Поправки в "алкогольном" законодательстве
18 июля 2011 года Президентом РФ подписан Федеральный закон N 218-ФЗ*(1) (далее - Закон N 218-ФЗ), который внес существенные изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя). По мнению разработчиков, Закон N 218-ФЗ позволит повысить эффективность регулирования производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготовленных на его основе, и снизить масштабы злоупотребления алкоголем. Об основных нововведениях расскажем в данной статье.
Закон N 218-ФЗ начинает действовать с момента опубликования (опубликован в "Российской газете" 22.07.2011). Установлено несколько моментов (ст. 6), с которых изменения и дополнения, внесенные в "алкогольное" законодательство, вступают в силу:
- 22 июля 2011 года;
- 1 января 2012 года;
- 1 июля 2012 года;
- 1 января 2013 года.
Изменения, вступившие в силу 22 июля 2011 года
1. В статью 2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя введены новые понятия:
- мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (производственная мощность). Под этим понятием понимается максимально возможный годовой объем производства соответствующей продукции на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах (п. 18);
- норма минимального использования производственной мощности - минимально возможный годовой объем производства этилового спирта или алкогольной продукции, выраженный в декалитрах и позволяющий обеспечивать установленный Правительством РФ минимальный уровень рентабельности производства этих видов продукции (п. 19);
- приостановление использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта - временное прекращение применения организацией основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с его использованием по уведомлению о приостановлении применения указанного оборудования, представленному организацией в лицензирующий орган, без приостановления действия лицензии (п. 20);
- уведомление о приостановлении или возобновлении применения основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта - документ, который подтверждает возможность или невозможность соблюдения нормы минимального использования производственной мощности (п. 21);
- уведомление о начале оборота на территории РФ алкогольной продукции - документ, содержащий дату первой поставки на территорию РФ алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в соответствии с техническим регламентом. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории РФ алкогольной продукции, вносится в федеральный реестр алкогольной продукции (п. 22).
Использование названных понятий предусмотрено с 01.01.2012. В частности, если объем производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, установленной Правительством РФ, осуществлять производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта организации запрещается (абз. 2 п. 8 ст. 1 Закона N 285-ФЗ) (подробнее об этом расскажем в следующем разделе статьи).
2. Статья 11 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя дополнена п. 2.3 следующего содержания: производство (оборот (за исключением розничной продажи)) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требованиям производственные и складские (для второго варианта только складские) помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
3. Из перечня видов деятельности, на которые раньше не распространялось действие "алкогольного" законодательства, исключена деятельность по производству и обороту пива (абз. 6 п. 3 ст. 1 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя утратил силу).
Для справки. Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего федерального закона (п. 16 ст. 2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя).
Отметим, что основные изменения, внесенные в "алкогольное" законодательство, вступят в силу позднее, то есть у предприятий этой отрасли есть время изучить новые требования.
Изменения, которые начнут действовать с 1 января 2012 года
1. Производить водку вправе казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 80 млн. руб. (п. 2.2 ст. 11 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). До указанной даты уставный капитал должен составлять не менее чем 50 млн. руб.
2. Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей (п. 1 ст. 14 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Ранее закон обязывал декларировать объем производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40%.
3. Внесены существенные количественные дополнения в п. 3 ст. 14 комментируемого закона, в частности, организации, осуществляющие закупку этилового спирта:
- в объеме, превышающем 200 декалитров в год, для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - должны декларировать объем использования этилового спирта;
- по фармакопейным статьям в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, - должны декларировать объем использования этилового спирта по фармакопейным статьям.
4. Производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта, добавленного в процессе ее производства, не более 7% объема готовой продукции осуществляются в потребительской таре объемом не более 330 мл (п. 6 ст. 11 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя).
5. В случае невозможности соблюдения нормы минимального использования производственной мощности (о чем мы писали выше) организации обязуются направлять в письменной форме в лицензирующий орган уведомление о приостановлении использования основного технологического оборудования для производства продукции с указанием даты приостановления. До возобновления использования основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции организация также будет направлять в лицензирующий орган уведомление об этом с указанием даты возобновления применения такого оборудования. В случае приостановления его применения для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта период такого приостановления не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения организацией нормы минимального использования производственной мощности.
Порядок направления в лицензирующий орган уведомлений о приостановлении или возобновлении применения основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
6. Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). Данное требование в отношении пива и пивных напитков до 01.01.2013 не применяется (п. 3 ст. 5 Закона N 218-ФЗ). В настоящее время обязанность оснащать оборудование средствами измерения действует только в отношении технического оснащения для производства газируемых спиртных напитков (с содержанием этилового спирта не более 9% объема готовой продукции), вина и виноматериалов.
Изменения, которые вступят в силу 1 июля 2012 года
1. Государственное регулирование распространяется на алкогольную продукцию, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, названной в перечне, установленном Правительством РФ (п. 7 ст. 2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя). В редакции, действующей в настоящее время, планка установлена как "более 1,5% объема готовой продукции".
2. К видам алкогольной продукции отнесены спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (п. 7 ст. 2 комментируемого закона). До внесения изменений алкогольная продукция подразделялась на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино). То есть пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, будут относиться к числу алкогольной продукции. Определение названным алкогольным напиткам дано в пп. "л" п. 3 ст. 1 Закона N 285-ФЗ.
3. Законодатель существенно изменил понятие "вино". В соответствии с новой версией вино - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 до 16,5% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вина с защищенным наименованием места происхождения могут иметь содержание этилового спирта не менее 4,5% объема готовой продукции (п. 11 ст. 2 Закона о госрегулировании производства и оборота алкоголя).
Ранее вином считалась алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции.
4. Из федерального закона исчезнет такое понятие, как натуральное вино. В свою очередь, ст. 2 закона будет дополнена следующими определениями:
- ликерное вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята (п. 12.1);
- фруктовое вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта (п. 12.2);
- винный напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 22% объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50% виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды (п. 12.3).
Изменения "алкогольного" законодательства, вступающие в силу 1 января 2013 года
С этого периода не допускается производство (абз. 5 пп. "е" п. 8, абз. 4 пп. "д" п. 11, абз. 26 пп. "а" п. 22 ст. 1 Закона N 218-ФЗ):
- алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта;
- этилового спирта обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции.
Также в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается отгрузка, передача этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности, структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную продажу (за исключением этилового спирта), до уплаты в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ авансового платежа акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции или представления банковской гарантии его уплаты в случаях, если уплата такого авансового платежа или представление такой банковской гарантии обязательны в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
* * *
В действительности, помимо рассмотренных нами, в Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя внесено еще великое множество поправок и дополнений. Например, недопустимы: аренда основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки, либо с маркировкой отдельными марками. В следующих номерах журнала у нас еще будет возможность об этом поговорить.
И.Е. Иванова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"