Компетенции: истинное лицо кандидата
В жизни каждого карьериста хотя бы один раз возникал вопрос: "Почему Иван Иваныч так легко и быстро взбирается по карьерной лестнице, делает все легко и непринужденно, работая при этом меньше? И что я, умный и талантливый, делаю не так, уступая ему на всех поворотах?" Ответ прячется в двух простых словах: компетенции и компетентность.
Компетентность
Компетентность - это результаты, которые определяют эффективную работу, т.е. те аспекты работы, в которых человек является компетентным (выполнение работы бухгалтера, начальника отдела продаж и т.п.). Компетентность подразумевает демонстрацию умений на деле - в реальных рабочих ситуациях, а не только знание теории или понимание того, как это делается.
Компетенции
Компетенции - это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики, при помощи которых достигаются желаемые результаты (лидерство, коммуникации и пр.).
Сегодня существует множество определений компетенций. Разные эксперты создают собственные определения, но большинство из них - это вариации двух основополагающих подходов:
- описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы - ведут свое происхождение от национальных систем обучения (National/Scottish Vocational Qualifications и Management Charter Initiative (MCI), в которых компетенции - "способность менеджера действовать в соответствии со стандартами организации";
- описание поведения, которое разработали исследователи и консультанты, специализирующиеся в области эффективного управления.
Непредсказуемая сущность
Серьезные исследования по разработке компетенций начались в начале 70-х годов прошлого века. Государственный департамент США обратился в McBer and Company за помощью в подборе младших сотрудников для Дипломатической информационной службы (Foreign Service Information Officers, FSIOs).
Подбор сотрудников осуществлялся путем экзамена, который проверял обязательное знание общеобразовательных предметов и культуры: истории Америки, правил английского языка и конкретных тем, таких как экономика. Но в системе имелись серьезные недостатки.
Во-первых, подобные тесты с трудом проходили различные меньшинства и люди из менее привилегированных культур (неправомерная дискриминация).
Во-вторых, баллы кандидатов не прогнозировали успех в качестве FSIO (невозможно было определить, насколько хорошо он справится со своей работой, например, в Эфиопии).
Возник вопрос: если традиционные способы измерения способностей не прогнозировали исполнение работы, то чем можно было их заменить?
Был разработан метод интервью по получению поведенческих примеров (ИПП). Его предметом был краткий рассказ о трех суперуспехах и трех серьезных неудачах.
Опрашивающий задавал вопросы:
"Что привело к такой ситуации?"
"Кто был замешан?"
"Что вы думали, что чувствовали и что хотели выполнить в сложившейся ситуации?"
"Что вы сделали на самом деле?"
"Что произошло?"
"Каким был результат происшествия?"
Анализировались расшифровки интервью с наилучшими и менее эффективными FSIO по темам, чтобы определить качества, отличавшие их друг от друга.
Такие тематические различия были выражены и подсчитаны в баллах, которые разные наблюдатели могут надежно индексировать.
Характеристики компетенций, отличавших лучших сотрудников от средних, заключались в следующем:
- межкультурная межличностная восприимчивость;
- способность слушать, что на самом деле думают или говорят люди - иностранцы с другой культурой, и предугадывать их реакцию.
Анализ поведения
Дэвидом МакКлелландом была разработана концепция поведенческой компетенции, включающая определение поведения успешных руководителей.
Были проанализированы более 2000 человек из 12 компаний, по результатам установлено определение компетенции и составлен список из 19 наиболее общих компетенций руководителя.
В 1989 году Лил и Сайн Спенсеры на основе работ компании McBer разработали модели компетенций не только руководителей, но и предпринимателей, продавцов и работников сферы обслуживания из разных организаций.
После этого были выписаны все поведенческие индикаторы из каждой модели и установлено около 760 видов поведения, которые составили предварительный словарь поведенческих индикаторов.
Примеры основных менеджерских компетенций:
- воздействие и оказание влияния;
- ориентация на достижение;
- командная работа и сотрудничество;
- аналитическое мышление;
- инициатива;
- развитие других;
- уверенность в себе;
- директивность/настойчивость;
- поиск информации;
- командное лидерство;
- концептуальное мышление.
С 70-80-х годов прошлого века списки компетенций в рамках своих организаций начали составлять американские работодатели. В конце 1990-х эту работу стали проводить в Великобритании, Австралии, Канаде, Швейцарии, Испании, Скандинавии, Голландии, Германии.
Игры разума
Сегодня в России многие организации внедряют систему компетенций, примером могут служить западные и отечественные компании. По опросу портала Trainings.ru при поддержке ГК "Институт Тренинга - АРБ Про" в 2010 году выяснилось, что модель компетенций существует в 69% компаний.
Использование модели компетенций в компаниях происходит по-разному (рис. 1).
"Рисунок 1. Использование модели компетенций"
Так, некоторые компании разрабатывают модель, состоящую из разных видов: базовых, функциональных, ролевых компетенций:
- базовые/корпоративные компетенции - обязательные требования ко всем сотрудникам (идеальный портрет работника), они устанавливаются собственниками и топ-менеджерами в фирменных стандартах (повышенная стрессоустойчивость в компании с авторитарным стилем управления и т.д.);
- должностные/функциональные компетенции - необходимые требования к должности для достижения определенного результата, подобные требования описываются в квалификационных справочниках (склонность к аналитическому мышлению важна для финансистов, бизнес-консультантов и т.д.);
- ролевые/менеджерские компетенции (компетенции личной успешности) - требования к ожидаемому поведению сотрудника на рабочем месте и его личностным качествам (ответственность, обучаемость, гибкость и т.п.).
