Вебинар - современный инструмент современного бизнеса
Вебинары - это онлайн-мероприятия, похожие на обычные семинары. Здесь применяются те же формы коммуникаций: доклады или обсуждения, демонстрация презентаций, ответы на вопросы аудитории, круглые столы и др. Однако все это происходит в режиме реального времени через Интернет. Таким образом, хотя все участники физически находятся далеко друг от друга, создается объединяющая их виртуальная комната, в которой и происходит общение, а технические средства должны максимально приблизить его к реальному общению.
Вебинар является разновидностью веб-конференции, во время таких онлайн-мероприятий все участники находятся перед своими компьютерами. Сегодня участники вебинаров могут общаться посредством видео- и аудиосвязи, обмениваться текстовыми, видео- и звуковыми файлами, совместно работать с документами, демонстрировать всей аудитории презентации с экрана компьютера лектора и т.д. При правильном сочетании этих инструментов формируется более эффективная и структурированная среда, чем при обычном общении.
Причем для проведения веб-конференции не требуются специалисты для настройки и сопровождения инфраструктуры, не нужно арендовать дополнительные каналы для поддержки работы пользователей в регионах. Уже сегодня веб-конференции и вебинары позволяют компаниям существенно экономить на командировочных расходах, поскольку они заменяют длительные и дорогостоящие поездки - без ущерба для эффективности встреч. И это только одна из сфер применения этой технологии.
Что вебинары дают бизнесу
Динамика современной деловой жизни создает и поддерживает постоянный поиск возможностей для эффективного выполнения той или иной работы, изменения технологии и организации бизнес-процессов в целях ускорения получения результата и снижения затрат. При систематическом использовании вебинаров компаниям предоставляется возможность достичь этих целей при решении широкого круга задач, требующих внутренних и внешних коммуникаций с большим числом участников. Например, сервисы вебинаров легко использовать для организации дистанционного обучения и повышения квалификации сотрудников. При этом источниками знаний обычно выступают сотрудники компании, являющиеся носителями технологий, практик, ноу-хау и способные передавать все это менее квалифицированным или опытным коллегам, например в качестве наставников. Фактически с использованием вебинаров обучение становится действительно доступным любому сотруднику компании независимо от места его нахождения. Причем для подключения к процессу работникам требуется лишь компьютер, подключенный к сети компании.
Приведем пример. ОАО АКБ "Пробизнесбанк" с помощью программного обеспечения COMDI смог решить целый комплекс задач: организовать обучение сотрудников всех филиалов, входящих в финансовую группу; провести повышение квалификации руководителей подразделений, тренинги и аттестацию персонала; осуществлять прямые видеотрансляции в Интернете выступлений руководства перед сотрудниками; проводить рабочие совещания руководства.
Важно, что благодаря вебинарам топ-менеджеры компаний получают реальную возможность прямого обращения со всеми сотрудниками, а доступность технологии и ее готовность к мгновенному использованию позволяют донести информацию в кратчайшие сроки и с максимальным уровнем доверия, передать благодаря видеосвязи эмоции спикера и смысловые нюансы, которые выражаются невербально.
Во внешних коммуникациях компании применяют вебинары в основном для проведения онлайн-презентаций и консалтинга. Личные встречи и "живые" семинары с точки зрения временных затрат - самый дорогой инструмент в продажах, но в то же время один из самых эффективных. Лучшая альтернатива - вебинары. Никуда ехать не нужно, посмотреть презентацию можно прямо в офисе, а можно и дома, сидя в кресле. Это очень удобно и для участника, и для ведущего.
Однако ценность вебинаров не только в экономии времени и удобстве для всех участников процесса. Вебинары можно записывать и впоследствии многократно использовать для создания различных информационных продуктов. При этом они фактически становятся стержневым инструментом в интернет-продажах, так как профессионально проведенный вебинар с презентацией, видео, опросами и вовлечением слушателей производит яркое впечатление на участников онлайн-встречи, а консультационные вебинары позволяют оказать постпродажную поддержку покупателям, оперативно и наглядно решить вопросы клиентов, что, безусловно, повышает их лояльность.
Весьма популярны подобные вебинары стали в финансовой сфере, где инвестиционные компании регулярно проводят обучающие онлайн-встречи с существующими и потенциальными клиентами. Причем формат видеосеминара и использование Интернета, предоставляет возможность принять участие в семинаре большому количеству слушателей, общаться с преподавателем в режиме реального времени, за короткое время получить информацию о различных финансовых инструментах и ознакомиться с аспектами инвестирования.
