Отсрочка от призыва на военную службу обучающимся гражданам: проблемы правоприменительной практики
Основное отличие оснований, дающих право на получение отсрочек от призыва на военную службу и изложенных в п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе"*(1) (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ), от оснований для предоставления отсрочек, содержащихся в п. 1 ст. 24 вышеназванного Закона, состоит в том, что в п. 2 Закона изложено такое основание, как отсрочка от призыва на военную службу, которая предоставляется гражданину только при наличии его волеизъявления, т.е. при реализации права на отсрочку путем письменного обращения в призывную комиссию. Подчеркивая это основное отличие, мы имеем в виду то, что граждане могут воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу, а могут и не воспользоваться им вообще.
Наглядным примером может служить опубликованное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N АФ-620/08 "О призыве студентов вузов на военную службу"*(2), в котором сказано следующее: "Минобрнауки России сообщает, что 22 декабря 2010 г. в общежитие МГТУ "Станкин" прибыл наряд милиции с представителями военного комиссариата г. Москвы. В результате 12 студентов, проживающих в общежитии, были сопровождены в военкоматы Центрального административного округа г. Москвы. В настоящее время 10 из них уже призваны на действительную военную службу и находятся в расположении воинских частей на территории Российской Федерации, остальные ожидают отправки на призывных пунктах г. Москвы".
Указанный случай с призывом студентов, обучающихся по аккредитованным направлениям профессиональной подготовки (специальностям), не является единичным и с регулярностью повторяется ежегодно с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря, когда объявляется очередной призыв на военную службу военнообязанных в возрасте от 18 до 27 лет.
Такая ситуация в МГТУ "Станкин" произошла по следующей причине: часть студентов призывного возраста не встала на учет в военкомате, а руководство вуза не смогло организовать работу по оформлению на законных основаниях отсрочки от призыва на военную службу.
В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Руководство вуза не объяснило студентам призывного возраста, что, если они поступили в высшее учебное заведение, лично представили в военкомат справку по форме 26 и военно-учетный стол вуза подал соответствующие списки, это не означает автоматического оформления отсрочки от призыва.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется только решением призывной комиссии. В соответствии с Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Таким образом, для того чтобы оформить отсрочку от призыва на военную службу, призывник должен пройти медицинское освидетельствование, после чего призывная комиссия при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выносит решение о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию один раз при первоначальном рассмотрении указанного вопроса.
Отсутствие должного внимания со стороны руководства вузов к этому вопросу приводит к ситуации, когда, несмотря на наличие законных оснований к продолжению учебы в вузе, студентов призывают на военную службу. Безусловно, некоторые редакции статей Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ вызывают определенные трудности в правоприменительной деятельности работы призывных комиссий и военных комиссариатов.
Так, подпункт "б" п. 2 ст. 24 действующей редакции Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ гласит: "Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования".
В настоящее время процедуры аккредитации аспирантуры в высших учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность на территории РФ, не существует, т.е. до сегодняшнего дня отсутствуют государственные требования к основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования.
В ст. 28 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"*(3) (далее - Закон об образовании) существует положение общего характера о том, что вузы должны проходить процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации. Действительно, названный закон не предусматривает необходимости прохождения высшими учебными заведениями процедуры госаккредитации реализуемых ими образовательных программ послевузовского профессионального образования, и соответствующий порядок проведения государственной аккредитации высших учебных заведений, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования, на сегодняшний момент времени отсутствует. При этом причины отсутствия у какого-либо образовательного учреждения государственной аккредитации по той или иной образовательной программе, даже если эти причины не зависят от самого образовательного учреждения, с точки зрения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" никакого правового значения не имеют*(4).
С 1 января 2008 г. вступили в силу требования о наличии государственной аккредитации образовательного учреждения, в том числе данные критерии были распространены в полном объеме на все государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Таким образом, если гражданин изъявил желание воспользоваться своим правом на отсрочку от призыва на военную службу и, соответственно, обучается по очной форме в аспирантуре, то кроме подлинного диплома о высшем профессиональном образовании он обязан представить в призывную комиссию для рассмотрения вопроса о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу справку, подписанную руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в аспирантуру образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Такая справка обязательно заверяется печатью образовательного или научного учреждения.
