Обзор материалов международной конференции
Часть 1
2 декабря 2010 г. в Минске была проведена Международная конференция "Права женщин и сбалансированная политика в области семьи, занятости и гендерного равенства: реальность и перспективы", организованная Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) совместно с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Основной целью конференции было обсуждение проблем подготовки очередного Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. - с учетом достигнутых результатов и международного опыта, имеющегося в данной области. Так, автор данного обзора, в частности, участвовала в указанном мероприятии в качестве международного консультанта по проекту ЮНФПА в связи с подготовкой рекомендаций к Проекту Национального плана действий на 2011-2015 гг. в Республике Беларусь.
Несмотря на общую ориентированность конференции на конкретные проблемы и задачи, непосредственно стоящие перед Республикой Беларусь в плане продвижения прав женщин и гендерного равенства в социально-правовой практике страны, прозвучал ряд выступлений, затрагивающих общие для большинства стран проблемы и задачи, а также пути и способы, продемонстрировавшие свою эффективность в качестве средств продвижения прав женщин и гендерного равенства в различных государствах мира.
В этой связи представляется, что для российской аудитории и всех интересующихся проблематикой гендерного равенства, в том числе и правовыми средствами его продвижения в государственно-правовом и политическом процессе, будут небезынтересны материалы, вкратце представленные в данном обзоре.
Сарас Ягвант, межрегиональный советник отдела по продвижению женщин Агентства ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин (Нью-Йорк), обратился в своем выступлении к подходам к сбалансированной семейной политики и политике в области занятости в мире.
На важность равного разделения обязанностей между женщинами и мужчинами обращалось внимание во многих международных актах, которые призывали страны принять меры по решению этой проблемы в качестве составной части своих законодательных и политических мер. К ним относятся Программа действий Международной конференции по народонаселению и развитию (1994), Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития (1995) и Пекинская декларация 1995 г. Согласованные заключения Комиссии по положению женщин также затрагивали этот вопрос в нескольких своих рекомендациях. В ст. 5 (a) Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин отмечалась необходимость соответствующих мер по устранению предубеждений и упразднению обычаев и прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов либо стереотипности роли мужчин и женщин. Согласно ст. 11 (2) (c), государства-участники обязаны поощрять предоставление необходимых социальных услуг, с тем чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой деятельностью и участием в общественной жизни, в частности посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми. В Конвенции Международной организации труда N 156 о трудящихся с семейными обязанностями (1981) и сопутствующей ей Рекомендации 165 подчеркивалось, что у трудящихся мужчин и женщин есть семейные обязанности, и давались указания об ответственности государства осуществлять политику и меры, чтобы помочь как мужчинам, так и женщинам сочетать свои семейные и служебные обязанности.
Многие страны ввели разнообразные нормы, которые предназначены для усиления равного разделения обязанностей между женщинами и мужчинами в общественной и частной жизни. Они включают в себя принятие и выполнение чувствительных к гендерным вопросам законов о труде, обеспечение благоприятной для семьи либо гибкой политики занятости, внедрение практики отпуска в связи с отцовством, развитие систем финансовой поддержки, таких, как схемы социального обеспечения и социальной защиты, и введение специальных временных мер для женщин в общественной жизни и на работе. В различных регионах государственные власти ограничивают свое участие в оказании услуг по уходу за детьми, тем самым оставляя обеспечение ухода самим семьям, некоммерческому сектору либо рынку. В других регионах государство взяло на себя намного более активную роль, хотя есть различия в степени, в которой государства непосредственно оказывают услуги. Одна из наиболее распространенных ответных мер, обеспечивающих решение проблемы непропорционального бремени обязанностей женщин по уходу, осуществляется через конституционные и законодательные гарантии, запрещающие дискриминацию, которые были приняты в ряде стран. Отмена дискриминационных законов о труде и принятие законодательства, обеспечивающего равные права, связанные с семьей, браком, разводом и доступом к земельной собственности, и меры по усилению выполнения этих законов особенно важны.
Классическая политическая ответная мера на неравное разделение обязанностей между женщинами и мужчинами предпринималась через предоставление отпуска по уходу за ребенком, первоначально предназначавшегося женщинам, но теперь все более часто включающего и мужчин в качестве отцов. И в развитых, и в развивающихся странах предоставляется декретный отпуск для матерей и отцов. Родительский отпуск - долгосрочные меры по уходу за маленькими детьми - может взять любой из родителей. Многие страны дают отпуск по уходу, который позволяет работающим брать краткосрочный отпуск, чтобы решать кризисные семейные ситуации, такие как несчастный случай или тяжелая болезнь. Интересный подход в Центральной и Восточной Европе заключается в том, чтобы давать право на родительский отпуск бабушкам и дедушкам, признавая концепцию межпоколенческой поддержки.
В то время как эти положения важны в странах с формально-официальными рынками труда, их значение во многих развивающихся странах, где трудовые отношения в значительной степени неофициальные, а трудовые нормы слабо проводятся в жизнь даже в формальных рабочих ситуациях, сомнительно. Некоторые страны, например Уругвай, расширили сферу действия условий отпуска и распространили блага материнского отпуска на домашних работниц, временно работающих и безработных женщин. Другие страны предприняли усилия по обеспечению социальных и трудовых прав для домашних работников. В Южно-Африканской Республике недавно принято законодательство, которое вводит минимальную заработную плату, право на письменно составленный договор, оплачиваемый отпуск, выходное пособие и уведомление об увольнении для домашних работников.
Обычно женщины, а не мужчины берут длительные сроки отпуска. Если отпуск берется на длительный период представителем только одного пола, это усилит гендерное неравенство как на работе, так и в способности вносить равный вклад в заботу о членах семьи. Для женщин может оказаться трудным снова стать рабочей силой после длительного периода отсутствия. Взятие отпуска мужчинами в большинстве стран ограничено. Отцы могут не хотеть, чтобы их считали непреданными своей работе, они боятся последствий, которые может повлечь отпуск для их карьеры. Они могут также принять стереотипное представление о том, что женщины должны взять на себя основную ответственность за заботу о ребенке. На частоту взятия отпуска мужчинами влияет то, оплачивается ли отпуск, и размер оплаты. Некоторые страны, включая Австрию, Данию, Исландию, Норвегию и Швецию, ввели систему родительского отпуска, который делится между родителями так, чтобы непередаваемая часть отпуска сохранялась исключительно за матерью и отцом соответственно. Преимущества этой системы отпуска заключаются в том, чтобы повысить участие отцов в уходе за детьми, улучшить положение женщин на рынке труда, поощрить рождаемость и улучшить экономическое положение семей с детьми.
