Подтверждаем транспортные расходы
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Постановление N 272)*(1) введена новая форма транспортной накладной (приложение 4). В то же время продолжают действовать Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная (форма 1-Т)*(2). Наличие в обращении двух по сути аналогичных документов вызывает вопросы со стороны налогоплательщиков: каким из этих документов (либо двумя сразу) подтверждать транспортные расходы для целей налогообложения? О применении транспортных документов, а также о порядке заполнения новой формы транспортной накладной поговорим в данной статье.
Начнем с азов. В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется внести за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785).
В настоящее время на территории РФ действует Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав автомобильного транспорта), утвержденный Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ. В пункте 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 названного устава повторяется норма гражданского законодательства о том, что документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная. Ее форма и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 Устава автомобильного транспорта). Как уже отмечалось выше, с июля этого года вступили в силу Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которыми утверждена в том числе и новая форма транспортной накладной. Проштудируем этот документ.
Согласно их п. 6 перевозка груза осуществляется на основании соответствующего договора (который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя). Заключение договора подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению 4.
Для справки. Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 Устава автомобильного транспорта).
Таким образом, со вступлением в силу Постановления N 272 есть все основания говорить, что заключение договора перевозки груза подтверждается товарной накладной по новой форме.
Содержание новой формы транспортной накладной
Новая форма транспортной накладной состоит из 17 пунктов:
1) грузоотправитель (в этом пункте указывается полное наименование, адрес места нахождения грузоотправителя - юридического лица; ФИО, данные о средствах связи лица, ответственного за перевозку);
2) грузополучатель (аналогичные данные о грузополучателе);
3) наименование груза (отгрузочное наименование (без указания цены и общей стоимости) перевозимого груза; количество грузовых мест, маркировка, вид тары; масса нетто (брутто), размеры, объем грузовых мест);
4) сопроводительные документы на груз;
5) указания грузоотправителя (в том числе объявленная стоимость (ценность) груза;
6) прием груза (адрес места погрузки, данные о дате и времени подачи ТС под погрузку, подпись и оттиск печати грузоотправителя);
7) сдача груза (аналогичные данные о месте и времени выгрузки, подпись и печать грузополучателя);
8) условия перевозки (указываются определенные условия договора перевозки: сроки, по истечении которых грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным, размер платы за предельный срок хранения груза в терминале перевозчика, размеры штрафа за невыполнение договорных обязательств и др.)*(3);
9) информация о принятии заказа (заявки) к исполнению;
10) перевозчик (данные о перевозчике);
11) транспортное средство;
12) оговорки и замечания перевозчика;
13) прочие условия;
14) переадресовка (если она имеет место);
15) стоимость услуг перевозчика (в том числе стоимость транспортной услуги, размер провозной платы (заполняется после окончания перевозки), расходы перевозчика, предъявляемые грузоотправителю платежи за проезд по платным автомобильным дорогам и пр.);
16) дата составления накладной и подписи сторон (ставятся печати грузоотправителя, перевозчика);
17) отметки грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков.
А что же с ТТН?
Теперь поговорим об использовании в расчетах с перевозчиками товарно-транспортной накладной (форма 1-Т). Ее применение было предусмотрено Уставом автомобильного транспорта РСФСР*(4) (в настоящее время документ утратил силу). В то же время продолжают действовать Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, устанавливающие, что основным перевозочным документом, по которому производится прием груза к перевозке, перевозка грузов и сдача его грузополучателю, является товарно-транспортная накладная (пп. "д" п. 8 приложения 1 к разд. I "Типовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом" названного документа). Долгое время именно этот документ являлся необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой.
Сейчас сложилась следующая ситуация: утверждена новая форма транспортной накладной, но не упразднена форма товарно-транспортной накладной 1-Т. Значит, до внесения законодателями определенных поправок (признания ТТН по форме 1-Т недействительной) оба эти документа могут применяться. Однако транспортный документ старого образца (ТТН по форме 1-Т) "изжил себя". Поясним. Изначально он был предназначен для:
1) учета товарно-материальных ценностей (согласно абз. 3 п. 6 Инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом"*(5) товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета). Отметим, что с утверждением товарной накладной по форме ТОРГ-12, содержащейся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций*(6), ТТН стала не единственным, а точнее, второстепенным документом, служащим для учета ТМЦ;
2) расчетов между заказчиками и организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. Данную функцию теперь выполняет транспортная накладная новой формы;
3) начисления заработной платы водителю и учета транспортной работы автомобиля.
Каким документом подтверждать расходы?
Для разъяснения ситуации Минтранс 20.07.2011 выпустил письмо (N 03-01/08-1980ис), в котором указал: использование транспортной накладной (имеется в виду новая форма) не исключает также и применения накладных форм 1-Т и ТОРГ-12. Что это означает? Применение двух форм транспортных документов одновременно (формы 1-Т и новой формы)? Или по выбору грузоотправителя может заполняться одна из форм? Предприятия-налогоплательщики обратились в Минфин. Тот выпустил сразу несколько писем (от 02.09.2011 N 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/492, N 03-03-06/1/497, N 03-03-06/1/498, N 03-03-06/1/499, N 03-03-06/1/500, N 03-03-06/1/501), в которых отметил следующее.
Новой формой транспортной накладной предусмотрено внесение всех необходимых сведений о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данных, подтверждающих факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку. Этой информации достаточно для признания обоснованности транспортных расходов (главное требование п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, по мнению Минфина, подтвердить затраты на перевозку налогоплательщик сможет как транспортной накладной, так и накладной формы 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете. По сути, Минфин разрешил применять оба документа либо один из них по выбору налогоплательщика.
Кроме того, в названных письмах финансисты напоминают организациям, в каких случаях наличие транспортных документов обязательно, а когда можно ограничиться только заполнением путевых листов.
1. В случае наличия договора перевозки груза между грузоотправителем и транспортной компанией затраты организации на перевозку товара автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются на основании как транспортной накладной, так и накладной по форме 1-Т.
2. Если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом и за свой счет вывозит товар со склада продавца (путем самовывоза), услуги по перевозке груза не оказываются, соответственно, транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.
3. Если поставщик самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. Тогда затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы 1-Т.
Мы полагаем, что в настоящее время (с вступлением в силу Постановления N 272) из двух транспортных документов, о которых идет речь в данной статье, нужно отдать предпочтение транспортной накладной новой формы. Обоснование следующее: Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, в которых говорится о применении товарно-транспортной накладной, могут использоваться на территории РФ лишь в части, не противоречащей более поздним нормативным актам, в частности Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Последними установлены новые условия перевозки грузов. Заполнение товарной накладной новой формы является обязанностью грузоотправителя (иного лица, указанного в договоре).
Если же по договору перевозки груза обязанность заполнения транспортных документов лежит на автотранспортной компании, а та "по привычке" выписывает товарно-транспортную накладную старого образца и отказывает в заполнении новой формы, предприятие пищевой промышленности может смело признавать транспортные расходы на основании имеющегося документа. Обоснование - письма Минфина.
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данное постановление вступило в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования (дата публикации - 25.04.2011), за исключением п. 3 и 4, которые вступят в силу по истечении 12 месяцев со дня опубликования (п. 2 названного постановления). В настоящее время момент, с которого следует начинать отсчет срока до вступления в силу нормативных актов, является спорным (день публикации либо следующий за днем публикации). По нашему мнению, фраза "по истечении" означает, что первым днем применения названного постановления является 26.07.2011.
*(2) Утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78.
*(3) При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет п. 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной.
*(4) Утвержден Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12. Утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
*(5) Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983.
*(6) Утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"