Кроме этих подлинных документов в призывную комиссию необходимо представить копию лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования. Таким образом, любое образовательное учреждение (в том числе государственное, муниципальное, частное, учреждение общественных и религиозных организаций) должно иметь соответствующую лицензию на право образовательной деятельности послевузовского профессионального образования.
Установленные требования распространены на все научные учреждения, так как именно Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ оговаривает право на отсрочку от призыва на военную службу условием наличия у любого образовательного учреждения, реализующего ту или иную образовательную программу, государственной аккредитации. Возникает вполне обоснованный временем и к месту вопрос: неужели лица, обучающиеся по очной форме в аспирантурах, не прошедших государственную аккредитацию, не имеют законного основания воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу? Попробуем ответить на этот довольно-таки непростой вопрос, анализируя все нормативно-правовые акты, существующие по данному вопросу на сегодняшний момент времени.
Итак, во-первых, существует подпункт "б" п. 2 ст. 24 действующей редакции Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Во-вторых, анализируя действующее законодательство по рассматриваемому вопросу, необходимо отметить что обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям научных работников, указанным в Номенклатуре специальностей научных работников*(5). Предоставление права на отсрочку от призыва на военную службу не может быть связано с иными условиями, кроме тех, которые указаны в подпункте "б" п. 2 ст. 24 Закона N 53-ФЗ.
Подтверждением может служить письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре", в абз. 4 которого сказано, что основанием для предоставления отсрочки гражданам, получающим послевузовское профессиональное по очной форме обучения образование, является свидетельство о государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.
В-третьих, необходимо отметить, что на сегодня процедуры аккредитации аспирантуры в высших учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность на территории РФ, не существует.
Таким образом, если поставить вопрос о правомерности военных комиссариатов призывать на военную службу граждан, получающих послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в любом образовательном или научном учреждении, не имеющих государственной аккредитации по реализуемым ими образовательным программам, то необходимо, прежде чем ответить на этот вопрос, уяснить, какими документами, руководствуются военные комиссариаты и призывные комиссии при принятии соответствующих решений о призыве такой категории граждан.
Для подтверждения права на отсрочку от призыва на военную службу аспиранты российских вузов и научных учреждений должны предоставить в призывную комиссию:
- диплом о высшем профессиональном образовании;
- справку, подписанную руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о зачислении лица в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка должна быть заверена печатью образовательного или научного учреждения;
- копию лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования - для научных учреждений*(6).
Следовательно, чтобы аспирант мог воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу, образовательное учреждение высшего профессионального образования, в котором он обучается в аспирантуре, должно иметь госаккредитацию по тем направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, по которым в нем проходят обучение студенты. Если же аспирант проходит обучение в аспирантуре в научном учреждении, то такое учреждение должно иметь лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.
Аспиранты образовательных учреждений высшего профессионального образования не обязаны предоставлять копию свидетельства о госаккредитации образовательных программ послевузовского профессионального образования в военный комиссариат и в призывную комиссию. В ст. 28 Закона об образовании существует положение общего характера о том, что вузы должны проходить процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации.
Поскольку данный закон специально не предусматривает необходимости прохождения высшими учебными заведениями процедуры госаккредитации реализуемых ими образовательных программ послевузовского профессионального образования, и положение о порядке государственной аккредитации высших учебных заведений, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования, так и не принято, то следует констатировать следующее: в настоящее время юридических оснований для призыва аспирантов высших учебных заведений на военную службу не существует*(7).
Однако, как совершенно точно указывает А.А. Данковцева, целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, и, если иное не предусмотрено статьей 12 Закона об образовании, установление его государственного статуса. Именно поэтому Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" связывает право на отсрочку от призыва на военную службу с наличием у образовательного учреждения, реализующего любую образовательную программу, в частности программу послевузовского профессионального образования, государственной аккредитации по этой образовательной программе*(8).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности. В целях осуществления государственного контроля за качеством высшего профессионального образования Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определяет порядок лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений, т.е. единую систему оценки условий, содержания и результатов их деятельности, в равной мере обязательную как для государственных, муниципальных, так и для негосударственных образовательных учреждений.
Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам дополнительного профессионального образования. По положительным итогам государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства определяется сроками, установленными в приложении к нему, и подтверждается каждые пять лет.
Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации*(9).
Государственная аккредитация - это процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения. Государственная аккредитация образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования независимо от подведомственности и организационно-правовых форм, осуществляется федеральным государственным органом управления высшим образованием при участии заинтересованных министерств и ведомств.
Свидетельство о государственной аккредитации, полученное негосударственным высшим учебным заведением по результатам аттестации, является подтверждением того, что содержание, уровень и качество подготовки его выпускников соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. Наличие государственной аккредитации влечет ряд правовых последствий, к числу которых законодатель относит предоставление негосударственному образовательному учреждению права на выдачу своим выпускникам дипломов государственного образца, а лицам, обучающимся в нем по очной форме обучения, - права на отсрочку от призыва на военную службу.
Таким образом, на сегодняшний момент существует необходимость внесения изменения в п. 3 соответствующего Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для его освобождения от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, и подлежащих предоставлению в призывную комиссию (в военный комиссариат). В Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Минобороны России от 2 октября 2007 г. N 400, сказано о том, что лицо, получающее послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении высшего профессионального образования или научном учреждении, имеющем лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, должно предоставить документы, подтверждающие его право на отсрочку от призыва на военную службу.
В ст. 28 Закона об образовании существует положение общего характера о том, что вузы должны проходить процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации.
Никаких особенностей государственной аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам послевузовского профессионального образования, отличающих их от других образовательных учреждений, Законом об образовании не предусмотрено.
Следовательно, в подпункте "б" п. 3 соответствующего Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для его освобождения от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу и подлежащих предоставлению призывной комиссии (в военный комиссариат) Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Минобороны России от 2 октября 2007 г. N 400, необходимо изложить в следующей редакции:
"В других случаях для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
...
б) получающего послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении высшего профессионального образования или научном учреждении, имеющем лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования:
- диплом о высшем профессиональном образовании;
- справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о зачислении в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка заверяется печатью образовательного или научного учреждения;
- копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования для научных учреждений;
- копия свидетельства о госаккредитации образовательной программы послевузовского профессионального образования".
Таким образом, если после внесения соответствующих изменений по требованию представлять копию свидетельства о госаккредитации образовательной программы послевузовского профессионального образования поставить вопрос о правомерности военных комиссариатов призывать на военную службу граждан, получающих послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в любом образовательном или научном учреждении, не имеющих государственной аккредитации по реализуемым ими образовательным программам, то необходимо на этот вопрос однозначно ответить, что военные комиссариаты и призывные комиссии поступают точно в соответствии с законом.
Однако до внесения соответствующих изменений в приказ Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 сотрудники военных комиссариатов и их муниципальных отделов, на взгляд автора статьи, не вправе требовать представления копии свидетельства о государственной аккредитации аспирантуры на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 мая 2011 г. N 04-279 "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на время обучения в очной аспирантуре", в котором сказано, что основанием для предоставления отсрочки гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения, является свидетельство о государственной аккредитации по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, т.е. в настоящий момент аспиранты могут воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу, если образовательное учреждение высшего профессионального образования, в котором он обучается в аспирантуре, имеет госаккредитацию по тем направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, по которым в нем проходят обучение студенты. Если же аспиранты проходят обучение в аспирантуре в научном учреждении, то такое учреждение должно иметь лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.
Отсрочка от призыва на военную службу также предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях*(10).
Ранее указанная норма, предоставляющая отсрочку от призыва на военную службу вышеназванным гражданам, была указана в несколько ином содержании, в котором отсутствовала важная фраза: "...при наличии у них высшего профессионального образования...".
