Закупка товаров, работ, услуг автономными учреждениями
В статье прокомментируем положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ), касающиеся автономных учреждений. Он устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг, а также основные требования, предъявляемые к их закупке, которые должны будут учитывать данные учреждения начиная с 01.01.2012 (за исключением созданных муниципальными образованиями). Автономным образовательным учреждениям будет полезно ознакомиться с положениями этого закона заблаговременно.
Общие положения
Как известно, требования о размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд, утвержденные Федеральным законом N 94-ФЗ*(1), не распространяются на автономные учреждения при заключении ими договоров на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Поэтому в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей автономных учреждений в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей по закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений издан Федеральный закон N 223-ФЗ.
Пунктом 1 ст. 2 этого закона определено, что закупку товаров, работ, услуг заказчики должны производить, руководствуясь:
- Конституцией РФ;
- Федеральным законом N 223-ФЗ;
- другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными наблюдательным советом автономного учреждения правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика. В этом документе должны содержаться (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ):
- требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
- порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Основными способами закупки товаров, работ, услуг являются конкурсы и аукционы. Однако Федеральный закон N 223-ФЗ предоставляет заказчику право предусматривать в положении о закупке и другие способы. В этом случае он обязан установить в данном положении порядок закупки выбранными способами.
Закупка товаров, работ, услуг автономным учреждением может осуществляться в электронной форме. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством РФ.
Как следует из п. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ, заказчики при закупке товаров, работ, услуг должны руководствоваться следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участниками закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения в допуске к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Порядок закупки товаров, работ, услуг
Документы и информация, размещаемые на официальном сайте. С 01.01.2012 по 01.07.2012, если иной срок не будет предусмотрен решением Правительства РФ, на официальном сайте заказчика подлежат размещению:
а) план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее одного года. Порядок его формирования, порядок и сроки размещения на официальном сайте, требования к форме такого плана будут устанавливаться Правительством РФ (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ). План закупки в отношении товаров, работ, услуг, относящихся к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, будет формироваться по критериям, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности;
б) положение о закупке, а также изменения, вносимые в него, подлежащие размещению не позднее 15 дней со дня утверждения;
в) информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ и положением о закупке. Согласно указанному закону заказчики вправе вносить в положение о закупке иную дополнительную информацию (п. 6 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
После 1 июля 2012 года, если иной срок не будет предусмотрен решением Правительства РФ, положение о закупке, изменения, вносимые в него, планы закупки, иная информация о закупке подлежат размещению на официальном сайте (п. 3 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ).
Обратите внимание! Размещенные на официальном сайте и на сайте заказчика информация о закупке, положение о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (п. 14 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Пунктом 9 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ определено, что в извещении о закупке, в том числе в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, должны содержаться следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена им, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе (п. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ):
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Однако комментируемым законом заказчику не предоставлено право предъявлять требования к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, не указанным в документации о закупке. При этом требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (п. 6 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
Пунктом 11 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ установлены сроки, в течение которых на официальном сайте должны размещаться изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации. Заказчику следует размещать их на официальном сайте в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений (предоставления указанных разъяснений). Этим пунктом также предусмотрено, что в случае, когда закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позже чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 15 дней.
Обратите внимание! Согласно п. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-03 не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора.
В соответствии с п. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ Правительство РФ вправе определить:
1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;
2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.
Федеральным законом N 223-ФЗ предусмотрено, что заказчик может не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг:
- стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;
- стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. руб.
Представление заказчику сведений об отсутствии участников закупки в реестре недобросовестных поставщиков. При осуществлении закупки заказчик вправе установить требование, что участники закупки не должны входить в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом N 94-ФЗ.
Такой реестр должен вестись федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, на официальном сайте (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 223-ФЗ).
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение этого реестра, порядок ведения реестра, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра устанавливаются Правительством РФ.
Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы, а по истечении двух лет со дня внесения их в реестр исключаться из него.
Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением его условий, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Проведение конкурсов, аукционов. Извещение об их проведении размещается заказчиком не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые отвечают требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (п. 5 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ).
Выигравшим торги на конкурсе будет признано лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, должны быть размещены заказчиком на официальном сайте не позднее 3 дней со дня их подписания (п. 12 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, должен размещать на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком (п. 19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ):
1) по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте, в отношении которых принято соответствующее решение Правительства РФ.
Особенности применения положений Федерального закона N 223-ФЭ
Пунктом 4 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ предусмотрено, что если в течение трех месяцев со дня его вступления в силу заказчик не разместил в порядке, рассмотренном выше, утвержденное положение о закупке, то он при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться положениями Федерального закона N 94-ФЗ до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Заказчик, созданный после дня вступления в силу Федерального закона N 223-ФЗ, должен утвердить в течение трех месяцев с даты его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. Если в течение указанного срока он не разместит утвержденное положение, то в этом случае при закупке он также должен руководствоваться положениями Федерального закона N 94-ФЗ до дня размещения в соответствии с требованиями Федерального закона N 223-ФЗ утвержденного положения о закупке (п. 5 ст. 8 Федерального закона N 223-ФЗ).
Права и ответственность участников закупки
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Кроме того, участник закупки может обжаловать в антимонопольном органе в установленном им порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению на таком сайте, или нарушения сроков размещения этой информации;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона N 94-ФЗ.
Обратите внимание! За нарушение требований Федерального закона N 223-ФЗ и иных принятых соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 7 указанного закона).
А. Сергеева,
эксперт журнала
"Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"