Также ряд стран ввели нормы, касающиеся форм занятости. Ее некоторые варианты - это работа неполный рабочий день, переход с полной на частичную занятость, сокращение долгого рабочего времени и гибкость во времени и месте работы. Некоторые страны, такие, как Нидерланды, дают всем работающим право менять рабочие часы. Однако этим пользуются в основном женщины из-за стереотипных представлений о своей роли и о том, кто должен заботиться о близких. У работы неполный рабочий день может быть несколько недостатков, в том числе ограничение основной заработной платы и других видов связанного с работой дохода, таких, как сверхурочное время, посменная работа, доступ к профессиональному обучению и продвижение по службе. Повышение качества частичной занятости путем обеспечения права на отпуск и условий социального обеспечения приведет к большему использованию таких форм занятости и прекратит маргинализацию работников, использующих их.
Гибкость времени и места работы, которая позволяет служащим менять свои часы и место работы, чтобы взять на себя обязанность по уходу за близкими, является распространенной нормативной мерой во многих странах. Это включает в себя гибкий график работы, банк времени, дистанционную работу и сжатую рабочую неделю. Гибкий график требует, чтобы работники находились на своем рабочем месте в течение установленных сроков, и позволяет им менять время начала и окончания работы в определенных пределах. Банк времени включает в себя отслеживание отработанных часов и позволяет работникам создавать кредиты или накапливать дефициты в отработанных часах. Дистанционная работа или работа на расстоянии - это форма занятости, при которой сотрудники могут выполнять служебные обязанности на местах, находящихся вне офиса. Сжатая рабочая неделя позволяет служащим работать больше, чтобы накопить достаточное количество времени и взять отгул на неделе.
Учитывая большую гендерную разницу в оплате, опять-таки женщины используют такую политику чаще, чем мужчины. Кроме того, этой политикой движет не гендерное равенство, а больше цели экономического функционирования и эффективности и признание правительством того факта, что сокращение участия матерей в рынке труда, когда у них рождаются дети, является серьезной потерей квалификации для экономики. Слишком мало политического внимания уделяется мужчинам в качестве равноправных лиц, ухаживающих за детьми. Этот подход имеет тенденцию сосредотачиваться на возможности женщин справляться и с работой, и с заботой о детях, а не на более сложных вопросах, которые поднимаются содействием равному разделению обязанностей женщин и мужчин.
Наличные выплаты женщинам в виде материнских стипендий или заработной платы выплачивались в некоторых странах и предназначены для поддержки семей с детьми. Они часто зависят от соответствия семей определенным требованиям (таким, как посещение школы, пребывание детей в клиниках или посещение семинаров по питанию). Но преимущества таких программ не перевешивают их нежелательные последствия. Они имеют тенденцию усиливать обеспечение ухода членами семьи (чаще всего женщинами), тем самым освобождая другие сектора от ответственности; сумма выплат зачастую небольшая, и они имеют склонность утверждать женщин в качестве лиц, чье естественное предназначение - ухаживать за детьми. Пособие по уходу или гражданская заработная плата могут быть более нейтральными, будучи открыты для мужчин и женщин в различной степени по ведению домашнего хозяйства и уходу. Программы в Аргентине и Чили сочетают денежные переводы с доступом к обучению для трудоустройства.
Во многих странах существует пенсионная система, которая предназначена для удовлетворения финансовых потребностей пожилых людей, когда они больше не могут зарабатывать. Когда пенсии увязаны со взносами, сделанными на протяжении трудового стажа, сразу же возникает перекос не в пользу женщин, так как вероятность того, что они были на официальной работе, у них меньше, чем у мужчин. Приватизация оказания пенсионных услуг усилила гендерное неравенство, потому что размер пособий, которые человек получает в приватизированных системах, определяется его индивидуальным уровнем заработка. В отличие от этого во многих государственных системах недостатки, с которыми сталкиваются женщины, обычно смягчаются достаточными минимальными пенсиями, перераспределением в пользу групп лиц с низким доходом и кредитами, которые иногда выдаются за годы, проведенные в заботе о детях, как, например, в Германии, Норвегии, Швеции и Швейцарии. В ЮАР имеет место пенсионный план без взносов, который гарантирует женщинам и мужчинам с низким доходом пенсию по старости от государства. Налоговая система также может использоваться для компенсации лицам, несущим обязанности по уходу. Обычно это принимает форму налогового кредита или льготы, когда домашнее хозяйство или человек, который отвечает за заботу о ребенке, платит меньше налога.
Надежные и доступные учреждения по уходу за детьми, больными и пожилыми играют важную роль в содействии совмещению работы и семейной жизни. Оказание общественных услуг по обеспечению ухода, таких, как детские ясли, имеет много преимуществ, в том числе узаконивание работы по уходу, обеспечение относительно хорошо защищенных рабочих мест для женщин, предоставление неоплачиваемым лицам, осуществляющим уход, большего выбора в поиске работы, расширение выбора и улучшение качества как для осуществляющих уход, так и для его получателей. Некоторые правительства поощрили другие сектора, включая частный сектор, сделать уход за детьми более доступным путем предоставления субсидий поставщикам услуг по уходу или с помощью денежных пособий родителям. Такие страны, как Аргентина, Чили и Республика Корея, продвинулись в направлении комплексного оказания услуг по уходу.
Предоставление основных услуг, таких, как начальное образование и медицинское обслуживание, может уменьшить труд семей по уходу. В некоторых странах пользу лицам с семейными обязанностями принесло увеличение учебных часов до их соответствия рабочему времени или децентрализация государственных услуг. Инвестирование в общественную инфраструктуру в здравоохранении, образовании, водоснабжении, транспорте и энергетическом секторе облегчает обременительные обязанности, которые обычно накладываются на женщин, как, например, принос воды и заготовка дров. Они представляют собой предварительное условие для доступа к учреждениям по уходу и обеспечения адекватного ухода дома. Технологические достижения могут уменьшить затраты времени и энергии женщин в домашней работе и уходе, но они часто слишком дороги для бедных хозяйств.
На рабочем месте также проводятся меры, которые предназначены для того, чтобы содействовать повышению квалификации и занятости женщин, помочь им освоить лучше оплачиваемые профессии и сектора, где доминируют мужчины, способствовать равенству возможностей в области трудоустройства. Такие меры включают в себя поддержку образования и обучения девочек перед их присоединением к рынку труда, программы развития специальных навыков для женщин-работниц; обучение и схемы трудоустройства для поддержки возвращения женщин на рынок труда и продвижение самостоятельной занятости женщин.
Также в ряде стран имеют место специальные временные меры по обеспечению занятости женщин. Эти меры считаются важными в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и общей рекомендацией к ней номер 25 для увеличения числа женщин в профессиональной жизни и одним из средств обеспечения фактического или материально-правового равенства женщин, а не исключением из норм недискриминации и равенства.
