От компьютерного класса - к компьютерной школе
Наше время часто и оправданно называют веком информационных технологий. Действительно, информатизация уверенно проникает во все сферы жизни. То есть кое-где, в других странах, она уже давно проникла, а у нас этот процесс только набирает силу. К сожалению, знания в области IT пока не являются врожденными, их надо приобретать, лучше всего - еще в детском возрасте, когда любая информация усваивается быстрее и лучше. Поэтому особую важность приобретают для человека школьный курс информатики.
Конечно, важно и положение дел в целом с информатизацией в учебном заведении - попытка объяснить IT "на пальцах" заведомо обречена на провал. Оставив педагогический аспект проблемы за рамками статьи, рассмотрим ситуацию в школах с точки зрения управляющего персонала. Или поищем ответы на вопросы, что и как нужно делать, чтобы информационные технологии способствовали повышению качества образования, а не становились источником вечных проблем и головной болью директора.
Первый шаг
Вся IT-инфраструктура среднего учебного заведения исторически делится на две части: оснащенный компьютерами кабинет информатики и все остальное: компьютеры прочих учителей, библиотеки, локальные сетевые ресурсы и пр. Именно компьютерные классы обычно становятся базисами для развития информатизации учреждения. Качество этого базиса, если не брать в расчет образцово-показательные и привилегированные учреждения, оставляет желать лучшего. Не секрет, что информатизацией школы государство озаботилось совсем недавно, буквально несколько лет назад. Накопленное за предыдущие годы оборудование можно смело считать морально устаревшим, однако выкидывать его никто не собирается, иначе просто ничего не останется. Более того, длительное отсутствие стратегии развития IT-инфраструктуры школ проявляется еще и в том, что в том же кабинете информатики подчас собирается разномастная группа компьютеров разных поколений, что еще более усложняет системный подход к проблеме.
Тем не менее выбирать не приходится - начинаем с того, что есть. Обрисуем вкратце перечень необходимых мероприятий первого этапа проекта по информатизации, составляющий, так сказать, предисловие к выработке стратегии.
- Составление реестра компьютеров и компьютерных устройств, принадлежащих школе, а также компьютеров сотрудников, находящихся в ее помещениях. Понятно, что компьютеры школьного персонала могут появляться или исчезать, но нам сейчас важна общая картина.
- Организация детального реестра IT-имущества школы - карточек устройств, в которых будет описана их конфигурация, техническое состояние, ответственные лица. После выполнения этого пункта администрация школы будет иметь полное и детальное представление о текущей ситуации, что уже немаловажно.
- Составление списка первоочередных нужд школы в области IT. Какие-то потребности наверняка настолько насущны, что администрация о них знает и без стратегии. Однако уже на этом этапе лучше все-таки проконсультироваться со специалистом, способным дать конкретные советы для имеющейся ситуации.
Примечание. Из-за длительного отсутствия стратегии развития IT-инфраструктуры школ в кабинете информатики нередко собирается разномастная группа компьютеров разных поколений, что сильно усложняет системный подход к проблеме.
Тема модернизации IT-парка школы тесно связана с еще одной, быть может, даже более запутанной и сложной темой, - лицензированием программного обеспечения (ПО), используемого в учебном заведении. Разбираться в лицензионных дебрях все равно придется, так что лучше заняться этим заблаговременно и в плановом порядке.
Первая помощь... и последняя
Компьютерное "железо" мертво без установленного на него программного обеспечения; в частности, для школьной рабочей станции - это операционная система, пакет офисных программ, учебное ПО и т.д. Использование любого ПО подчинено прилагаемому к нему лицензионному соглашению, которое оговаривает в том числе и финансовые обязательства сторон. В прошлые времена софт в школах, как и повсеместно в нашей стране, был нелицензионным ("пиратским"). Когда пришло время "окультуриваться", была запущена программа "Первая помощь", предоставлявшая пакет лицензий на ряд необходимых школе программных продуктов.
Примечание. Лицензирование программного обеспечения, используемого в учебных заведениях, - еще один аспект модернизации IT-парка школы, причем аспект запутанный и сложный.
Проект "Первая помощь" может служить еще одной прекрасной иллюстрацией к выражению "хотели как лучше, а получилось как всегда". Со своей задачей - "одним махом" перевести школы в правовое поле - он, безусловно, справился. Но только на то время, пока были действительны содержавшиеся в нем лицензии. Далее вместо планомерного развития и корректировки проект был резко остановлен. В результате ситуация в школах только ухудшилась: за время действия программы (и с ее косвенной помощью) компьютерный парк школ заметно расширился, и вдруг внезапно он потребовал неподъемных для школы вливаний в лицензионную чистоту. Почему была свернута "Первая помощь"? Дело в том, что за время действия программы чиновники от образования утвердились во мнении, что будущее - за свободным (или бесплатным) ПО (СПО). Возможно, в перспективе это и так, но принудительно-аварийный переход школ на СПО породило массу негатива. Несмотря на предпринимавшиеся ранее слабые попытки ознакомления сотрудников школ с СПО, они оказались не готовы в момент пересесть на принципиально новую платформу.
