Что важнее для успешного менеджмента - ум или эмоции?
Мы часто слышим фразу: если ты умный, почему бедный? Но ум и коэффициент интеллектуальности, как выяснилось, - далеко не все, что определяет жизненный и профессиональный успех конкретной персоны. Оказывается, существуют и другие интеллекты, и они играют гораздо более важную роль в человеческой судьбе.
Успешное лидерство - одна из самых востребованных тем у исследователей. Известна масса теорий эффективного менеджмента. Тему пристально изучали, накапливали исторические примеры лидерства и успешности и пытались вывести какую-то типологию. Прагматический дух, главенствующий в рыночных обществах, всегда сопряжен с попытками найти инструкции по успешности и соответствующие инструменты. Поэтому самые обширные полки во всех западных книжных магазинах - это мемуаристика и полки success stories, историй успеха.
Пионер Карнеги
Если вспомнить историю, первым изданием подобного рода для отечественных читателей стала книга "Как стать успешным и завоевать влияние среди людей" Дейла Карнеги*(1), пробравшаяся в нашу информационную среду еще в советское время. Сначала она публиковалась отдельными главами в журнале ЭКО, затем вышла отдельным изданием.
Книга вызвала огромный интерес и получила небывалую популярность - прежде всего благодаря своему языку. Написанная в жанре историй успеха, очень жизненных, простых и понятных, она рассказывала об этих кейсах живо, абсолютно без дидактики, без каких бы то ни было марксистских умозрений. Из всех этих многочисленных историй вытекало, что во взаимодействии с другими людьми важно поставить себя на место другого человека, понять, в чем он нуждается, и начать этим манипулировать (впрочем, слова "манипуляция" в обиходе тогда еще не было).
Советских людей подкупила не только простота рассказанных историй, но в большей степени непривычный подход - учитывать индивидуальность другого человека. Вспомните, господствующая тогда идеология предполагала в своей основе единообразие мыслей и действий, страх, нивелировавший любые психологические особенности личности. Карнеги же препарировал золотое правило этики: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.
Кстати, эта доктрина записана во всех религиозных конфессиях. Итак, Карнеги стал "первой ласточкой" в обучении успешности. Позже, в рыночную пору, в нашей стране стали популярными книги из серии "Как стать миллионером". Они были быстро переведены и изданы.
Сколько у человека интеллектов?
Многие годы потенциал успешности связывали с коэффициентом интеллектуальности IQ. Именно его тренируют в школе, именно для его развития обучают формально-логически мыслить, именно им определяют общий успех. Но, оказывается, последнее утверждение не является правдой. Существуют и другие интеллекты, и они с точки зрения успешности деятельности гораздо важнее. Посмотрите по сторонам - мы живем в эпоху торжества троечников. Мультимиллионера Билла Гейтса выгоняли за неуспеваемость из университета. Бывшие троечники Джордж Буш и Барак Обама стали президентами. Почему же теория успешности, построенная на торжестве IQ, потерпела поражение?
Современные нейропсихологические исследования, проведенные в Оксфорде, показали, что мозг - это биологический компьютер, который обладает множеством интеллектов. Структуру множественного интеллекта описал еще в 1983 году Говард Гарднер в книжке "Структура разума. Теория множественного интеллекта"*(2). Но теория множественного интеллекта не вызвала никакого интереса и прошла практически незамеченной. Ею заинтересовались лишь педагоги, которые начали подстраивать обучающие программы под различные виды интеллектов.
Десятилетие спустя журналист "New York Times" Дениэл Гоулман ввел понятие эмоционального интеллекта как умения влиять на других людей. В 1995 году он опубликовал бестселлер "Эмоциональный интеллект"*(3), в котором попытался доказать, что успешность приходит к тем, кто более других способен осознавать свои эмоции и эмоции других людей, чтобы мотивировать себя и других и хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими людьми. Подлинная же эффективность деятельности в руках у тех, кто умело сочетает эмоции и разум.
Аналогично были описаны кинестетический и эстетический интеллекты. В конечном счете эта множественность выразилась в науке о здравом смысле, то есть в умении использовать имеющиеся возможности и связи между другими людьми. Книга Карла Альбрехта "Практический интеллект. Наука о здравом смысле"*(4), недавно изданная в Москве, исчерпывающе отвечала на вопрос, почему одни люди успешны, а другие - нет и никогда не будут.
