Может ли автономное учреждение быть привлечено к ответственности в случае применения в 2011 году коммерческого плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ N 94н*(1)?
На основании п. 11 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регламентировать бухгалтерский учет, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ (ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"):
- планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
- положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
В соответствии со ст. 165 БК РФ к "бюджетным" полномочиям Минфина, в частности, отнесено:
- установление плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюджетного учета;
- методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм.
Согласно приказам Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации" и от 25.10.2010 N 132н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" с 01.01.2011 нормативные правовые акты Минфина, устанавливающие требования по ведению бухгалтерского учета организаций (методические указания, инструкции, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)), на государственные (муниципальные) учреждения, в том числе автономные, не распространяются.
В силу Письма Минфина РФ от 16.11.2010 N 02-06-07/4476 автономные учреждения, осуществлявшие бухгалтерский учет согласно утвержденной учетной политике, разработанной на основе ПБУ, могли не изменять порядок ведения бухгалтерского учета до конца 2010 года.
Начиная с 01.01.2011 бухгалтерский учет автономных учреждений должен осуществляться в соответствии с приказами Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению". Вместе с тем ответственность автономного учреждения за ведение бухгалтерского учета на основании ПБУ, а не инструкций N 157н и 183н, действующим законодательством не предусмотрена.
Необходимо отметить: поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, а за ведение бухгалтерского учета - главный бухгалтер, указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Однако если неприменение инструкций N 157н и 183н повлекло искажение сумм начисленных налогов и сборов либо любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, учреждение может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ (административный штраф на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Рассмотрение дел, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ, и, соответственно, привлечение к ответственности отнесено к компетенции судов (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Составлять протоколы об административных правонарушениях по данной статье компетентны налоговые органы (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
А. Гусев,
к.п.н., консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
1 октября 2011 г.
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"