А так как в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона об образовании среднее профессиональное образование может быть получено, в частности, и в образовательном учреждении высшего профессионального образования, то окончание гражданином образовательного учреждения высшего профессионального образования не всегда свидетельствует о получении им именно высшего образования, наличие которого и ранее предполагал подпункт "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. Однако в предыдущей редакции вышеназванного закона при отсутствии слов "при наличии у них высшего профессионального образования", имеющих важное юридическое значение в содержании текста подпункт "з" п. 1 ст. 24 названного закона, позволяло комментировать и толковать норму о предоставлении отсрочки таким гражданам с двух юридически противоположных точек зрения.
Между тем даже внесение уточнения основания для предоставления такой отсрочки от призыва на военную службу не сняло напряженности в предоставлении отсрочки гражданам, имеющим среднее профессиональное образование, при наличии у них специальных званий в области правоприменительной судебной практики, по искам и спорам граждан, заявленным военным комиссариатам.
Наглядным примером, может служить следующее судебное решение, вступившее в законную силу.
Пример
Гражданин К. поступил на службу в органы внутренних дел 1 сентября 2008 г. (Л.Д. 29), обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования - ... МВД РФ - закончил в декабре 2008 г. В период действия указанного положения Федерального закона К. о своем праве на отсрочку от призыва в связи с прохождением службы в органах внутренних дел не заявил, не представил необходимых документов, подтверждающих данное право, в связи с чем призывной комиссией в указанный период не принималось решение о предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу.
При таких обстоятельствах положения ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ применению не подлежат.
В силу положений подпункта "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. от 17 декабря 2009 г., действующей с 1 января 2010 г.) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 17 декабря 2009 г. N 312-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"" граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ до 1 января 2010 г., пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения оснований для нее.
Срок действия предоставленной по решению призывной комиссии от 15 ноября 2006 г. гражданину К. отсрочки от призыва на военную службу на время обучения (службы) в образовательном учреждении органов внутренних дел истек 1 января 2009 г., в период с 1 сентября 2009 г. до 1 января 2010 г. призывной комиссией не принималось решение о предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу.
Поскольку редакция подпункта "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ с 1 января 2010 г. претерпела изменения, К. утратил право на предоставление отсрочки по основаниям, установленным ранее действовавшим законодательством, в связи с тем что он не имеет высшего профессионального образования, оснований для принятия решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу у призывной комиссии не имелось.
Исходя из положений ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если будет установлено, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо права и свободы гражданина не были нарушены.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства материалами дела установлены, судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К. о признании незаконным решения призывной комиссии по Центральному и Советскому районам г. Челябинска от 26 ноября 2010 г. о призыве на военную службу, и о возложении на призывную комиссию обязанности предоставить К. отсрочку от призыва на военную службу на период службы в органах Министерства внутренних дел.
Руководствуясь статьями 361 и 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 26 января 2011 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Калинина Е.О. о признании незаконным решения призывной комиссии по Центральному и Советскому районам г. Челябинска от 26 ноября 2010 г. о призыве на военную службу и о возложении на призывную комиссию обязанности предоставить Калинину Е.О. отсрочку от призыва на военную службу на период службы в органах внутренних дел отказать*(11).
Таким образом, судебная практика как источник права, пусть даже не первичного, а вторичного, наглядно доказывает, что в п. 1 ст. 24 вышеназванного закона изложены основания, по которым отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину даже при отсутствии его волеизъявления отсрочить прохождение военной службы, т.е. не требует реализации своего права на отсрочку путем письменного обращения в призывную комиссию. Однако данное обстоятельство не опровергает того, что гражданину призывного возраста необходимо своевременно предоставлять соответствующие документы, подтверждающие основания, по которым ему предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, так как утрата соответствующего основания для отсрочки от призыва на военную службу сегодня не порождает какие бы то ни было юридические последствия или законные обоснования предоставления отсрочки, предусмотренной в прежней, старой редакции Федерального закона, при принятии призывной комиссией соответствующего решения.