Procter & Gamble
Примером может служить корпоративная модель компетенций компании Procter & Gamble.
В ней выделены три кластера, называемые направляющими успеха (3 силы):
- сила ума и мышления (аналитические способности, умение принимать взвешенные решения, нестандартные подходы);
- сила людей и взаимодействия (работа в команде, лидерский потенциал, собственное развитие и помощь в развитии других);
- сила быстроты и гибкости (быстрое и разностороннее реагирование на изменение окружающего мира, использование возможностей, инициация изменений).
Безусловно, идеальные сотрудники, у которых все компетенции развиты на одинаково высоком уровне, - крайне редкое явление.
В случае неравномерного развития одни компетенции могут дополняться другими.
Например, в области убедительной коммуникации можно быть эффективным, не обладая развитыми навыками ораторского искусства, за счет высокой настойчивости.
Примеры должностных компетенций:
- для руководителя структурного подразделения: лидерство, коммуникативные навыки, организаторские способности;
- для менеджера по продажам: коммуникативные навыки, настойчивость в достижении результата, клиентоориентированность;
- для секретаря: исполнительность, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки.
При помощи системы компетенций можно решать различные задачи, например:
- подбор персонала;
- адаптация новых сотрудников;
- оценочные мероприятия;
- формирование кадрового резерва и планирование карьеры;
- обучение и развитие сотрудников;
- мотивационные программы;
- развитие корпоративной культуры и другие.
"Марс"
В компании "Марс" модели компетенций применяются для отбора персонала.
Во время проведения ассесмент-центра (комплексное мероприятие, где кандидаты выполняют задания в присутствии обученных наблюдателей. Результаты оцениваются по заранее разработанному набору компетенций под конкретную кадровую задачу. - Прим. ред.) кандидатам предлагается ряд упражнений для проверки необходимых компетенций и интервью с менеджерами.
Отбор проводит комиссия, состоящая из непосредственного руководителя, его менеджера, менеджеров из других команд и менеджера отдела персонала.
"Атлант-М"
Компания "Атлант-М" на основе модульной системы компетенций проводит обучение персонала: при приеме на работу выявляются индивидуальные пробелы в компетенциях конкретного специалиста, затем в целях восполнения пробелов сотрудник проходит обучение.
Каждый модуль имеет целевое назначение и содержит группу компетенций, необходимых для определенных должностей.
Сбербанк
Для эффективного управления 225 000 сотрудников в 19 000 филиалов Сбербанка компания Pricewaterhouse-Coopers разработала систему, которая предполагает оценку сотрудников по уровню следующих корпоративных компетенций:
- клиентоориентированность;
- ориентация на результат;
- стремление к совершенствованию;
- командная работа;
- управленческие качества;
- контроль за исполнением поставленных задач.
Максимальная оценка, присваиваемая сотрудникам Сбербанка по каждому из критериев, - 3 балла.
В зависимости от полученных баллов сотрудники были распределены на три группы. Для оценки компетенций могут быть использованы:
- проективные методики;
- профессиональные и психологические тесты;
- кейсы для анализа, письменные задания;
- групповые дискуссии;
- деловые и ролевые игры.
Разработка моделей компетенций сегодня модная, но затратная технология как по финансам, так и по времени, поэтому разработка и внедрение модели компетенций, как правило, ограничивается уровнем высшего и среднего звена.
Неблагополучный сотрудник
Но в практике имеются исключения, когда модель компетенций решает задачи, связанные с линейным персоналом. Так, в 2001 году американская энергетическая компания AES Corporation приобрела два предприятия - "Киевоблэнерго" и "Ривнеэнерго"
Для борьбы с высоким производственным травматизмом были организованы тренинги по безопасности, регулярные проверки на самых неблагополучных участках и закуплено дорогое безопасное оборудование.
Но ситуация не улучшилась.
"Рисунок 2. Три группы сотрудников Сбербанка по уровню корпоративных компетенций"
В ходе исследований был выявлены следующие "антикомпетенции", свойственные неблагополучным сотрудникам:
- низкая стрессоустойчивость;
- склонность принимать поспешные решения;
- неспособность анализировать ситуацию.
С помощью профессионального личностного опросника 15 FQ+ (адаптированный вариант теста Кеттела) были выявлены потенциальные жертвы, их перевели на другие участки работы (например, в качестве обходчиков линий, на которых они не могут причинить себе вреда).
"Лиггетт-Дукат"
Задачи разработки системы компетенций для производственного персонала в компании "Лиггетт-Дукат" - одном из лидеров российской табачной промышленности - отсеивать нежелательных сотрудников еще на стадии подбора и сделать поведение рабочих более предсказуемым.
В компании выделены следующие компетенции:
- соблюдение стандартов работы;
- высокое качество выполнения работы;
- дисциплина и т.д.
Таким образом, грамотно разработанная модель компетенций помогает решать задачи, связанные с эффективностью деятельности организации.
О. Светлышева,
ведущий преподаватель по кадровому менеджменту
Учебного центра "Специалист" при МГТУ им. Н.Э. Баумана, член АКПП
"Консультант", N 17, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.