Этот краткий анализ мер, разработанных для обеспечения равного разделения обязанностей, показывает, что хотя прогресс и был достигнут, следует сделать гораздо больше. Необходимо преобразование как индивидуальных отношений и поведения, так и институциональных мер, особенно на рынке труда. Политика и ответные законодательные меры в мире не всегда осуществлялись ради достижения цели сокращения неравного разделения обязанностей между женщинами и мужчинами, но часто были связаны с другими вопросами, такими, как необходимость увеличить участие женщин в рынке труда, чтобы ускорить экономический рост. Но необходима предельная осмотрительность, чтобы гарантировать, что политика и ответные законодательные меры не усиливают и не усугубляют стереотипы и неравенство. Например, политика в отношении родительского отпуска, детских яслей и сбалансированности трудовой жизни, которая нацелена только на женщин, основывается на предположении, что женщины имеют исключительные обязанности по уходу, и не признает обязанностей мужчин. Политика, разработанная для обеспечения участия и женщин и мужчин, более вероятно поспособствует равноправному разделению обязанностей.
Сагипа Юсаева, заместитель директора региональных программ Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ), в своем выступлении остановилась на проблеме внедрения гендерных подходов в национальные стратегии развития, основываясь на опыте ЮНИФЕМ в странах СНГ.
Вопросы гендерного равенства являются центральными для процессов развития, человеческой безопасности, обеспечения прав человека и социальной справедливости. Полномасштабное выполнение национальных обязательств по гендерному равенству является необходимым вкладом для достижения Целей развития тысячелетия. Такой подход отвечает ключевым принципам ООН, включая принцип соблюдения гендерного равенства, который является основополагающей и неотъемлемой составляющей демократического управления и мер по снижению бедности.
На данный момент 185 стран ратифицировали Конвенцию по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW), 120 - осуществляют свои национальные планы действий в области гендерного равенства, более 95 - ввели квоты в целях повышения представленности женщин в парламентах, 89 стран приняли национальные законы по борьбе с гендерным насилием в семье.
Данные факты демонстрирует всеобщий консенсус относительно того, что продвижение гендерного равенства - это не только способ борьбы с дискриминацией, но также процесс, способствующий развитию демократии. Невозможно говорить о демократии и правовых нормах, если возможности и права отдельного индивидуума нарушаются по половому признаку. Однако, несмотря на положительную динамику в продвижении законодательства по гендерному равенству, очевидно, что явно недостаточно иметь достижения только в этой сфере деятельности. Опыт стран СНГ показывает, что наряду с принятием законов и международных конвенций сегодня остро стоит проблема реализации этих законов и правоприменительной практики для реальной защиты прав женщин.
В странах СНГ многие достижения, унаследованные от советской эпохи, такие, как равная представленность женщин и мужчин в вертикали власти, социальная защита и охрана материнства и детства, высокий уровень грамотности и образованности, экономическая защищенность женщин, были частично или полностью утеряны. В дополнение к этому происходящие в мире процессы выдвигают новые вызовы, которые необходимо учитывать в деятельности по достижению равных прав и возможностей как для женщин, так и для мужчин.
Все возрастает понимание того, что политика экономического развития не может быть гендерно нейтральной. Издержки, вызванные замедленным процессом реализации законов и гендерно чувствительной политики, имеют прямые последствия не только для женщин, но и для всего общества в целом. Невозможно добиться высокого социально-экономического роста и эффективно управлять демократическими процессами, если женщины имеют ограниченный доступ к экономическим ресурсам или исключаются из процессов развития.
Хотя в странах СНГ этот аргумент является все еще относительно новым для тех, кто формирует финансово-экономическую политику в министерствах финансов, торговли и экономики, тем не менее в документах именно этих ведомств все чаще отмечается, что между гендерным равенством и экономической эффективностью существует положительная связь.
За последние пятнадцать лет после принятия Пекинской платформы действий в ряде стран СНГ были приняты национальные планы по продвижению гендерного равенства, включающие меры по мобилизации экономического потенциала женщин. Однако проблемой является то, что данные меры не всегда являются частью более широкой национальной политики и не учитываются в процессах планирования и бюджетирования национальных и секторальных социально-экономических стратегий и программ развития.
В целях снижения рисков дальнейшей маргинализации вопросов гендерного равенства на периферию национальной политики ЮНИФЕМ оказывает содействие инициативам национальных партнеров в странах СНГ по внедрению гендерных аспектов в национальную политику и стратегии, используя процессы подготовки долгосрочных национальных стратегий развития (далее - НСР).
Положительный опыт обеспечения гендерного измерения при планировании мер в рамках национальных стратегий развития демонстрирует, что продвижение гендерного равенства способствует:
- совершенствованию системы управления в соответствии с основными принципами эффективного управления такими, как подотчетность и взаимная ответственность государства и граждан;
- обеспечению открытого доступа к информации;
- расширению возможностей для мужчин и женщин на рынках труда, доступа к ресурсам и улучшению экономического благосостояния;
- обеспечению фактического равенства посредством выполнения законов, и в частности законов в области защиты прав человека;
- участию женщин и мужчин в процессах принятия решений и т.д.
Опыт работы по внедрению гендерных аспектов в национальные политики показывает, что процесс разработки НСР представляет основную и практически реальную возможность для привлечения внимания правительств к вопросам гендерного равенства. Внедрение гендерных подходов в национальные процессы развития имеет особую актуальность в связи о всевозрастающей необходимостью повышения социальной направленности и адресности мер, определенных в национальных стратегиях развития. Обеспечение такого подхода означает возможность добиваться реальных изменений в положении наиболее уязвимых социальных групп.
Вместе с тем на сегодняшний день основным остается вопрос о том, в какой степени и насколько последовательно партнеры применяют новые концепции и подходы в процессах планирования, выполнения и мониторинга стратегий и программ по развитию.
Деятельность по внедрению гендерных аспектов в НСР требовала согласования программ с политическим и бюджетным циклами в соответствующих стран. В связи с этим в процессе внедрения гендерных аспектов в НСР были приняты во внимание следующие пункты:
1) определение стратегических сфер для внедрения гендерных подходов;
2) выявление сфер, по которым имелись исследовательские наработки или набор количественных и качественных данных для предоставления аргументированных доказательств и фактов о необходимости учета гендерных проблем для повышения эффективности мер, предусмотренных в НСР в контексте страны;
3) мобилизация и повышение потенциала гендерных экспертов, имеющих специальные отраслевые знания;
4) определение действенных методов и подходов по внедрению гендерных вопросов в национальные стратегии;
5) повышение осведомленности общественности о процессах планирования национальных стратегий, способствующих активизации общественного мнения о необходимости внедрения гендерных аспектов в стратегии и программы развития.
К наиболее важным выводам, извлеченным урокам, стратегическим подходам для дальнейшего продвижения гендерно ориентированной политики в процессы планирования/выполнения и мониторинга национальных стратегий и программ, можно отнести следующее.
Разработка национальной стратегии развития подразумевает программный подход, требующий от разработчиков знаний и навыков в области стратегического планирования. В прошлом, в советский период, долгосрочные программы разрабатывалась группой разработчиков из специализированных институтов планирования, и таким образом под планирование был подведен хороший научный базис. В настоящем, когда ответственность за разработку секторальных частей НСР лежит на министерствах, наблюдается общая проблема недостаточности знаний отраслевых специалистов по стратегическому планированию в целом и осведомленности о планировании с учетом прав человека и гендерного равенства, в частности.
