Предприятие поставляет продукты питания в торговые сети. До вступления в силу Закона о торговле*(1) в договоры поставки товаров включалось условие о выплате покупателю бонуса за логистику (централизацию поставки) в зависимости от того, поставлялся ли товар в единый распределительный центр сети или ввозился в каждую торговую точку. Вознаграждение за логистику включалось в цену договора поставки, рассчитывалось в процентах от стоимости поставляемого товара и уплачивалось в случае поставок продукции в распределительный центр сети. Согласно Закону о торговле данное вознаграждение не может быть включено в цену договора поставки. Могут ли покупатели (торговые сети) оказывать поставщику услуги логистики, состоящие в операционной обработке поставленной партии товара, отгрузке товаров через распределительный центр торговой сети с последующей доставкой в магазины сети? Будут ли экономически обоснованными расходы поставщика по оплате подобных услуг покупателя?
Согласно п. 4 ст. 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества этих товаров (за исключением социально значимых продовольственных товаров, названных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530). Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену, не учитывается при определении цены продовольственных товаров и не может превышать 10% их цены. Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение не допускаются (п. 6 ст. 9 Закона о торговле). Таким образом, в цену договора поставки не может быть включено вознаграждение за логистику (централизацию поставки).
В соответствии с п. 11, 12 ст. 9 Закона о торговле услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, может оказывать хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении таким субъектом в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается.
Как определено в п. 3.1.4 Рекомендаций по стандартизации Р 50.1.031-2001*(2), логистика - наука о методах и способах управления материальными и информационными потоками в производстве и бизнесе; в частности, изучает процессы планирования, контроля и управления транспортированием, складированием, переработкой и др. операциями в процессе доставки готовой продукции потребителю.
Таким образом, оплата логистических услуг покупателя по операционной обработке, отгрузке товара через распределительный центр с последующей его доставкой в магазины, оказанных на основании отдельного договора возмездного оказания услуг, может быть учтена поставщиком в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов. Данный вывод подтверждается в Письме Минфина РФ от 19.02.2010 N 03-03-06/1/85. С тем, что подобные логистические услуги экономически обоснованны, соглашаются и арбитры. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 N 09АП-4992/2011-АК логистические услуги, оказанные покупателем поставщику, были признаны экономически обоснованными, поскольку целью приобретения данных услуг явилось получение экономического эффекта в виде сокращения собственных затрат на выполнение операций по разбивке крупных товарных партий, доставляемых до распределительного центра, на мелкие части и их доставке в конкретные магазины, в том числе находящиеся на существенном расстоянии от распределительного центра, с приемкой товаров в каждом отдельном магазине. Аналогично в Постановлении ФАС МО от 29.09.2010 N КА-А40/11422-10 отмечено, что услуги логистики по доставке товара, поставленного продавцом на центральный склад, до конкретных магазинов направлены на уменьшение его затрат по разбивке общей партии товара, поставляемого в целом в определенный субъект РФ (на определенную территорию), на мелкие партии с последующей доставкой каждой из частей общей партии в конкретные магазины, находящиеся на различных расстояниях от центрального склада, и приемкой каждой части общей партии в каждом магазине. Эти услуги позволяют избежать затрат, связанных с отвлечением людских ресурсов, техники и увеличением оборота документации между поставщиком и покупателем. Следовательно, услуга по обработке товаров поставщика на распределительном центре с доставкой до конкретных магазинов не только экономически обоснованна, но и обеспечивает значительное сокращение расходов поставщика, связанных с распределением большой партии товара на мелкие части и поставкой каждой из частей в конкретный магазин по определенной заявке покупателя.
З.И. Давыдова,
советник государственной гражданской службы 1-го класса
1 октября 2011 г.
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
*(2) "Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции", приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта РФ от 02.07.2011 N 256-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"