Эмоциональный интеллект - дань моде или ключ к разгадке успеха?
Деятельность управленческого звена компаний и сотрудников HR-подразделений примерно на 80% состоит из межличностного взаимодействия. Соответственно, чем более эмоционально компетентен управленец, тем легче ему оказывать воздействие на сотрудников.
Руководитель оказывает влияние (одна из составляющих - коэффициент эмоциональности (EQ)) на своих подчиненных - мотивирует и вдохновляет их.
Так является ли развитие эмоциональной компетентности актуальной проблемой в управлении и возможно ли ее развитие в принципе?
В этой статье хотелось бы изложить историю вопроса: кто, как, когда и зачем изучал эмоциональный интеллект и какие практические результаты получил.
Речь в основном пойдет о зарубежных исследованиях эмоционального интеллекта, хотя не обойдем вниманием и работы российских ученых.
Термин "эмоциональный интеллект" в том виде, в котором он существует на данный момент, произошел от понятия "социальный интеллект".
Надо понимать, что в определенный период слишком много внимания уделялось информационным, "компьютерным" моделям интеллекта, а эмоционально окрашенная составляющая, по крайней мере в западной психологии, отошла на дальний план.
В конце 90-х Джон Мэйер, Питер Сэловей и наиболее известный в нашей стране Дэниэл Гоулман - известный журналист New York Times, чья книга Emotional Intelligence произвела настоящий фурор в США в 1995 году, ввели понятие эмоционального интеллекта.
Впервые обозначение EQ (по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта) ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он.
От советских ученых
Не остались без внимания и труды советских ученых, которые трактовали данную тематику в ином ключе, но вектор был задан верно.
Например, научные труды В.Н. Куницыной - доктора психологических наук, профессора.
В своей книге "Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение она четко прослеживает влияние эмоционального интеллекта в управлении людьми и показывает, что тестовая методика Amore, хотя и больше направлена на семейные взаимоотношения, очень ярко указывает на значение эмоций в профессиональной и личной сфере человека.
Теория эмоционального интеллекта впечатлила бизнесменов, и одна из ключевых фраз успеха "Эмоциям не место на работе" была поставлена под сомнение.
Стало понятно, что необходимо двигаться "по параллелям" разума и эмоций - одно неотделимо от другого. Именно люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше понимают чувства других, могут управлять своей эмоциональной сферой, они более адаптивны в обществе и легче добиваются поставленных целей во взаимодействии с окружающими.
Многочисленные исследования, которые проводились на основе сравнительного анализа, показали явные отличия лидеров от простых менеджеров, а именно указали на способности первых, связанные с пониманием эмоций и управлением ими.
В Америке стало популярным такое высказывание: "IQ gets you hired, but EQ gets you promoted" (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ делаете карьеру).
Определения эмоционального интеллекта
В современном научном мире существует большое количество определений эмоционального интеллекта, это:
- "набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды" (Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры EQ);
- "способность осознавать свои и чужие эмоции, мотивировать себя и других, а также умение управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими" (Дэниэл Гоулман);
- и современная интерпретация: способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить взаимодействие.
После определения термина эмоционального интеллекта возник вопрос: а как же его измерить?
Если проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, насколько человек эмоционально адекватен, и эта цель достигается оценкой.
Многошкальные тесты
Существует несколько многошкальных тестов, большинство из которых являются коммерческими продуктами, используемыми в тренингах и программах развития эмоционального интеллекта.
В основном они разработаны за рубежом, в нашей стране это направление пока не столь популярно. Приведу некоторые из них:
- британский тест Emotional Intelligence Test, который состоит из 70 вопросов и занимает около 40 минут.
Результаты выдаются по следующим шкалам: "Поведение" "Знание" "Эмоциональное проникновение в себя" "Мотивация" "Выражение эмоций" "Эмпатия и социальная интуиция";
- тест "Эмоциональный интеллект" лаборатории "Гуманитарные технологии" адаптирован для русскоязычных пользователей. Тест определяет способность человека понимать свои эмоции и управлять ими, понимать других людей и адекватно реагировать на их чувства;
Данный набор качеств, или эмоциональный интеллект, позволяет человеку быть успешным среди людей, реализовывать поставленные цели и достигать результатов. Тест состоит из 66 вопросов и занимает около 20 минут;
- тест MSCEIT (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Tests), разработанный одними из первооткрывателей в этом направлении - Питером Сэловеем и Джоном Мэйером. Тест состоит из 141 вопроса, которые оценивают испытуемого по двум областям ("Опытной" и "Стратегической") и четырем шкалам;
- тест The Emotional Intelligence View 360 (EIV360), предлагающий 17 критериев оценки эмоционального интеллекта, разбитых по областям "Саморегуляция" "Регулирование отношений" и "Коммуникация"
Кроме уже описанных методик, существует еще несколько популярных тестов на эмоциональный интеллект: SEI (Six Seconds Emotional Intelligence Test) и OVC (Organizational Vital Signs), разработанные группой "6 секунд"; EQ-i Рувена Бар-Она; ECI (Emotional Competence Inventory) Хая Мак-Бера.
Также в научных работах встречается упоминание методики, разработанной в Институте психологии РАН.
В этой методике выделяют два вида эмоционального интеллекта - внутриличностный и межличностный, - и строят свой опросник соответственно этому делению.
Популярность и привлекательность подходов и методик эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, что ранее не было подтверждено.
Считалось, что управлять возникновением эмоций, которые тесно связаны с физиологией, практически невозможно.
Таким образом, существует 3 основных модели эмоционального интеллекта:
- Дэниэля Гоулмана,
- Рувена Бар-Она,
- Мэйера и Сэловея.
Указанные на рисунке составляющие EQ присутствуют в той или иной интерпретации во всех моделях (см. рисунок).
Рисунок. Составляющие эмоционального интеллекта
/---------\ /---------\
| Умение | |Понимание|
|принимать|----\ /---| других |
| решения | | | | людей |
\---------/ | | \---------/
| |
/-----------\ /------\ /--------------\
| Понимание | | EQ | | Эффективное |
| себя |------| |-----|взаимодействие|
\-----------/ \------/ \--------------/
Хочется отметить, что в чистом виде способности к познанию или когнитивные способности помогают добиться коммерческого успеха, но навыки эмоционального интеллекта способствуют усилению достижения успеха.
Стоит отметить, что руководитель, желающий, чтобы персонал чувствовал себя комфортно, а производительность труда была на высоком уровне, должен понимать потребности сотрудников для вовлечения их в процесс.
Эмоциональный интеллект позволяет найти наиболее эффективное применение потребностям и возможностям каждого сотрудника и является более надежным показателем успеха, чем предыдущий опыт работы с IQ.
О. Водянова,
директор департамента кадрового консалтинга компании Альянс Консалтинг Инвестмент Групп
"Консультант", N 17, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.