
- заключения контрактов (договоров) на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств.
8. Из единственного источника. Исключительные случаи размещения закупок из единственного источника перечислены в ст. 85 Законопроекта. Заметим, что данный перечень довольно обширен и включает в себя 25 позиций, например, в него входят случаи, когда:
- заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- оказываются услуги по водоснабжению, водоотведению, канализации, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);
- производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги учреждениями и предприятиями УИС в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ;
- заключается договор на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
- заключается контракт (договор) на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
Совместные процедуры закупок
Статьей 24 Законопроекта предусмотрена возможность проведения совместных процедур закупок. Такие закупки возможны при наличии у двух и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах.
В этом случае организатором закупок выступает один из заказчиков, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих функций по организации и проведению совместных процедур закупок. Указанное соглашение должно содержать:
а) сведения о сторонах соглашения;
б) сведения о видах и предполагаемых объемах закупок, в отношении которых проводятся совместные процедуры закупок;
в) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
г) сведения об организаторе совместных процедур закупок, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения;
д) порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по осуществлению закупок, а также регламент работы такой комиссии;
е) порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;
ж) ориентировочные сроки проведения совместных процедур закупок;
з) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных процедур закупок;
и) срок действия соглашения;
к) порядок рассмотрения споров и обжалований;
л) иную информацию, определяющую взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных процедур закупок.
Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных процедур закупок и порядок проведения таких процедур определяются соглашением сторон в соответствии с ГК РФ и Законопроектом. Контракт с победителем или победителями совместных процедур закупок заключается каждым заказчиком. Такие контракты подлежат исполнению сторонами в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Законопроекта.
Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных процедур закупок пропорционально доле начальной цены контракта заказчика в общей сумме начальных цен контрактов, в отношении которых проводятся совместные процедуры закупок.
Централизованные закупки
Особенности осуществления централизованных закупок закреплены теперь на федеральном уровне согласно ст. 25 Законопроекта. В частности, данной статьей установлено, что в целях централизации закупок могут быть созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на проведение процедур закупок для заказчиков, либо в указанных целях осуществление процедур закупок для заказчиков может быть возложено на один из существующих органов, которые выполняют функции по осуществлению закупок для заказчиков, определенные решениями о создании таких органов или наделении их такими полномочиями, за исключением подписания контрактов. При этом контракты подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия указанных органов и заказчиков должен устанавливаться решениями о создании таких органов или о наделении их соответствующими полномочиями.
Правительством РФ, высшим органом субъекта РФ, местной администрацией полномочия по осуществлению закупок для заказчиков (включая заключение контракта и приемку результатов исполнения контракта) могут быть возложены на один (специализированный) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.
Контрактная служба заказчика
Еще одно нововведение Законопроекта - это создание контрактной службы заказчика, на которую возлагаются функции по планированию и осуществлению закупок.
Она является самостоятельным структурным подразделением заказчика (департамент, главное управление, управление, отдел) и возглавляется руководителем (начальником).
Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:
- участвует в подготовке Плана обеспечения;
- разрабатывает План-график, подготавливает изменения в него и размещает их в единой информационной системе;
- подготавливает проекты документации о размещении государственных заказов;
- осуществляет закупки, в том числе обеспечивает заключение контракта. При заключении контракта заказчиком из числа сотрудников его контрактной службы назначается должностное лицо, ответственное за исполнение этого контракта (контрактный офицер). Контрактный офицер может быть ответственным за исполнение нескольких контрактов;
- подготавливает и размещает в информационной системе документальные отчеты, предусмотренные Законопроектом;
- обеспечивает исполнение контракта в соответствии с Законопроектом, в том числе принимает результаты контракта;
- формирует на основе мониторинга исполнения контрактов, исследований рынка, мониторинга цен, объектов осуществления закупок, производителей и поставщиков товаров, работ, услуг предложения, направленные на повышение эффективности закупок, в том числе на этапе исполнения контракта, в целях обеспечения полноты и качества удовлетворения потребностей государства и муниципальных образований в соответствующих товарах, работах, услугах;
- участвует в рассмотрении дел по обжалованию результатов проведенных торгов и ведет претензионную работу;
- в случае необходимости проводит на стадии планирования консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с целью определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров (работ, услуг), а также наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законопроектом.
В своей работе контрактная служба взаимодействует с другими структурными подразделениями заказчика, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, контрольным органом и государственным органом, уполномоченным на проведение аудита в федеральной контрактной системе.
Работники контрактной службы должны обладать специальными знаниями и навыками в сфере закупок, иметь высшее профессиональное образование и опыт работы в сфере закупок, руководитель должен также иметь стаж работы в сфере закупок не менее 3 лет. Все указанные лица несут персональную ответственность за выполнение своих функций и полномочий.
Не допускается возложение на контрактную службу функций, не предусмотренных Законопроектом (п. 6 ст. 36 данного документа).
К сведению. В случае если в штате заказчика отсутствует возможность создания контрактной службы, ее функции и полномочия могут быть переданы вышестоящему органу (организации) (п. 7 ст. 97 Законопроекта).
