Неиспользуемое имущество: учет расходов на его содержание
В деятельности предприятия периодически имущество, ранее используемое в производственной деятельности предприятия, прекращает использоваться либо вовсе становится, как говорится, ненужным. Причины могут быть разные, например сокращение объемов производства, изменение деятельности предприятия, нахождение оборудования в ремонте, моральный износ. При этом возникает вопрос, как учитывать расходы на содержание такого имущества.
Учет расходов на содержание имущества, находящегося на консервации
Перевод основных средств на консервацию позволяет сохранить их в исправном состоянии с целью дальнейшей эксплуатации.
Возможность перевода объектов ОС на консервацию в бухгалтерском и налоговом учете установлена соответственно п. 23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п. 3 ст. 256 НК РФ. В бухгалтерском учете расходы, связанные с содержанием неиспользуемого имущества, согласно ПБУ 10/99 "Расходы организации относятся к прочим и отражаются на счете 91 "Прочие расходы".
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.
В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, связанные с консервацией имущества, направлены, как правило, на сохранение этого имущества, которое в дальнейшем принесет доход. Поэтому такие расходы, включая расходы на охрану законсервированных объектов, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций.
Такая позиция отражена в письме Минфина России от 18.03.09 г. N 03-03-06/1/164.
Правильно оформленные документы по консервации - одно из главных условий для подтверждения расходов. Основными документами для оформления консервации объектов ОС являются: приказ руководителя о создании комиссии по переводу объектов ОС на консервацию; приказ на проведение инвентаризации по выявлению неиспользуемых объектов ОС (ИНВ-22); инвентаризационная опись (ИНВ-1); приказ, в котором указываются причины и основания для консервации объектов ОС; акт о переводе объектов ОС на консервацию. Поскольку унифицированной формы акта нет, организации самостоятельно разрабатывают форму и утверждают в учетной политике. Данный документ должен содержать наименование ОС, его инвентарный номер, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки консервации.
Пример 1. На предприятии принято решение о прекращении выпуска продукции "А" в связи с падением спроса. Данный вид продукции производят на специальной машине. Для сохранения технических характеристик специальной машины с целью дальнейшего ее использования этот объект законсервировали на 6 месяцев (оформили все необходимые документы с указанием причин и оснований). Расходы на консервацию (заработная плата, налоги с ФОТ, услуги сторонних организаций и пр.), подтвержденные сметой, составили 56 000 руб. (в том числе НДС - 2600 руб.).
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Отражены расходы, связанные с содержанием законсервированных объектов основных средств | 53 400 (56 000 - 2600) | Счет, расчетно-платежная ведомость, бухгалтерская справка-расчет | ||
Отражены предъявленные суммы НДС | 2600 | |||
Принят к вычету НДС | 2600 | Счет-фактура |
Учет расходов на содержание имущества, не подлежащего ремонту и дальнейшему использованию
Если предприятие не планирует использовать ОС в будущем в связи с моральным или физическим износом (т.е. находится в непригодном состоянии), то в консервации нет необходимости.
Имущество, находящееся в непригодном для использования состоянии, как правило, не приносит доход предприятию. Следовательно, расходы, связанные с содержанием такого имущества, не являются обоснованными и в налоговом учете согласно ст. 252 НК РФ не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль.
Стоимость объекта ОС, который не способен постоянно приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п. 75 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Согласно п.п. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в целях налогообложения прибыли к внереализационным относятся расходы, связанные с ликвидацией выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.
При этом стоимость материалов (запасных частей и металлолома), полученных при разборке ОС, признается для целей налогообложения прибыли внереализационным доходом (п. 13 ст. 250 НК РФ) и оценивается организацией самостоятельно. Оценка может быть проведена на основе данных по аналогичным материалам, реализуемым в регионе, - прайс-листов и т.д. (пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ).
Пример 2. На балансе предприятия имеется неисправный компьютер первоначальной стоимостью 24 050 руб., сумма начисленной по нему амортизации - 16 900 руб. Предприятие списывает с учета данный компьютер (решение принято комиссией, оформлен акт на списание), как не подлежащий ремонту и дальнейшему использованию. Расходы водителя на доставку компьютера в специальную организацию с целью его правильного уничтожения составили 1000 руб.
К счету 01 "Основные средства" рекомендуется открыть следующие субсчета:
01-1 "Основные средства в эксплуатации";
01-2 "Выбытие основных средств".
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
Списана первоначальная стоимость списываемого компьютера | 24 050 | Акт о списании объекта основных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств | ||
Списана сумма начисленной амортизации | 16 900 | Акт о списании объекта основных средств | ||
Списана остаточная стоимость основного средства | 7150 (24050 - 16 900) | Акт о списании объекта основных средств | ||
Отражены расходы на доставку компьютера с целью его правильного уничтожения | 1000 | Акт о списании объекта основных средств |
Учет расходов на содержание имущества, находящегося в ремонте
Начисление амортизации по ремонтируемым объектам не прекращается, если длительность ремонта не превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01). Затраты по ремонту объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете на счетах учета затрат на производство (расходов на продажу), т.е. квалифицируются как расходы текущего периода.
Надлежащее документальное оформление нахождения имущества в ремонте - обязательное условие для признания затрат при исчислении налога на прибыль. Как правило, пишется служебная записка о поломке ОС на имя руководителя подразделения. На ее основании ответственный за ремонт и обслуживание основных средств составляет служебную записку или дефектную ведомость, в которой указывает все повреждения и сообщает принятое по факту поломки решение. После ремонта составляется акт о приеме-сдаче отремонтированного объекта ОС по форме N ОС-3, в котором указывается вид ремонтных работ и их стоимость и вносятся данные о выполненных работах в инвентарную карточку по форме N ОС-6.
В налоговом учете расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание ОС, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии признаются расходами, связанными с производством и реализацией (п.п. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли понесенные налогоплательщиком расходы на ремонт ОС рассматриваются как прочие и учитываются в размере фактических затрат в том отчетном периоде, когда они были понесены (п. 1 ст. 260 НК РФ).
О. Алексеева,
начальник отдела общего аудита
ООО АУДИТОРИЯ
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71