Проблема недостаточности знаний еще более усугубляется слабым взаимодействием между отраслевыми разработчиками, ведущее зачастую к риску фрагментарности между разными секторальными частями документа. Отсутствие механизма координации и согласованности между секторами также затрудняет диалог по таким сквозным темам, как гендерное равенство.
Эта проблема напрямую связана с вопросом наличия политической воли по продвижению гендерного равенства. В странах, где отсутствует четко выраженная политика, определяющая пути и механизмы достижения гендерного равенства, процесс продвижения вопросов гендерного равенства в НСР крайне затруднен и требует дополнительных усилий по повышению осведомленности политиков и государственных служащих о важности и необходимости учета гендерных аспектов при планировании мер по развитию.
Вопрос о политической воле косвенно обуславливается проблемой отсутствия взаимосвязи между национальными приоритетами развития и международными обязательствами стран, таких, как Декларация тысячелетия, международные конвенции по правам человека и т.д. Слабость или отсутствие такой взаимосвязи снижает степень подотчетности правительств перед гражданами по вопросам выполнения принятых обязательств, особенно в области продвижения гендерного равенства.
Отмечалось, что зачастую приоритеты развития, определенные в рамках национальной или секторальных стратегий, не совпадают со стратегиями страновой помощи донорских организаций. Данная проблема повышает важность использования международных обязательств как общей политической основы, которая обязательна для следования как национальными правительствами, так и донорскими организациями.
Отсутствует достаточная теоретическая база для гендерного анализа, в особенности в экономической и финансовой сферах. Кроме того, существуют методологические проблемы в области гендерного анализа. В дополнение к анализу статистических данных есть необходимо анализировать воздействие принимаемых мер на мужчин и женщин и последствия этого воздействия, что позволяет учитывать традиционные/культурные факторы и выявлять причинно-следственные связи гендерных проблем.
Недостаточность опыта по выявлению приоритетов в гендерных проблемах требует срочной разработки методик и механизмов выявления приоритетов и определения их бюджетной стоимости и источников финансирования.
Последовательность мер по продвижению вопросов гендерного равенства в рамках национальных стратегий и программ важна для достижения успешных результатов. Это особенно важно в странах, где отмечается общая проблема слабого государственного управления как в органах, специально занимающимися вопросом гендерного равенства, так и в других отраслевых ведомствах. Проблема усугубляется тем, что происходит частая смена руководства и состава сотрудников. Это снижает вероятность того, что мероприятия по совершенствованию институционального потенциала будут устойчивыми. Несмотря на указанные проблемы, наличие специального государственного органа, занимающегося вопросами гендерного равенства (Комитет женщин, секретариат, отдел в министерстве), имеет важное значение для мониторинга выполнения министерствами обязательств по гендерному равенству в рамках отраслевых стратегий и программ.
Часть 2
Анита Ниберг, профессор Центра гендерных исследований Стокгольмского Университета, остановилась в своем выступлении на обзоре становления современной семейной политики и некоторых аспектах продвижения гендерного равенства в Швеции.
Наиболее важными компонентами семейной политики Швеции являются финансируемая государством служба ухода за детьми и родительский отпуск по уходу за ребенком. Эти меры, однако, также очень важны для гендерного равенства и того, какая именно семья будет поддерживаться.
В 1960-х годах в Швеции имела место дискуссия о том, должно ли правительство поддерживать труд женщин по уходу на дому наличным денежным пособием или расширением финансируемых государством детских садов, которые поддерживали бы занятость женщин. В то время различия в подходах к этому вопросу у политических партий Швеции были не очень ясны, и даже внутри Социал-демократической партии, которая была доминирующей, и среди женщин социал-демократов мнения были различными.
Двумя важными аргументами в пользу наличных пособий по уходу были возможность выбора и равенство среди женщин.
С пособием по уходу за ребенком на дому даже женщины из рабочего класса могли выбрать труд по уходу в семье и быть матерью-домохозяйкой. Его можно было также рассматривать как содействие равенству между женщинами, поскольку средства от правительства получали бы не только женщины, пользовавшиеся субсидированными службами ухода за детьми, но также и те женщины, которые не использовали бы эти общественные услуги, а вместо этого получали бы пособие. Однако денежные выплаты по уходу за детьми дома для матери также означают поддержку традиционной семьи "мужчина зарабатывает - женщина ухаживает за детьми" и экономическую зависимость женщин от мужчин.
Те, кто выступал в защиту занятости матерей и модели семьи, где оба родителя имеют заработок, приводили доводы со старой, феминистской точки зрения. Они считали, что женщинам нужны собственные деньги и зарплата, достаточно большая, чтобы быть в состоянии содержать себя, для того чтобы иметь определенное влияние в семье и в обществе. Правительство должно поддерживать занятость женщин, обеспечивая финансируемые государством центры по уходу за детьми. Также и в этом случае возможность выбора и равенство были важными аргументами. Женщины могли бы выбирать трудовую деятельность, когда существовала бы финансируемая государством служба ухода за детьми, вместо того чтобы быть матерью-домохозяйкой. Это также способствовало бы дальнейшему равенству между женщинами и мужчинами, поскольку женщины, так же как и мужчины, могли захотеть быть кормильцами.
Однако к концу 1960-х и в начале 1970-х годов рекомендовалась третья альтернатива - семья, в которой двое зарабатывают и двое заботятся о детях. Эта альтернатива касалась не только женщин, но также и мужчин и представляла собой новое мышление. Гендерное равенство больше не было только женским вопросом, но также и мужским. Правительство должно было поддерживать не только занятость матерей, но также и обязанности отцов по уходу за своими детьми. Для того чтобы осуществить это, была необходима финансируемая государством служба ухода за детьми, но, кроме того, декретный отпуск матери должен был быть преобразован в родительский отпуск. Снова выбор и равенство были важными аргументами.
Финансируемая государством служба ухода за детьми и родительский отпуск усилили бы гендерное равенство, поскольку затрагивалась бы и занятость, и труд по уходу, и это расширило бы выбор родителей, так как и отец и мать могли бы уходить в отпуск, когда родился ребенок. Гендерное равенство концептуализировалось как основанное на сходстве, с новыми нормами и для женщин, и для мужчин. Целью этого вида гендерного равенства является не только более сильное положение женщин на рынке труда, но также и то, что мужчины должны брать на себя большую ответственность по уходу за детьми, т.е. модель, где оба родителя не только зарабатывают, но также и оба заботятся о детях.
В контексте закладки в Швеции основания модели "двое зарабатывают - двое занимаются детьми" в 1960-х и 1970-х годах финансируемая государством служба ухода за детьми составляла важную часть социальной инфраструктуры, которая должна была содействовать этой цели. В 1974 г. центральное правительство приняло решение о всесторонней финансируемой государством программе социального обеспечения детей. Однако за обеспечение ухода за детьми ответственны муниципалитеты, и расширение системы социального обеспечения детей было медленным.