Для справки. Практический интеллект (или практическое мышление) - это способность адаптироваться к повседневным условиям существования, формировать и выбирать их оптимально для конкретного человека. Практическое мышление рассматривается как форма растущей компетентности, то, что индивид узнает из собственного опыта в процессе деятельности. Именно оно необходимо для эффективного решения повседневно возникающих в профессиональной жизни задач.
В книге "Практический интеллект. Наука о здравом смысле" автор Карл Альбрехт рассматривает практический интеллект как искусство и науку здравого смысла, опираясь на выдающиеся способности мышления, которыми обладает любой человек. Как сказано в аннотации, чтобы эффективно их использовать, следует постоянно совершенствовать свои мыслительные привычки. Для этого определены ключевые принципы: гибкость мышления, утвердительное мышление, разумное использование языка и умение ценить идеи. Перечисленные принципы и есть путь к успеху.
Эмоциональный успешный менеджмент
Практическим руководством по успешности стала вторая книга Дениэла Гоулмана "Эмоциональный интеллект на работе"*(5), она произвела фурор. Это руководство напрямую имеет отношение к технологиям успешного менеджмента и лидерства. Процитирую автора: "Правила, о которых идет речь, имеют мало отношения к тому, что в школе ставилось во главу угла. Ибо согласно этому стандарту способности к учебе практически не играют никакой роли. Новый критерий принимает как нечто должное, что мы обладаем достаточными умственными способностями, техническими знаниями, просто по умолчанию".
То есть это не обсуждается - формальный логический интеллект. Информация доступна, содержание и инструкции есть.
А вот чтобы выполнить полученное задание, вступают в действие личные качества работника. Какие? Инициативность и эмпатия. Сравните: мы все работаем с разделением труда. Умение работать совместно - со-вместе - это эмпатия. Если я не понимаю и не чувствую другого, если я эмоционально туп - я плохой работник.
Примечание. Эмпатия - это проникновение в субъективный мир другого человека, способность ощутить эмоциональное воздействие его состояния, то есть чувства другого человека.
Умение сопереживать, приспособляемость и убедительность - это не преходящее увлечение. Данные, которые заставляют принимать эти качества всерьез, основаны на результатах изучения десятков тысяч работающих людей самых разных профессий. Исследования позволяют с большой точностью выявлять, какие именно качества отличают выдающегося работника, работника-звезду. Они же наглядно показывают, какие способности человека составляют большую часть компонентов, необходимых для достижения выдающегося мастерства в работе. Особенно в руководстве. И, чем быстрее меняется окружающая производственная среда, тем важнее обновлять эти компоненты. Иначе вылетишь на обочину.
Мир меняется. Меняйся вместе с ним
Люди накапливают свой опыт тысячелетиями. Естественная культура закрепляется генетическим отбором, в социальной культуре человек, помимо генетики, передает свой опыт другими средствами - через социальные связи, традиции, правила. Благодаря этому человек ускоряет свою эволюцию. Социогенетика - это тоже механизм передачи лучшего наследия, но еще более ускоренным путем: через образование, контакты, повторение лучшего опыта. И скорость этой передачи сейчас особенно выросла. Не зря говорят, что единственная возможность сохраниться в этом меняющемся мире - это адекватная скорость ваших собственных изменений. Кстати, это девиз и нашей бизнес-школы Green City: мир изменяется - изменяйся вместе с ним. Если ты не синхронен - ты не удержишься на гребне волны. Метафора спорта в моем понимании очень близка к задачам успешного менеджмента. В условиях стресса, мелькающих изменений, клиповой культуры, когда по фрагментам информации нужно быстро ее достраивать, быстро обрабатывать, быстро реагировать на нее - как удержаться на гребне волны. Вторая часть спортивной метафоры - командная игра. Звездами становятся спортсмены, умеющие "читать" игру. Основой выигрыша является заранее продуманная схема, подготовленная по итогам десятикратного просмотра действий противника, их ходов, их противодействия. Залог успеха - умение "читать" игру, играть командой, добиваться целей за счет правильной расстановки сил и выполнения конкретной подготовленной тренером схемы. И все это - в молниеносном темпе, ибо аутсайдер отстает от лидера на доли секунд.
Дениэл Гоулман ввел термин "мобильные навыки". Этим термином заменяется понятие "специальность". И эта замена необходима в любой организации, какая бы она ни была - крупная или небольшая. Я как профессор, работающий в сфере образования, постоянно занимаюсь поиском ответов на два вопроса: как увеличить практическую ценность образования и как научить людей быстро менять свои компетенции. Любое изменение - это конфликт, стресс, так какие же данные необходимы, чтобы быстро и без потерь менять мобильные навыки?