Так, холдинг "Финам", один из лидеров российского биржевого рынка, уже предлагает множество дистанционных учебных курсов и семинаров, как для опытных, так и для начинающих инвесторов по всей России. С помощью виртуальной площадки веб-коммуникаций COMDI для компании стало возможным приглашать лучших спикеров отрасли, включать в мероприятия выступления профессионалов, имеющих существенный опыт успешной работы на финансовых рынках. Кроме того, с помощью вебинаров регулярно проводятся встречи инвесторов с эмитентами и представителями бирж. Другими словами, вебинар стал привычным инструментом, востребованным как в образовательном процессе, так и в обеспечении коммуникации. Проект, запущенный в начале 2010 г., стал очень популярным, сегодня некоторые лекторы собирают аудиторию более чем в 1000 единовременных слушателей. Соответственно процент монетизации виртуального слушателя за счет количества привлеченных участников мероприятия увеличивается многократно.
Не обходится без проведения онлайн-встреч и фармацевтическая отрасль. Недавно компания Bristol-Myers Squibb выбрала платформу веб-коммуникаций COMDI для организации регулярных онлайн-встреч с докторами и сотрудниками медицинских учреждений в российских регионах. На таких встречах подразделения компании рассказывают представителям медицинской отрасли о применении тех или иных препаратов. Они проходят информативно, в режиме реального времени и с обратной связью с аудиторией.
Технологический фундамент
Сервисы веб-трансляции, вебинаров и веб-конференций работают через обычный браузер и являются кроссплатформенными. Мультимедийный пользовательский интерфейс сервиса реализован на популярной технологии Flash, для его работы нужен лишь Flash-плеер (версии 10 и выше), установленный на большинстве компьютеров, подключенных к Интернету. Сервис COMDI имеет инструменты интеграции (интерфейс прикладного программирования, или API). Этот интерфейс позволяет реализовать сложные сценарии взаимодействия сервиса с веб-сайтами и информационными системами клиента (например, управление расписанием мероприятий, процедурой регистрации участников, ходом мероприятия, расширенная настройка интерфейса вебинара). При этом предусмотрены два варианта использования платформы COMDI: как лицензируемое программное обеспечение или как встраиваемый компонент для веб-сайтов (здесь функциональность сервиса используется для предоставления дополнительных услуг посетителям).
Однако, чтобы пользователь практически в любой точке экономически активной части территории страны мог комфортно работать с видеопотоками и другими видами "тяжелого" контента, необходима специализированная территориально распределенная инфраструктура (так называемая сеть доставки контента, или CDN). Эта сеть опирается на парк собственных серверов, установленных во всех крупных городах России, а также на партнерские договоры с региональными Интернет-провайдерами, что позволяет стабильно работать с удаленными региональными пользователями, гарантирует бесперебойную работу сервиса вебинаров, без чего потребительская ценность этого сервера при решении задач бизнеса была бы невысокой.
Технические сложности
Начать работу с веб-сервисом очень просто. Кроме того, необходимо зарегистрироваться на сайте comdi.com, выбрать подходящий тариф и можно начинать работу. Достаточно иметь подключенный к Интернету компьютер с микрофоном и веб-камерой, что входит в понятие стандартной конфигурации ПК или ноутбука. Если спикер хочет широко использовать средства мультимедиа, есть смысл проводить мероприятие на проводном подключении к Интернету, чтобы исходящий поток составлял хотя бы 1 Мбит/сек. Чтобы участники мероприятия получали картинку и звук без помех и задержек им нужен также хороший входящий Интернет. Важно, чтобы порты для соединения с нашими серверами были открыты. Хорошая практика - это включение технических требований в анонс мероприятия, чтобы каждый участник мог самостоятельно и заблаговременно проверить соответствие им своего компьютера.
Окупаемость вебинаров
При организации реальных мероприятий (презентации, пресс-конференции и т.п.) затраты на одного человека составляют от 300 до 1500 руб. Сюда входят: аренда зала, кофе-брейк, кейтеринг и др. Если на мероприятие приглашают участников из других городов, эта сумма значительно возрастает. Естественно, при таких расценках далеко не каждая компания в состоянии регулярно приглашать своих региональных клиентов и партнеров, поэтому чаще всего на мероприятии присутствуют участники только из того города, в котором оно проходит.
При проведении онлайн-встреч затраты, как правило, не превышают 30 руб. на одного человека. Здесь основная статья расходов - это аренда виртуальной комнаты для проведения трансляции, т.е. по сути организатор платит только за использование сервиса. Например, в нашей компании разовое мероприятие обходится в 1000 руб. Естественно, на вебинар можно пригласить участников из других городов, что по статистике увеличивает аудиторию в 1,5-2 раза, при этом расходы не увеличиваются. Сопоставляя эти цифры, нетрудно оценить окупаемость вебинаров. Но об их пользе свидетельствует и эффект, который гораздо труднее количественно оценить, чем прямые затраты.
Систематически используя вебинары и веб-конференции, компания изменяет свое коммуникационное пространство: партнеры по бизнесу чаще и эффективнее взаимодействуют, лучше понимают друг друга, быстрее находят выход из тех или иных сложных ситуаций, которыми так богат современный бизнес, а компания более результативно общается с клиентами.
А. Полянский,
директор по коммуникациям и развитию бизнеса COMDI
"Финансовая газета", N 41, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.