Поскольку многие матери с детьми дошкольного возраста уже были на рынке труда, спрос на услуги ухода за детьми был очень высоким и намного больше, чем предложение. Это было одной из важных причин, почему в 1985 г. парламент решил, что все дети от 1,5 до 7 лет с работающими или учащимися родителями и дети, которые по различным причинам нуждаются в специальной поддержке для своего развития, должны иметь право на место в государственной службе социального обеспечения к 1991 г. И все же увеличение числа мест в учреждениях по уходу за детьми по-прежнему было слишком медленным и далеким от того, чтобы все родители, желающие иметь место в государственной службе ухода за детьми, могли получить его. В 1995 г. было введено новое законодательство, по которому муниципалитеты были обязаны обеспечивать уход за детьми без необоснованной задержки (3-4 месяца) всем детям от 1 до 12 лет с работающими или обучающимися родителями и детям, нуждающимся в особой поддержке.
Муниципалитеты также обязаны предложить всем шестилеткам бесплатное место в дошкольном классе независимо от трудового статуса родителей в течение, по меньшей мере, 525 часов. Для детей участие добровольное. С 1991 г. дети могут начать посещать школу в возрасте 6 лет, но не многие дети делают это - приблизительно 3% в 2005 г. Начало обязательного школьного возраста - 7 лет.
С начала 2000-х годов не только дети с работающими или учащимися родителями имеют право на место в финансируемой государством службе ухода за детьми, но также и дети с родителями, находящимися в родительском отпуске, или безработными родителями имеют право на место в такой службе. Это право касается 15 часов в неделю за плату. В то же время все 4- и 5-летние дети стали иметь право на бесплатные 525 часов дошкольной подготовки в год. То же самое также имеет место со всеми 3-летними детьми с 2010 г. Это означает, что финансируемое государством социальное обеспечение детей стало более универсальным, с тех пор как право на уход за детьми было расширено, охватило новые категории детей и сделало, по крайней мере, часть дня в службе ухода бесплатной для новых категорий детей.
В то время как муниципалитеты несут правовую ответственность по обеспечению достаточного ухода за детьми со стороны государства, услуги по уходу за детьми могут также оказываться частными компаниями, церковными организациями, родительскими кооперативами, объединениями специалистов и т.п. Но все эти различные формы организации ухода за детьми финансируются доходами от налогов - в дополнение ко взносам родителей - на тех же условиях, что и учреждения по уходу за детьми, управляемые муниципалитетами.
Важной целью шведской государственной политики по уходу за детьми было гендерное равенство; другой целью являлось равенство среди детей и хорошее социальное и педагогическое воспитание для всех детей.
В 1970-х и 1980-х годах финансируемая государством служба по уходу за детьми расширилась, но до того, чтобы все дети могли найти в ней место, было далеко, а те, кто нашел, были в основном из семей более высокого класса. Доля детей из рабочего класса, которые ходили в финансируемое государством дошкольное учреждение, увеличилась с 13 до 25%, в то время как доля детей из более высокого класса служащих возросла с 16 до 54% в когортах рожденных между 1966 и 1981 гг. Важное исключение из этого - матери-одиночки, детям которых отдавалось предпочтение в доступе к финансируемому государством уходу за детьми перед женатыми или сожительствующими родителями. Из когорты рожденных в 1966-1969 гг., где наблюдалось наибольшее различие, доля детей матерей-одиночек в учреждениях по уходу за детьми составила почти 40% по сравнению с менее чем 10% детей женатых или сожительствующих родителей.
Другие исследования подтверждают, что более обеспеченные родители были в состоянии закрепить за собой место в финансируемой государством службе ухода за детьми чаще, чем другие родители. Ранее, когда не все дети были в службах ухода, присутствовала закономерность - чем выше образовательный уровень родителей и родителей - уроженцев Швеции, тем чаще ребенок посещал дошкольное учреждение по сравнению с родителями с более низким образованием и родителями иностранного происхождения. Теперь же, с расширением уровня финансирования государством ухода за детьми эти различия почти исчезли, и почти все дети ходят в дошкольные учреждения.
Но все же некоторые различия продолжают существовать. Дети родителей с университетским образованием проводят в учреждении по уходу за детьми примерно на три часа в неделю больше, чем дети, у родителей которых есть только девятилетнее обязательное школьное образование, и они также чаще посещают учреждения по уходу, которыми руководят родительские кооперативы. Дети у родителей лишь с базовым образованием, рожденных за пределами Швеции, и (или) только с одним родителем менее часто регистрируются в родительских кооперативах.
Если далее рассмотреть связь между расширением финансируемого государством ухода за детьми и занятостью, можно отметить следующее.
Зачастую делается предположение, что расширение занятости матерей в Швеции более или менее было результатом интенсивной гендерной политики равенства и расширения финансируемой государством службы ухода за детьми. Однако здесь можно возразить, что более правильно описать порядок развития событий наоборот: сначала матери пошли на рынок труда и это создало быстрорастущий спрос на общественную службу ухода за детьми. В 1970 г. примерно половина матерей с детьми дошкольного возраста (0-6 лет) работала, в то время как только около 10% детей были зарегистрированы в государственных учреждениях по уходу за детьми. Уход за детьми был в то время в значительной степени организован на неофициальном рынке.
С 1970 г. уровень занятости матерей с детьми от 0-6 лет повысился примерно с 50% до приблизительно 85% в 1989 и 1990 гг., в то время как уровень занятости отцов колебался между 95-97%. В течение этого же периода времени финансируемая государством служба ухода за детьми расширялась, хотя и слишком медленно по отношению к спросу. В 1990 г. в финансируемой государством службе ухода за детьми находилось 55-65% детей в возрасте от 2 до 5 лет и около 35% годовалых детей.
В начале 1990-х в Швеция переживала тяжелый экономический кризис, и уровень занятости матерей и отцов снизился. Эволюция уровня занятости матерей и отцов с тех пор была очень похожей, но закрепилась на более низком уровне у матерей, чем у отцов. В 2009 г. уровень занятости матерей составлял 78%, а отцов 91%. В течение этого периода доля детей в финансируемой государством службе ухода за детьми увеличилась до 91-98% среди 2-5-летних и почти до 50% среди годовалых.
В 1970-х и 1980-х годах гендерное равенство и право женщин на труд были сильными аргументами в пользу расширения общественной службы ухода за детьми. Но как можно объяснить постоянное расширение финансируемой государством службы ухода за детьми в 1990-х годах, несмотря на снижавшиеся показатели занятости матерей и расширение права на финансируемый государством уход за детьми в начале 2000-х для включения новых категорий детей? Главная причина заключается в том, что политическое обязательство относительно службы ухода за детьми было мотивировано не только гендерным равенством, но также равенством среди детей и хорошим социальным и педагогическим воспитанием для всех детей. Так как все большее число детей включалось в общественную службу ухода, внимание к поддержке развития детей и непрерывному обучению также возрастало.