Примечание. В условиях нынешних скоростей для современного специалиста появляется новая актуальная тема - замена устаревших знаний, замена компетенций.
Сценарное мышление вытесняет однозначность
В течение долгих лет IQ была чрезвычайно эффективной машиной по отбору специалистов. Знания, однажды выученные в ограниченных объемах, служили человеку практически всю жизнь. Люди, не способные воспринять этот набор знаний, отсеивались, уходили на неквалифицированные работы. Такой порядок вещей работал в относительно устойчивых системах, пока скорости изменений укладывались в пределах одного поколения. Но в связи с изменением среды обитания компетенции и способности перестали быть достаточным основанием для прогноза успеха.
Тема эмоционального интеллекта стала на какое-то время хитом в бизнес-тренингах. Эмоциональный интеллект связан с правым полушарием, которое отвечает за интуицию, прозорливость, образность, фантазию, воображение. И на тренингах начали развивать способ восприятия мира, минуя формулы, жестко связанные однозначным определением и проверяемые экспериментально. Однозначность решений ушла, все больше рассматривались некие нечеткие множества, все чаще использовались попытки сценарного мышления. Если на занятиях мы разбиваем участников на группы, одна предложенная им задача рождает столько решений (как минимум), сколько работает групп. Но эти подходы предполагают использование других, новых качеств. Так каким же образом мы можем полагаться на единственное решение в управлении? Решение всегда ситуативно, поскольку вторгается человеческое иррациональное поведение с разными ценностными установками, разными культурными установками и предпосылками.
Немного истории
Вся логика простых управленческих решений всегда строилась на рациональности. Эта рациональность могла быть естественной в силу ограниченности знаний и ресурсов. Или она была искусственной, как, например, советский метод управления, когда инициатива наказуема, и в силу жесткого сталинского типа управления все было построено на абсолютно точном исполнении каких-либо идеологических установок, классовых позиций, партийных решений. Отступая от них, человек попадал в лагерь диссидентов, и конец его был печален. И, поскольку этот исполнительский механизм был нормой, сами объекты и субъекты действия упростились до линейной простоты. Сам подход не нуждался в учете психологических различий: эко дело! Зато он идеально подходил для ситуаций, в которых нужны были дисциплина и армейская четкость исполнения без комментариев. Индустриализация, военная мобилизация, пожар - вот здесь этот метод подходил.
Однако мир изменился. Наша постиндустриальная эпоха стоит на пороге эпохи креативной, когда роль личности определяется способностью к творчеству и на первый план выходят инициативность, креативность, инновационность, когда все выгоды от глобального разделения труда будут получать страны и корпорации, обладающие креативностью. Война за таланты вышла на мировой уровень. Поиск людей, способных создавать нечто иное, отличающееся, новое, глобален. Билл Гейтс говорил, что весь его бизнес, весь Microsoft по сути - полторы сотни человек, креативщиков, создающих новые операционные системы, новые программные продукты. Это странные люди, они могут быть клинически не похожи на большинство обычных, ординарных людей. Самого креативного программиста Microsoft вы можете застать лежащим на ковре среди плюшевых мишек. И со стороны это может показаться безумием. Но Бор не случайно говорил: "Эта мысль недостаточно безумна, чтобы быть гениальной". Содружество с непохожими людьми, креативными личностями ведет к нетривиальным результатам. Но это сотрудничество предполагает совершенно другие коммуникации и совершенно другой управленческий инструментарий. И здесь на сцену вновь выходит эмоциональный интеллект.
Примечание. В основе модели успешности лежит многообразие решений. Это утверждение одинаково справедливо и для социального мира вообще, и для корпоративного сообщества, и для организации.
Кому нужен этот креативщик?
Но здесь же и возникает вопрос: любой ли организации для успешного развития необходимы креативщики с плюшевыми мишками? Моя позиция такова: единообразие губительно даже в масштабах страны. Поиск какой бы то ни было панацеи, универсального решения, будь то идеологическая или управленческая одна-единственная идея делают любое сообщество неспособным реагировать на множественность вызовов. В качестве примера, образца можно привести природу как экологическую систему, состоящую из миллионов локальных систем со своими связями и способами адаптации. Это многообразие и есть модель успешности, динамической устойчивости. Если мы можем сохранить многообразие в социальном мире, шансы сохранить устойчивость растут. К корпоративному сообществу, организации это утверждение относится в полной мере. Сравните сами. Вокруг сколько угодно примеров, когда менеджеры любого уровня искренне озабочены "ручным" управлением. В таких примерах единство выбранного решения непременно сопровождается жесткостью исполнения. Практика показывает, что при этом доля дискуссии и креатива все меньше, воля центра все больше. И авторитарность эта возвращает нас к уже пройденным правилам - компанейщина, приспособленчество, угодничество и т.п. Все той же практикой проверено, что частные решения без учета системности, действия по командному типу - это, к сожалению, модель, обреченная на тотальный проигрыш.
