Вправе ли налогоплательщик учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затраты на услуги по вещанию спутникового телевидения?
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Судебная практика показывает, что расходы на приобретение услуг спутникового телевидения во многом зависят от целевого назначения этих услуг. Подтверждение налогоплательщиком использования программ спутникового телевидения для производственных целей позволит учитывать понесенные расходы как:
- расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- расходы на обеспечение нормальных условий труда (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Отметим, что в Постановлении ФАС МО от 01.07.2008 N КА-А40/5717-08-1,2 арбитрами не были приняты во внимание следующие требования налоговых органов в целях подтверждения налогоплательщиком экономической обоснованности понесенных им расходов на услуги спутникового телевидения (как маркетинговые расходы):
- документальное подтверждение фактического использования программ спутникового телевидения для производственных целей;
- требование установления телевизоров, на которые принимаются телевизионные передачи, в подразделениях налогоплательщика, в обязанности которых входит отслеживание и анализ маркетинговой информации;
- наличие данных об использовании результатов просмотра передач, связанных с исследованием ситуации на рынках;
- приобретение пакета информации, в который не должны входить программы, не связанные с производством.
Данные выводы суда были основаны на позиции КС РФ (Определение от 04.06.2007 N 320-О-П). Арбитры указали, что отказ в принятии расходов налогоплательщика по мотиву их экономической нецелесообразности противоречит правовой позиции КС РФ, согласно которой обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В указанном определении КС РФ содержится ссылка на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, согласно которому обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда в соответствии с законодательством.
В соответствии с ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:
- исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
- надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Положениями ст. 209 ТК РФ определено, что под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Таким образом, расходы налогоплательщика, соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов могут являться акты выполненных работ, оформленные поставщиком услуг в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В Постановлении ФАС МО от 27.06.2011 N КА-А40/5826-11 арбитры пришли к выводу, что затраты на приобретение услуг спутникового телевещания относятся к затратам на информационные услуги равно как и к затратам на обеспечение нормальных условий труда.
С.А. Крючков,
ведущий советник Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
1 октября 2011 г.
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"