Ведь гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специального звания необходимо представить следующие документы:
- соответствующий диплом о высшем профессиональном образовании;
- справка с места службы с указанием специального звания и даты окончания контракта (или копия контракта), заверенная печатью и подписью руководителя соответствующего органа или учреждения в соответствии с подпунктом "ж" п. 2 соответствующего Перечня документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для его освобождения от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, для признания его не подлежащим призыву на военную службу и для предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежащих предоставлению призывной комиссии (в военный комиссариат), указанная в Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утв. приказом Минобороны России от 2 октября 2007 г. N 400).
Также недавно внесенные изменения в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ позволяют гражданам, получившим удовлетворительные результаты на обязательной государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, воспользоваться своим правом на отсрочку от призыва на военную службу - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации; данный вид отсрочки также носит заявительный характер*(12).
Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ определяет: "Призыву в Вооруженные Силы подлежат граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие и обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права освобождения или отсрочки от призыва". Но гражданам, обучающимся по программе основного общего образования, достигшим 18-летнего возраста, право на отсрочку от призыва ранее не предоставлялось.
На сегодняшний момент времени действует норма Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (подпункт "г" п. 2 ст. 24), которая предоставляет такое право на отсрочку от призыва на военную службу даже после достижения гражданином возраста 18 лет.
Если обучающийся достигает 18-летнего возраста в любом временном промежутке учебного года, а также включая летние месяцы и сентябрь после получения основного общего образования вплоть до 1 октября текущего года, то по существующему законодательству он не подлежит призыву на военную службу. Таким образом федеральный законодатель предоставил право на отсрочку от призыва на военную службу до 1 октября года на время прохождения государственной (итоговой) аттестации по завершении освоения всеми гражданами основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, предоставив им право в виде одной попытки на поступление в высшие учебные заведения.
Однако при этом необходимо учитывать следующее: в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования, - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона об образовании, среднее (полное) общее образование является третьей ступенью общего образования.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются в том числе типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п. 7 ст. 9 Закона об образовании).
Нормативный срок освоения третьей ступени общего образования составляет 2 года (п. 32 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ 19 марта 2001 г. N 196).
Следовательно, подпункт "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предоставляет такое право на отсрочку от призыва на военную службу гражданину, достигшему возраста 18 лет, обучающемуся по основной образовательной программе среднего (полного) общего образования для прохождения итоговой аттестации по завершении обучения, - на период до 1 октября года ее прохождения, но только при условии до достижения гражданином возраста 20 лет и получения удовлетворительных результатов по итогам аттестации.
А читателям журнала хочется напомнить о том, что предоставление отсрочки от призыва на военную службу не означает полного освобождения от военной службы.
Таким образом, основные положения ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, в частности в связи с учебой, устанавливают категории лиц, которым по тем или иным основаниям (в рассматриваемых случаях в связи с обучением в образовательном учреждении) может быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, т.е. в пределах возраста от 18 до 27 лет.
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
"Гражданин и право", N 11, ноябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 13. Ст. 1475.
*(2) См.: Администратор образования. 2011. N 6.
*(3) См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150.
*(4) См.: Данковцева А.А. Быть или не быть аспирантам в армии? // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 6. С. 91.
*(5) Утв. приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. N 59 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 20.
*(6) См.: Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (утв. приказом Минобороны России от 2 октября 2007 г. N 400) // Российская газета. 2007. 19, 22 декабря.
*(7) См.: Грудинин Н. Для призыва в армию аспирантов юридических оснований нет // Эж-ЮРИСТ. 2011. N 28.
*(8) См.: Данковцева А.А. Указ. Соч. С. 91.
*(9) См. п. 6 ст. 7 Закона РФ об образовании в ред. от 13 января 1996 г.
*(10) См. подпункт "з" п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
*(11) См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 29 марта 2011 г. (из судебной практики Челябинского областного суда за IV квартал 2010 г.).
*(12) См. подпункт "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отсрочка от призыва на военную службу обучающимся гражданам: проблемы правоприменительной практики
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
"Гражданин и право", 2011, N 11