По новой территории со вчерашней картой
Теперь возникает закономерный вопрос: какое позитивное применение все эти теории могут найти на российской почве? Ответ выглядит так. Любое научное интеллектуальное откровение заключается в поиске двух вещей - понимания и прогнозирования. Понимание как первое условие требует некоторой образованности. Если вы как руководитель пользуетесь ограниченным опытом, а мир меняется, в какой-то момент вы неизбежно упираетесь в тупик и более не управляете. Вы как бы двигаетесь по новой территории, пользуясь вчерашней картой. Если вы хотите быть успешными, хотя бы посоветуйтесь, но для успеха этого недостаточно. Умение отличать знаки образа будущего становятся сегодня главным трендом - это то самое привлеченное из спортивной практики умение "читать" игру. Если вы это умеете - забьете свой гол.
Второе качество - прогнозирование. Планируя решение задачи, важно опираться хотя бы на три сценария: оптимистический, пессимистический, реалистический. Вам надо предусмотреть штатное и нештатное поведение, продумать заранее программные действия и операционную систему, которая определяет способы реагирования в условиях различных вариантных возможностей. Успешным окажется тот лидер, у кого прогностика срабатывает более эффективно. Поэтому мы и обращаемся к множественному интеллекту. Потому что логический интеллект всегда склонен обращаться к прошлому опыту, поскольку "так поступали всегда", и этот опыт никогда не подводил. Но с изменением условий он непременно подведет, таким образом, опираться на один только логический интеллект - неразумно и рискованно. Подходы, принесшие успех в прошлом, сегодня просто не будут работать. Формальная логика рациональна - нерациональна современная жизнь. Более того, она иррациональна, она противоречит здравому смыслу. В иррациональной же среде удержаться на плаву позволит лишь один спасательный круг - нестандартный, креативный ключ к решению проблемы.
Безусловно, и сегодня могут возникнуть условия, в которых работают военная дисциплина, четкость и логичность простых решений и упрощение поведенческой психологии. Когда полыхает пожар, с одинаковой скоростью должны спасаться и флегматик, и гипертим, и гений, и тупица. Живя в этих упрощенных моделях, Россия использует один-единственный проверенный подход, преимущество, которое называется "мобилизационный менеджмент". Пришла беда - страна сплачивается и побеждает. А вот в простой и комфортной нормальной человеческой жизни, в которой на авансцену выходит интеллектуальный труд и ценен именно он, мы жить не умеем. Неслучайно российский эпос героизирует Илью Муромца, который десятилетиями спит на печке, в пору форс-мажора встает и всех побеждает, а потом опять спит.
Рассчитывая только на мобилизационный менеджмент, мы привлекаем беду в качестве родной стихии, живем в этом состоянии постоянно и постоянно же инспирируем мобилизационные моменты в профессиональной среде, будь то бизнес или бюджетная сфера. Вспомним хотя бы исторические примеры: пятилетка в три года, с опережающим выполнением; стахановские рекорды, рекорды от мала до велика. Хроническая чрезвычайная ситуация - реальная, либо спровоцированная, либо смоделированная. В чрезвычайных обстоятельствах мы на коне. Эта историческая привычка может привести нас к тому, что основную маржу, основной глобальный доход в будущем получат лишь те страны, корпорации и люди, у которых интеллект в цене.
В.Д. Козлов,
д.э.н., профессор, ректор бизнес-школы Green City
"Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить / Карнеги Д.; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 714 с.
*(2) Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта (Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences) / Гарднер Г.; пер. с англ. А. Свирид. - М.: Вильямс, 2007. - 512 с.
*(3) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence) / Гоулман Д.; пер. с англ. - М.: АСТ, 2010. - 480 с.
*(4) Альбрехт К. Практический интеллект. Наука о здравом смысле / Альбрехт К.; пер. с англ. М.Ш. Чомахидзе-Дорониной. - М.: Бизнес Психологи, 2011. - 411 с.
*(5) Гоулман Д. Эмоциональный интеллект на работе (Working with Emotional Intelligence) / Гоулман Д.; пер. с англ. А. Исаевой. - М.: АСТ, 2010. - 480 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"