Вопросы взыскания задолженности по страховым взносам в ПФР с войсковых частей
Федеральные бюджетные учреждения в равной степени признаются плательщиками взносов во внебюджетные фонды и, в частности, наравне с другими работодателями пополняют казну Пенсионного фонда РФ. Значит в случае неуплаты, взносы могут быть взысканы в принудительном порядке. О том, как такое мероприятие реализуется - читайте в статье.
На учете в территориальных органах Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР) состоят федеральные бюджетные учреждения - воинские части, у которых образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год и за расчетные периоды 2010 года, а лицевые счета закрыты в связи с их зачислением на финансовое обеспечение в Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю.
Необходимо отметить, что в соответствии с нормой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и, соответственно, пеней и штрафов с организаций, которым открыт лицевой счет, производилось исключительно в судебном порядке.
Согласно вынесенным решениям Арбитражного суда Приморского края в управления ПФР по Приморскому краю поступили исполнительные листы о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней.
Поскольку факт правопреемства Управлением финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю в отношении указанных войсковых частей, у которых были закрыты лицевые счета, документально не был подтвержден, отделение Управления Федерального казначейства по Приморскому краю отказалось принять к исполнению исполнительные листы о взыскании задолженности по страховым взносам и пеней, нарушив тем самым нормы действующего финансового законодательства Российской Федерации, о чем свидетельствует арбитражная практика судебных органов высших инстанций.
Так, согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.03.2011 N 9647/10 и, учитывая положения статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если Арбитражным процессуальным кодексом РФ не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства были обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны были препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения исполнительных листов.
Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями БК РФ.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса РФ и главы 24.1 БК РФ.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Исходя из изложенного, государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда РФ по Пограничному району Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края о признании незаконным действия отделения по Пограничному району Управления федерального казначейства по Приморскому краю в отказе принятия к исполнению исполнительного листа от 14.02.2011 N 003064979.
Арбитражный суд Приморского края, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда РФ по Пограничному району Приморского края к отделению по Пограничному району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о признании незаконными действий и обязании принять к исполнению исполнительный документ установил следующее.
Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда РФ по Пограничному району Приморского края (далее - "взыскатель") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий отделения по Пограничному району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее "ответчик", "Отделение по Пограничному району УФК по Приморскому краю"), выразившихся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11372/2010 о взыскании 187 353,55 рублей долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, изложенном в письме от 29.06.2011 N 22-03-05/689 и об обязании отделения по Пограничному району УФК по Приморскому краю принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Требования заявителя обоснованы несоответствием действий отделения по Пограничному району УФК по Приморскому краю положениям БК РФ, поскольку отсутствие у должника лицевого счета в органе Федерального казначейства не является основанием для возврата исполнительного листа по делу N А51-11372/2010 от 14.02.2011 серии АС N 003064979.
Отделение по Пограничному району УФК по Приморскому краю представило отзыв на заявление, согласно которому считало, что, возвращая без исполнения исполнительный лист по делу N А51-11372/2010 от 14.02.2011 серии АС N 003064979, оно действовало правомерно и в соответствии с действующим законодательством. При этом ответчик ссылался на пункт 1 статьи 242.3 БК РФ, а также на Порядок ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденный приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н, согласно которому исполнительный лист по делу N А51-11372/2010 от 14.02.2011 серии АС N 003064979 подлежал возврату, поскольку указанная в исполнительном листе организация-должник, как получатель средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в отделении по Пограничному району УФК по Приморскому краю не имела, в связи с чем у ответчика не было возможности принять к исполнению спорный исполнительный документ.
Заслушав возражения отделения по Пограничному району УФК по Приморскому краю, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2010 по делу N А51-11372/2010 были удовлетворены требования ГУ - ОПФР по Пограничному району Приморского края к войсковой части N 44980 о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 187 353,55 рублей. Решение вступило в законную силу 12 января 2011 года.
Для исполнения решения суда по делу N А51-11372/2010 был выдан исполнительный лист от 14.02.2011 серии АС N 003064979 о взыскании с войсковой части 44980 187 353,55 рублей долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Выданный исполнительный лист был направлен для исполнения в отделение по Пограничному району УФК по Приморскому краю. Отделение по Пограничному району УФК по Приморскому краю письмом от 29.06.2011 N 22-03-05/689 возвратило заявителю исполнительный лист от 14.02.2011 серии АС N 003064979 указав, что должник не имеет лицевого счета получателя средств бюджета в отделении по Пограничному району УФК по Приморскому краю.