Подытоживая затянувшееся предисловие, можно сказать, что после нескольких идеологических бросков в разные стороны лицензионную политику школ в известной степени отдали на откуп им самим. Несомненно, программа внедрения СПО будет в каком-то виде продолжена, однако при желании школа может приобрести и коммерческое ПО, тем более что у большинства его крупных производителей действуют специальные предложения для учебных заведений (так называемые "академические лицензии"). Дело здесь исключительно в финансах, причем для основного пакета программ "цена вопроса" не заоблачна и доступна для школьного бюджета. Существуют и другие возможности экономии, например программы аренды ПО или покупки его в кредит.
Подивившись на богатство предоставляемых возможностей, потом задаешься вопросом: кто же будет разбираться в этих лицензионных дебрях? Кадровый вопрос в деле информатизации школы вообще является одним из самых острых - ему посвящена отдельная, следующая глава. В плане лицензирования все обстоит, как ни странно, проще. Поскольку проблема слишком комплексна для кого-либо из персонала школы, необходимо, не теряя времени на самодеятельность, обратиться к официальным представителям (дилерам) того или иного производителя ПО с просьбой о консультации. Будучи материально заинтересованным в дальнейшем сотрудничестве, дилер наверняка будет "рад стараться". Вопрос же выбора самого ПО (какого производителя выбрать) лучше обсудить с консультантом на третьем этапе приведенного выше плана.
Кадры решают все
Один из главных вопросов, встающих перед администрацией при попытке как-то упорядочить школьную IT-инфраструктуру, - чьими силами эти работы будут проводиться? Необходимость привлечения сторонних специалистов на определенных этапах работ не вызывает сомнения, об этом уже говорилось ранее. Однако, очевидно, полноценный IT-аутсорсинг школа не потянет хотя бы по финансовым соображениям (да и вряд ли кто-либо из аутсорсеров, находясь в здравом уме, решится на такое сотрудничество). Поэтому придется изыскивать ресурс в своем коллективе.
Вариантов изыскивания, как правило, всего два: назначить ответственным какого-либо прогрессивного учителя (обычно информатики, но не всегда) или нанять для этих нужд начинающего администратора на ставку лаборанта. И в том, и в другом случае успех предприятия решает конкретная личность "главного по IT". Самая распространенная ошибка в данном случае - административное навязывание дополнительных обязанностей: "не умеешь - научишься". Может быть, он и научится, конечно, но до этого момента школа будет для него полигоном для экспериментов, причем не всегда удачных. Захочется ли персоналу школы чувствовать себя подопытными кроликами и как все это отразится на атмосфере в школе - вопросы отнюдь не риторические.
Еще один не сулящий ничего хорошего вариант - самовыдвижение человека, считающего себя специалистом в сфере IT. В глазах непосвященных в IT есть что-то магическое, что предоставляет широкий простор для различного рода шарлатанства. Последствия действий подобного рода "специалиста" могут быть тоже весьма плачевными. В данной статье мы не ставим перед собой задачу углубляться в психологию, однако подчеркнем еще раз: в условиях, когда работы много, а времени и финансовых средств мало, результат на 100% зависит от личности исполнителя. За достигнутыми им результатами необходимо тщательно следить, чтобы работа не превращалась в видимость работы, но, с другой стороны, задачи ставить посильные, чтобы у человека не возникало желание уже через неделю все бросить.
Теперь поговорим об идеале. Совершенно очевидно, что с расширением парка школьной компьютерной техники все острее возникает потребность в наличии в учебном заведении полноценного системного администратора. В некоторых случаях полумеры недостаточны уже сейчас, скажем, если школа приняла решение использовать свободное СПО: трудозатраты на подобный переход весьма велики. Будем надеяться, что в ближайшем будущем в школах появится полноценный "официальный" администратор с зарплатой, достойной хотя бы начинающего специалиста. Ну, а пока остается только "кроить" бюджет и методом проб и ошибок искать тех, кто сможет помочь (а не навредить!) школе, особенно ничего для себя не требуя.
...плюс сетевизация всей школы
Продолжим движение по графику коренных преобразований IT-инфраструктуры школы. Первый этап включал в себя исчерпывающий аудит и расстановку приоритетов, теперь пора браться за созидание.