Терминология изменилась с "центров ухода за детьми", "дневного ухода" на "дошкольные учреждения", а в 1996 г. ответственность за общественный уход за детьми была передана от Министерства по социальным делам и здравоохранению Министерству образования и науки, и был разработан специальный учебный план для детей в возрасте от 1 до 5 лет. Уход за детьми сегодня в большей степени рассматривается как образование и как права детей, нежели как право женщины (родителей). И все же нельзя утверждать, что общественная служба ухода за детьми не важна для занятости и гендерного равенства женщин, - она очень важна.
И, переходя далее к такому аспекту, как политика по переходу от декретного отпуска матери к родительскому отпуску и "отцовским месяцам", можно отметить следующее.
В то время как финансируемый государством уход за детьми был важным фундаментом для создания в Швеции модели "двое зарабатывают - двое занимаются детьми", другим существенным основанием было преобразование декретного отпуска матерей в родительский отпуск. Закон о декретном отпуске матерей был заменен законом о родительском отпуске в 1974 г., и он означал, что отпуск после рождения ребенка больше не закреплялся за матерью, но мог также использоваться отцом. Однако отец мог передать свое право матери. В 1974 г. родительский отпуск составлял 6 месяцев, но уже в 1975-м он был продлен до 7 месяцев, а к 1990 г. достиг 15 месяцев, и сегодня он составляет 16 месяцев.
Когда в 1974 г. был введен родительский отпуск, родительское пособие составляло 90% заработка. В то же время это пособие стало налогооблагаемым и учитывалось, когда рассчитывались права на пенсию. Вследствие экономического кризиса в Швеции в 1990-х родительское пособие было снижено и с тех пор составляет 80% заработка, существует также потолок, за исключением 90 дней, которые оплачиваются по нижнему порогу минимального уровня единой тарифной ставки. Неработающие родители также получают гарантированную сумму, которая в 2010 г. составляет около 18 евро в день, или 540 евро в месяц и выплачивается из средств социального обеспечения. Это считается низкой суммой по сравнению со средней ежемесячной заработной платой для женщин, которая составляет около 2350 евро.
Несмотря на то что отцы с 1974 г. получили право на родительский отпуск, в тот период они почти не использовали эту возможность. Однако с течением времени эта доля росла, и из общего числа претендентов на родительский отпуск доля отцов составляла 23% в 1985 г. и 44% в 2008-м. Хоть это и кажется довольно-таки равным в гендерном отношении разделением родительского отпуска, пропорция всех дней родительского пособия, использованных отцами, не столь впечатляющая. Отцовская доля дней родительского отпуска увеличилась с 0% в 1974 г. до 21% в 2008-м.
Изменения в законодательстве, дающие отцам право на родительский отпуск, не стали ответом на широкий спрос среди отцов, но была надежда, что отцы воспользуются своим новым правом. Однако, как уже было замечено, вскоре стало очевидно, что этого в крупных масштабах не происходит. Поэтому министр по социальным делам ввел так называемый "отцовский месяц", чтобы поощрить отцов использовать свое право на родительское пособие. Первый отцовский месяц (и соответственно "материнский месяц") был введен в 1995 г.; месяц родительского отпуска больше нельзя было передать другому родителю, а это в реальности означало, что отец не мог передать этот месяц матери. В 2002 г. родительское пособие было увеличено еще на месяц, и эти дни тоже нельзя передавать. Это означает, что, хотя использование данного права не является обязательным, в случае, когда родители хотят использовать все 16 месяцев родительского отпуска, каждый родитель должен взять, по крайней мере, 2 месяца.
Данные о днях родительского пособия сообщают нам об использовании дней родительского пособия за конкретный год. Однако было бы, возможно, более интересно исследовать это исходя из интересов ребенка, и особенно изучить, имело ли значение введение отцовского месяца в 1995 г. Есть некоторая информация о том, сколько дней родительского пособия использовали отцы на детей, рожденных в различные годы. Примерно 45% отцов детей, родившихся в 1993 и 1994 гг. (до введения отцовских месяцев), не использовали ни одного дня родительского пособия. Эта доля уменьшилась примерно до 11% для детей, родившихся в 1995-1997 гг. Доля отцов, взявших 30 дней или более, увеличилась с 35-36 до 71%.
Кроме введения первого отцовского месяца, то же правительство, состоящее из либералов, правоцентристов и христианских демократов, также ввело в 1994 г. наличное пособие на уход. Пособие выплачивалось на детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Родители могли использовать эти деньги на то, чтобы дать возможность одному родителю остаться дома, но они могли также использоваться для платы за службу ухода за детьми. После выборов, когда социал-демократы снова пришли к власти, они отменили наличное пособие на уход. Таким образом, оно действовало только около шести месяцев. Довод, выдвигаемый особенно женщинами социал-демократами, заключался в том, что наличное пособие на уход - это ловушка для женщин и что оно поддерживает традиционную форму семьи. Теперь у власти снова правительство, состоящее из умеренных либералов, центристов и христианских демократов, и введено наличное пособие на уход. На сей раз муниципалитеты могут выбирать, вводить наличное пособие на уход или нет.
Если муниципалитет решает ввести пособие, тогда родители в этом муниципалитете могут получать до 3000 шв. крон (около 300 евро) в месяц при условии, что они не пользуются финансируемой государством службой ухода за детьми. Аргумент заключается в том, что пособие расширяет возможности выбора родителей. Это пособие было введено в июле 2008 г. Мы еще не знаем, каков будет эффект.
Но в августе 2009 г. примерно одна муниципалитетов либо ввела наличное пособие на уход, либо планировала сделать это, и почти все - 93 муниципалитета, или 97% - управлялись партиями, которые находятся у власти на национальном уровне, и только двумя муниципалитетами, или 2% руководят Социал-демократическая партия, левая партия или партия "зеленых". Похоже, что этим пособием будут пользоваться матери иностранного происхождения и женщины, у которых в целом скверные возможности на рынке труда.
Кроме того, Швеция должна была ввести обязательный неоплачиваемый декретный отпуск для матерей в результате решения, принятого ЕС. С 2000 г. существует неоплачиваемый отпуск для матерей продолжительностью 14 недель, из которых 2 недели являются обязательными. Однако очень немногие знают, что в Швеции есть обязательный отпуск для матерей, и нет никакой информации, в какой степени этот отпуск используется.
Другой реформой, проведенной в июле 2008 г. правительством либералов, правоцентристов и христианских демократов, является премия за гендерное равенство. В соответствии с ней родитель с самым низким доходом (обычно мать) будет получать налоговый вычет в размере не более 3000 шв. крон (около 300 евро) в месяц, когда вернется на работу на полный рабочий день, а другой родитель (обычно отец) возьмет родительский отпуск. Предполагается, что премия обеспечит стимул к более равному разделению родительского пособия, поможет сформировать сильную связь между ребенком и обоими родителями, улучшит условия для равенства и сократит гендерный разрыв в выплатах. Каков будет результат этой меры, говорить слишком рано.
