По итогам ревизии за 2010 год с проверяющими возникли разногласия. Просим разъяснить, следует ли учитывать земельные участки, расположенные под административными зданиями территориальных органов, в составе непроизведенных активов.
Согласно положениям Бюджетного кодекса (ст. 264.1) и Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бюджетный учет нефинансовых активов осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Инструкцией по его применению, утвержденных Минфином России.
Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее - Инструкция N 148н) (с 1 января 2011 года не действует), а также приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н) установлены планы счетов, предусматривающие ведение учета как на балансовых счетах, так и на забалансовых.
Инструкцией N 148н были установлены общие требования к отражению на балансовых счетах Плана счетов бюджетного учета объектов нефинансовых активов, к которым относятся непроизведенные активы - земельные участки.
Пунктом 28 Инструкции N 148н предусматривалось отражение земельных участков по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот. При этом специальной нормой пункта 11 Инструкции N 148н в отношении земельных участков были установлены как понятие первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов, так и условия, при которых указанные объекты нефинансовых активов принимаются к балансовому учету.
Исходя из изложенного и принимая во внимание положение пункта 2 приказа N 148н, распространяющего действие Плана счетов бюджетного учета и Инструкции N 148н начиная с 1 января 2009 года, земельные участки подлежали принятию к бюджетному учету с отражением на балансовом счете 0 103 01 000 "Земля" в случае:
- приобретения земельных участков учреждением (территориальным органом) - в сумме фактических вложений, произведенных при приобретении;
- вовлечения земельного участка в экономический (хозяйственный) оборот впервые - в сумме, определенной по рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету (на дату вовлечения земельного участка в экономический (хозяйственный) оборот впервые). При этом согласно Земельному кодексу рыночная стоимость земельного участка и его кадастровая стоимость, определенная в установленном порядке, считаются равными.
Аналогичные положения были предусмотрены порядком ведения бюджетного учета, установленным Минфином России с 1 января 2005 года по 31 декабря 2008 года (приказы Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н и от 10 февраля 2006 г. N 25н).
До 1 января 2005 года земельные участки объектами учета учреждений не являлись.
Таким образом, стоимость земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных под административными зданиями и используемых территориальными органами на праве постоянного (бессрочного) пользования, должна формировать общую стоимость нефинансовых активов в балансах учреждений лишь при условии приобретения земельного участка либо его вовлечения в хозяйственный оборот путем возведения на нем административных зданий начиная с 1 января 2005 года.
В части земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных под административными зданиями, возведенными до 1 января 2005 года, отражение их стоимости на балансе учреждения (в составе раздела "Нефинансовые активы") нормативно-правовыми актами Минфина России не предусмотрено.
Вместе с тем в целях обеспечения полноты учета земельных участков в управленческих целях, в том числе для определения объектов налогообложения по налогу на землю, территориальные органы имели право самостоятельно организовывать учет указанных объектов вне балансовых счетов. При этом пунктом 263 Инструкции N 148н предусматривалось право учреждений самостоятельно вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. Указанная норма согласуется с частью 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса.
Согласно Инструкции N 157н с 1 января 2011 года земельные участки, используемые территориальными органами на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), подлежат на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, отражению по их кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" Единого плана счетов.
Принятие к учету земельных участков, ранее не отраженных по состоянию на 1 января 2011 года на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", следует осуществлять на основании справки (ф. 0504833).
Л.М. Басиева,
заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета
и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России
1 октября 2011 г.
"Бюджетный учет", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100