Заявителю также была указана информация о том, что ввиду передачи войсковой части на финансовое обеспечение в Филиал N 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю (далее - Филиал N 1 "УФО МО РФ по Приморскому краю"), который обслуживался в отделении по г. Уссурийску и Уссурийскому району УФК по Приморскому краю, заявителю следует обратиться в выдавший исполнительный лист судебный орган для установления надлежащего должника, после чего предъявить исполнительный лист в отделение по г. Уссурийску и Уссурийскому району УФК по Приморскому краю.
Полагая, что возврат ответчиком исполнительного документа без исполнения является незаконным, взыскатель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Статьей 242.1 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В этой связи исполнительный лист от 14.02.2011 серии АС N 003064979 о взыскании 187 353,55 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с Войсковой части 44980, являющейся федеральным бюджетным учреждением в соответствии со статьями 242.3-242.5 БК РФ, подлежал направлению для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Довод ответчика о том, что исполнительный лист подлежит возврату, поскольку организация-должник (Войсковая часть) в отделении по Пограничному району УФК по Приморскому краю и в органах Федерального казначейства лицевых счетов не имеет, судом был отклонен.
Исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, установлен пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ, согласно которому таковыми являются:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве";
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
То есть, в силу пункта 3 статьи 241.1 БК РФ отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не отнесено к основаниям возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Кроме того, согласно статьям 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если Арбитражным процессуальным кодексом РФ не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Следовательно, органы Федерального казначейства были обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 241 БК РФ органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями БК РФ.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса РФ и главы 24.1 БК РФ.
По смыслу положений главы 24.1 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать с какого его счета следует производить взыскание.
Как установлено судами, в данном случае территориальное управление казначейства таких действий не произвело, а возвратило исполнительный лист взыскателю по основаниям, не предусмотренным БК РФ, в связи чем его действия являются незаконными.
Как следует из представленного в дело письма от 29.06.2011 N 22-03-05/689, а также представленного в дело ответчиком письма от 23.03.2011 отделения по г. Уссурийску и Уссурийскому району УФК по Приморскому краю, ответчик располагал сведениями о распорядителе средств федерального бюджета по войсковой части 44980, которым является филиал N 1 УФО МО РФ по Приморскому краю, находящийся на обслуживании в отделении по г. Уссурийску и Уссурийскому району УФК по Приморскому краю.
Располагая информацией о распорядителе бюджетных средств по должнику, месте открытия ему лицевого счета в отделении казначейств, ответчик тем не менее действий по исполнению поступившего исполнительного документа не произвел, а возвратил исполнительный лист по основаниям, не предусмотренным БК РФ.
Суд отклонил довод ответчика о необходимости обращения заявителя в суд с заявлением об установлении надлежащего ответчика по делу в связи с передачей воинской части 44980 на финансовое обеспечение в филиал N 1 УФО МО РФ по Приморскому краю.
Указанный довод ответчика был признан несостоятельным, поскольку должником по оплате страховых взносов и страхователем по этим страховым взносам на ОПФ является войсковая часть 44980, изменение подчиненности в части финансового обеспечения бюджетного учреждения и открытие лицевого счета, предназначенного для поступления бюджетных средств на ее содержание, в другой организации не является основанием процессуального правопреемства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что действия отделения по Пограничному району УФК по Приморскому краю по возврату заявителю исполнительного листа от 14.02.2011 серии АС N 003064979 являются незаконными, в связи с чем требование, заявленное взыскателем подлежит удовлетворению. Также подлежит удовлетворению и второе требование взыскателя об обязании ответчика принять к исполнению исполнительный лист серии АС N 000457919, выданный на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 01.12.2010 по делу N А51-11372/2010, исходя из обязанности восстановить его нарушенные права незаконными действиями в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 суд решил признать незаконными действия отделения по Пограничному району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, выразившиеся в отказе в принятии к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11372/2010 о взыскании 187 353,55 рублей долга по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, изложенном в письме от 29.06.2011 N 22-03-05/689 и обязать отделение по Пограничному району Управления Федерального казначейства по Приморскому краю принять к исполнению исполнительный лист Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-11372/2010 о взыскании с войсковой части 44980 суммы 187353,55 рублей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Н.А. Петухова,
юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 20, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.