Родительское страхование поддерживает занятость женщин, но способствует ли оно также гендерному равенству, определить сложно. Долгий срок родительского отпуска, который в основном берут матери, является палкой о двух концах. Вопрос в том, когда родительский отпуск является "слишком длинным" или "слишком коротким". Довольно длительный срок родительского отпуска, вероятно, не главная проблема, если мы рассматриваем только положение женщин на рынке труда, пока есть право вернуться на работу. Это был первый важный шаг к более равноправному рынку труда путем повышения доли участия женщин в нем. Однако длительный период родительского отпуска, когда его берут только матери, является проблемой в отношении гендерной сегрегации на рынке труда и в заработной плате.
В профессиях, где знания быстро устаревают или где целью является карьера и повышения зарплаты, вероятно, нежелательно отсутствовать на работе в течение долгого времени и, таким образом, предпочтителен достаточно короткий период родительского отпуска. Но в то же время матерям нужно некоторое время, чтобы отдохнуть после рождения ребенка и, если они кормят грудью, быть рядом с ребенком днем и ночью, по крайней мере вначале, когда ребенка нужно кормить ночью. Традиционные модели семьи остаются, и женщины продолжают нести основную ответственность за дом и семью. Но в то же время экономическая поддержка при отсутствующем отце в качестве нормы больше не применяется в Швеции, что является одной из причин введения отцовских месяцев.
В конечном счете проблема заключается не в длительности родительского отпуска самой по себе, а в том, что отцы могут выбирать, брать родительский отпуск или нет, так, как не могут матери. Хотя родительское страхование позволяет отцам отсутствовать на работе, чтобы заботиться о ребенке, это все же необязательно. Воздействие на рынок труда и на семью зависит от того, что решают отцы. До настоящего времени значительное большинство отцов в Швеции брали родительский отпуск, который был обязателен для них, в то время как большая "добровольная" часть отпуска бралась немногими отцами и практически всеми матерями. В этой ситуации есть недостатки. Один их них в том, что родительский отпуск, который должен быть разделен по усмотрению родителей, не срабатывает для отцов таким же образом, как индивидуальное право, сохраненное за ними. Тогда выбор означает для отцов просто свободу выбирать оплачиваемую работу.
Другой недостаток в том, что родительское страхование недостаточно привлекательно для мужчин в плане уровня компенсации дохода, причем все менее привлекательно. Весьма сомнительно, что это развитие событий содействовало модели "двое работают - двое ухаживают за ребенком", так как это означает не только долгое отсутствие для матерей на рынке труда, но также и длительные периоды присутствия дома. Чтобы достигнуть гендерного равенства в заботе о детях и домашних делах, требуются более фундаментальные изменения, чем родительский отпуск. В Швеции центр внимания должен переместиться на отцов, а одна из перемен должна была бы состоять в том, чтобы в большей степени индивидуализировать родительский отпуск и увеличить количество отцовских месяцев. Недавно введенная премия за гендерное равенство могла бы поощрить отцов в большей степени использовать родительский отпуск и тем самым поддержать модель "двое зарабатывают - двое заботятся о ребенке", однако также недавно введенное наличное пособие на уход поддержит более традиционное разделение труда, где отец кормит семью, а мать ухаживает за ребенком.
Завершая обзор материалов конференции, остановимся вкратце на оценке, потенциале развития и перспективных направлениях продвижения и обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь, как оно было отражено, в частности, Е.В. Скурко как в ходе подготовки конференции, так и в связи с участием в проекте ЮНФПА в связи с подготовкой рекомендаций к Проекту Национального плана действий на 2011-2015 гг. в Республике Беларусь.
Республикой Беларусь (далее - РБ) достигнуты значительные результаты в плане обеспечения гендерного равенства в социальных отношениях, в том числе посредством развития вопросов их правового регулирования.
Политика гендерного равенства реализуется в РБ в ходе функционирования национального механизма обеспечения гендерного равенства, в том числе через Национальные планы действий, принимаемые на уровне постановлений Совета Министров, которые направлены на создание условий для расширения возможностей женщин в различных сферах жизнедеятельности белорусского общества, государства, в социальных отношениях в целом. Координирующим органом в рамках функционирования национального механизма обеспечения гендерного равенства выступает Национальный совет по гендерной политике, действующий при Правительстве РБ.
Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 годы выступил третьим программным документом, разработанным в целях координации работы государственных органов, общественных организаций в области практической реализации гендерной политики. Его цель - недопущение проявлений дискриминации по признаку пола и создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности. С учетом того что отдельные проблемы в плане обеспечения гендерного равенства в РБ сохранялись, Национальный план был разработан, исходя из выявленных потребностей повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, необходимости изменения ситуаций, в которых на женщин ложится основная тяжесть домашнего труда, с одной стороны, а с другой - вследствие недооценки обществом значимости отцовства происходит уменьшение влияния мужчин на воспитание детей в семье и др. Актуальными оставались проблемы насилия в семье и ряд других.
В этой связи Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 годы включает следующие основные направления обеспечения гендерного равенства:
- гендерное равенство в сфере занятости и на рынке труда, содействие расширению экономических возможностей женщин;
- гендерное образование и просвещение;
- репродуктивное здоровье;
- предотвращение насилия в обществе;
- гендерное равенство и средства массовой информации;
- функционирование национального механизма обеспечения гендерного равенства;
- информационное сопровождение мер, направленных на обеспечение гендерного равенства.
Анализ реализации Национального плана показывает, что государство внесло значительный вклад, прилагало и намерено прилагать существенные усилия в направлении обеспечения гендерного равенства в белорусском обществе.
Так, предприняты меры в направлении повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда и в плане содействия их занятости; с учетом международного опыта был разработан и принят Закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства" на фоне процессов общей либерализации условий осуществления экономической деятельности в стране; Государственная инспекция труда осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе требований к безопасности и гигиене труда, принципов трудового контракта и целый ряд других мер и мероприятий.
Существенные шаги были предприняты в сфере гендерного образования и просвещения: в образовательных учреждениях введены факультативы и курсы по проблематике гендерного равенства, Министерством образования РБ издано пособие по проблеме воспитания гендерной культуры учащихся, ведется мониторинг содержания учебных программ и учебно-методических пособий в целях освобождения их от гендерных стереотипов и недопущения проявлений дискриминации в сфере образования; проблема гендерного равенства и недопущения дискриминации освещается в рамках программ вузов, курсах повышения квалификации и пр.
В плане развития гарантий репродуктивного здоровья идут процессы внедрения новых высокотехнологичных видов медицинской помощи, реализуется программа "Партнерство в родах", функционируют центры планирования семьи, организованы приемы андрологов. Активно ведутся работы в связи с профилактикой ВИЧ и ряд других.