Независимо от индивидуальных потребностей школы базовые мероприятия обязательны для всех. А из всех базисных главнейшим является построение локальной сети школы как можно более исчерпывающего размера. Локальная сеть - это скелет, на который впоследствии будут натягиваться будущие сервисы и возможности, поэтому желательно сразу построить его грамотно и с запасом. Идеальным вариантом сети является структурированная кабельная сеть (далее - СКС), когда сегменты сети проектируются "по науке" сообразно с будущей нагрузкой. Худший же вариант тоже представить несложно: сеть, построенная по принципу "Нужно туда? Дотянем как-нибудь туда!" удивит будущих школьных сетевых администраторов (мы же верим, что они появятся) затейливостью своих очертаний и невозможностью локализации каких-либо проблем. Ну, а реальная сеть, скорее всего, будет представлять что-то среднее между этими двумя крайностями, однако к идеалу нужно по крайней мере стремиться.
При построении сети в достаточно большом здании, которое обычно занимает школа, важно изначально добиться хотя бы подобия законченной опорной структуры, чтобы подключение любого нового абонента требовало минимальных усилий. А таких абонентов будет много, без преувеличения - каждый учебный класс и не только. Монтаж сети также изначально желательно проводить капитально, в коробах, а не прибивать провода на скорую руку. Обычно сеть все-таки растет постепенно, так что время и возможность сделать все "по уму" имеется - не следует этим пренебрегать.
Другой принципиальный момент при построении локальной сети - обустройство центрального узла. Центральный узел (ЦУ) - "сердце" сети, в нем находятся критические для ее функционирования устройства. Поэтому место для ЦУ следует выбирать тщательно, это должно быть помещение достаточного размера с удобным расположением и ограниченным доступом (по крайней мере дети не должны туда попадать ни в коем случае). В будущем в ЦУ будут располагаться локальные сервисы школы, весьма вероятно появление там дорогостоящего оборудования, так что о мерах защиты стоит тоже подумать заранее.
Какие возможности предоставляет локальная сеть школе? Прежде всего это средство совместного использования файлов, принтеров и выхода в Интернет. Даже без каких-либо дополнительных сервисов сеть делает намного комфортнее любую коллективную работу. А сервисов этих существует десятки, и каждый из них позволяет привнести что-то новое в процесс обучения: тут и электронные классные журналы, единая база оценок и учеников, видеоконференции и видеоуроки, портал мультимедийных учебных пособий и т.д. и т.п., не будем продолжать, дабы не вводить администрацию школ в душевное беспокойство. Однако все эти богатейшие возможности не предоставляются даром, за них надо платить, и в прямом смысле - деньгами, и в переносном - усилиями по организации, подбору персонала, наполнению систем информацией. Локальная сеть и сетевые ресурсы - это новый этап профессиональной жизни школы и, конечно, новые заботы для всех ее сотрудников.
Обмен передовым опытом
В завершение рассказа об информатизации в школе хочу привести несколько конкретных примеров интересных решений в этой области.
Под компьютерным классом обычно понимается помещение со стационарными ПК. Однако есть и другой подход к его реализации: использование портативных компьютеров - ноутбуков, а может быть, лучше даже нетбуков. Применение нетбуков позволяет сделать компьютерный класс передвижным, ведь компьютеры нужны для обучения не только информатике. В состоянии ожидания нетбуки находятся в оговоренном помещении в специальной стойке, облегчающей их хранение и подзарядку. По запросу учителя ему выдается необходимое количество уже заряженных компьютеров. Для облегчения работы может быть использована беспроводная сеть, предварительно настроенная на все тех же нетбуках.
Весьма перспективной видится идея организация беспроводной сети на всей территории школы вне зависимости от типов используемых компьютерных классов. Не секрет, что в настоящее время модулем беспроводной связи Wi-Fi оснащен широкий класс устройств: смартфоны, коммуникаторы, планшеты и т.д., которые активно используются школьниками старших классов. Для них можно создать единую учебную среду с использованием Wi-Fi: доступ к учебным материалам, своим оценкам, результатам контрольных работ и пр. Кроме того, беспроводная сеть позволит отказаться от прокладки кабелей в каких-то помещениях школы, удешевить и упростить подключение абонентов.
Непременным атрибутом школьной инфраструктуры станет система обратной связи с родителями - такие уже функционируют в ряде продвинутых учебных заведений. Родители смогут оперативно получать информацию, касающуюся их ребенка: его успеваемости и поведения, а также все необходимые объявления. Каналом получения информации будет электронная почта, а в срочных случаях - SMS.
Возможно, кому-то описанные здесь системы кажутся несбыточной фантастикой при учете сегодняшнего состояния большинства наших школ. Однако, с другой стороны, все описанные технологии проверены временем и активно работают во многих отраслях, а значит, уже сейчас готовы для школьного применения - дело только в желании, инициативе и, конечно, финансировании. Ну, а администрациям школ остается прикладывать все усилия для того, чтобы в школе были не только компьютерные классы, но и вся школа стала компьютерной.
В.Б. Сорокин,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"