По мнению автора, контрактная служба является аналогом специализированной организации, действующей в рамках Федерального закона N 94-ФЗ. Но в то же время между ними есть существенные различия: Федеральным законом N 94-ФЗ заказчику предоставлялось право привлекать на договорной основе специализированную организацию, то есть он сам решал, действовать самостоятельно или воспользоваться услугами специализированной организации, из дословного же прочтения ст. 36 Законопроекта следует, что наличие контрактной службы и именно в виде структурного подразделения заказчика является обязательным условием для планирования и осуществления закупок.
Комиссия по осуществлению закупок
Согласно ст. 37 Законопроекта для проведения процедур закупок создается комиссия по осуществлению закупок (далее - комиссия). Решение о ее создании принимается заказчиком до начала проведения процедур закупок, в том числе до размещения извещений о проведении таких процедур. При этом заказчиком определяются состав и порядок работы комиссии, назначается ее председатель, как правило, из числа должностных лиц контрактной службы заказчика.
Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные и единые комиссии. В состав любой комиссии в обязательном порядке включаются должностные лица контрактной службы заказчика (уполномоченное должностное лицо).
Обратите внимание! Не могут быть членами комиссии физические лица, лично заинтересованные в результатах осуществления закупок (в том числе физические лица, подавшие заявки (предложения) на участие в процедурах закупок либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки (предложения), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники процедур закупок (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников процедур закупок), а также должностные лица контрольных органов, непосредственно осуществляющие контроль в сфере проведения закупок (п. 5 ст. 37 Законопроекта).
Контрактный аудит и контроль в федеральной контрактной системе
Следует заметить, что вопросам контроля в контрактной системе Законопроектом уделено достаточно много внимания не только уже описанному нами общественному контролю, но и контрактному аудиту и контролю в федеральной контрактной системе. Рассмотрим их особенности подробнее.
Контрактный аудит. Представляет собой систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения эффективности выполнения заказчиком функций по планированию и осуществлению закупок (п. 1 ст. 89 Законопроекта).
Контрактный аудит проводится государственным органом, уполномоченным на проведение аудита в федеральной контрактной системе, в форме:
- комплексных ревизий, которые осуществляются путем проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов, относящихся к закупкам (проводятся не чаще одного раза в год);
- тематических проверок деятельности заказчика - единичного контрольного действия или исследования на определенном участке деятельности заказчика. Они проводятся на основании поступивших мотивированных обращений и заявлений физических и юридических лиц, общественных объединений по контролю, государственных органов и органов местного самоуправления, а также на основании информации, содержащейся в единой информационной системе. Такие проверки деятельности заказчика проводятся в обязательном порядке в отношении контрактов, заключенных с единственным источником, а также иных контрактов, определенных решением Правительства РФ.
Контроль в федеральной контрактной системе. Этот вид контроля представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти по контролю в федеральной контрактной системе, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в федеральной контрактной системе, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность в федеральной контрактной системе, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных Законопроектом, иными законодательными актами РФ, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по контролю в федеральной контрактной системе за исполнением требований законодательства РФ (п. 1 ст. 90 Законопроекта).
Контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок.
Порядок проведения плановых проверок устанавливается уполномоченным органом. В пункте 4 ст. 90 Законопроекта уточняется, что в отношении одного заказчика, должностного лица контрактной службы заказчика, члена комиссии по проведению закупок, оператора электронной площадки плановые проверки осуществляются не более одного раза в 6 месяцев.
Внеплановые проверки проводятся в случае обращения участника процедур закупок с жалобой на действия (бездействие) заказчика, должностного лица контрактной службы заказчика, членов комиссий по проведению закупок, оператора электронной площадки, поступления информации о нарушении законодательства РФ, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с Законопроектом. Жалоба рассматривается в порядке, установленном данным документом.
Заключительные и переходные положения
Согласно ст. 96 Законопроекта новый закон вступит в силу по истечении одного года после дня официального опубликования. Со дня его вступления в силу перестанет действовать Федеральный закон N 94-ФЗ (ст. 98 Законопроекта).
Таким образом, будущим участникам контрактной системы предоставлена возможность в течение года подробно изучить новый документ, руководствуясь положениями прежнего.
В пункте 2 ст. 97 Законопроекта уточняется, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, заказ на которые размещен до дня вступления в силу нового закона, подлежат осуществлению в соответствии с правилами и требованиями, действующими на момент размещения соответствующего заказа.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 97 Законопроекта до введения в эксплуатацию единой информационной системы сведения и информация, им предусмотренные, приводятся на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Как видим, Законопроект включает в себя много нового. Вероятно, в него еще будут внесены корректировки, но сама идея формирования федеральной контрактной системы уже озвучена правительством и представлена для обсуждения на дискуссионной площадке сайта Минэкономразвития. Таким образом, время разобраться в этой принципиально новой системе еще есть, а мы, со своей стороны, будем освещать данную тему на страницах журнала.
О. Заболонкова,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"