В вопросах предотвращения насилия в обществе также достигнут существенный прогресс: был принят Закон "Об основах деятельности по профилактике правонарушений", в котором в числе прочего впервые введено определение понятия "насилие в семье", идет развитие инфраструктуры системы помощи жертвам насилия и семьям, находящимся в кризисной ситуации, работают телефоны "горячих линий" по соответствующим вопросам, идут процессы координации усилий государственных органов и общественных организаций в вопросах борьбы с насилием в семье.
Меры и мероприятия, предусмотренные Национальным планом на 2008-2010 годы, а также ход их реализации, проблема гендерного равенства вообще получили освещение на теле- и радиоканалах Национальной государственной телерадиокомпании, на страницах печати как государственных, так и общественных изданий.
Развивается и сам национальный механизм обеспечения гендерного равенства; расширяется участие женщин на всех уровнях принятия решений в РБ. Кроме того Министерством труда и социальной защиты РБ ведется мониторинг выполнения Национального плана. В рамках деятельности Национального статистического комитета РБ проходит совершенствование методик формирования статистической отчетности, в том числе гендерной статистики.
За период реализации Национального плана на 2008-2010 годы. Министерством труда и социальной защиты с привлечением заинтересованных сторон был подготовлен очередной доклад о выполнении РБ Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
Вместе с тем необходимо отметить, что как собственно в Национальном плане, так и в целом в рамках функционирования национального механизма обеспечения гендерного равенства в РБ остается недооцененной роль совершенствования законодательства страны в направлении придания ему гендерной чувствительности, а также проблема эффективности действующего законодательства - развитие и функционирование правовых институтов, юридических средств, направленных на обеспечение гендерного равенства, защиту прав и законных интересов женщин (а также мужчин) в РБ, относительно низкой остается роль судебной системы.
Иными словами, потенциал правовой системы в целом и общих правовых средств в плане обеспечения гендерного равенства в РБ используется далеко не в полной мере, тогда как их полноценное использование могло бы не просто снизить нагрузку на исполнительную власть, оптимизировать организационную составляющую и бюджетные расходы в связи с обеспечением гендерного равенства в стране, но и укрепить складывающуюся систему, направленную на обеспечение гендерного равенства РБ.
Таким образом, комплексный анализ результатов выполнения Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2008-2010 годы, в частности, показывает, что ключевым и приоритетным направлением в Плане действий по обеспечению гендерного равенства в РБ на 2011-2015 годы, его целью должно остаться помимо недопущения дискриминации по признаку пола также и создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, т.е., иными словами, (дальнейшее) развитие государственных гарантий свободного развития личности - как мужчин, так и женщин.
Круг основных направлений действий для Национального плана на 2011-2015 годы может быть обозначен следующими позициями:
- гендерное равенство на рынке труда;
- гендерное равенство в сфере образования, просвещения, СМИ;
- борьба с насилием на гендерной почве;
- совершенствование законодательства в связи с правовым обеспечением гендерного равенства.
В качестве отдельного направления может быть дополнительно выделена проблематика гарантий репродуктивных прав.
К числу мер, актуальных для включения в Национальный план на 2011-2015 годы по обозначенным основным направлениям могут быть в числе прочих отнесены следующие.
В части мер и мероприятий по обеспечению гендерного равенства на рынке труда, повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда и содействию их занятости представляются целесообразными в числе прочего:
- выведение на уровень не ниже среднего среднемесячной заработной платы в первую очередь по сектору образования, а также в сфере здравоохранения;
- предоставление налоговых льгот, условий льготного кредитования, субсидирования необходимых инфраструктурных решений предприятиям всех форм собственности, трудоустраивающим женщин в возрасте до 25 и после 40 лет, а также имеющих двух и более детей - прогрессивно пропорционально относительной численности работающих на данном предприятии женщин указанных категорий;
- разработка, апробация оценка потенциала (и) внедрения института семейного детского сада;
- разработка, апробация, оценка потенциала (и) внедрения института заемного труда, в том числе из оценки положений Конвенции МОТ N 181 "О частных агентствах занятости";
- развитие и стимулирование различных, в том числе дистанционных, форм занятости и трудоустройства женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;
- продолжение работы по внедрению наиболее эффективных форм и методов стимулирования предпринимательской активности женщин на основе изучения международного опыта поддержки развития женского бизнеса;
- реализация мер по налоговому и иным формам стимулирования работодателей, нанимающих и продвигающих по службе женщин;
- развитие и стимулирование создания различных форм дистанционной занятости и трудоустройства в отраслях и профессиях, характер деятельности которых это позволяет, в отношении лиц с семейными обязанностями, в особенности родителей (как матерей, так и отцов), имеющих детей дошкольного возраста;
- развитие инфраструктуры села, льготного субсидирования и внедрения современных технологий в сельскохозяйственный труд, развитие инфраструктуры и доступности медицинского, санаторно-курортного, социального обслуживания трудящихся агропромышленного производства;
- развитие инфраструктуры и сферы услуг социально-бытового обслуживания населения.
В части мер и мероприятий по обеспечению гендерного равенства в сфере образования, просвещения, СМИ представляется целесообразным продолжить работу по развитию целостной и комплексной системы гендерного образования и просвещения в РБ, фундамент которой был заложен и во многом системно сформирован и реализуется по итогам работы предшествующих Национальных планов в РБ - с одной стороны.
С другой стороны, в общем плане особый, дополнительный акцент целесообразно сделать на данный момент на проблеме роста доступности среднего специального и высшего профессионального образования, повышения квалификации и переквалификации - в особенности для лиц с семейными обязанностями и сельского населения.
В части мер и мероприятий по борьбе с насилием на гендерной почве в дополнение к уже внедренным в практику формам и элементам представляется продуктивным приложить усилия к развитию социального партнерства и координации усилий государственных органов и общественных организаций по различным аспектам борьбы с насилием в семье. Актуальными представляются проблемы уточнения разграничения компетенции и полномочий государственных органов по различным аспектам борьбы с насилием в семье, оптимизации форм финансирования инфраструктурных решений в плане гарантий жертвам насилия, мер по профилактике насилия в семье и на гендерной почве, а также ряд других.
Отметим, что участники конференции проявили большой интерес к опыту Российской Федерации в вопросах продвижения гендерного равенства в стране - в особенности к развитию такого института, как материнский (семейный) капитал, а также к институту семейного детского сада, успешно функционирующему и успевшему продемонстрировать свою востребованность и эффективность в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в Москве.
Е.В. Скурко,
старший научный сотрудник УРАН
Институт государства и права РАН,
кандидат юридических наук
"Гражданин и право", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор материалов международной конференции
Автор
Е.В. Скурко - старший научный сотрудник УРАН Институт государства и права РАН, кандидат юридических наук
"Гражданин и право", 2011, N 11, 12