Зарегистрированная на территории России организация (исполнитель) на основании договора об оказании маркетинговых и рекламных услуг предоставляет данные услуги иностранной компании, у которой есть российское представительство, но нет госрегистрации на территории России. В связи с этим возникают вопросы относительно определения места реализации услуг для целей налогообложения НДС:
- является ли в этом случае территория России местом реализации маркетинговых и рекламных услуг для целей налогообложения реализации этих услуг НДС;
- какими документами можно подтвердить исполнителю освобождение от налогообложения НДС при реализации этих услуг иностранной компании;
- обязан ли исполнитель формировать счета-фактуры при оказании данных услуг?
Прежде чем говорить о налогообложении НДС при оказании организацией, зарегистрированной на территории России, маркетинговых и рекламных услуг иностранной организации, имеющей представительство на территории России, необходимо подчеркнуть следующее.
Объектом налогообложения НДС признается реализация услуг, производимая на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ). В частности, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса РФ местом реализации маркетинговых и рекламных услуг не признается территория России, если покупатель этих услуг не осуществляет деятельность на территории России. Место осуществления деятельности покупателя определяется на основе госрегистрации, а при отсутствии госрегистрации - на основании места, указанного в учредительных документах, или на основании места нахождения постоянного представительства (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Итак, в том случае, когда фактическим покупателем маркетинговых и рекламных услуг, оказываемых зарегистрированной в России организацией, является иностранная организация, зарегистрированная на территории иностранного государства, то местом реализации таких услуг территория России не признается. Вне зависимости от того, имеется ли у иностранной компании российское представительство. Соответственно, маркетинговые и рекламные услуги НДС в России не облагаются.
Далее, говоря о документальном подтверждении места оказания услуг, отметим, что такими документами являются:
- контракт, заключенный с иностранными лицами;
- документы, подтверждающие факт оказания услуг.
Документами, подтверждающими факт оказания маркетинговых и рекламных услуг иностранной компании, могут являться:
- подписанный между исполнителем и заказчиком акт об оказании услуг;
- выписка банка, подтверждающая поступление выручки от оказания услуг;
- иные документы.
По вопросу выставления счетов-фактур укажем, что статьей 169 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность продавца составлять счета-фактуры при совершении операций, облагаемых НДС. При оказании российской организацией рекламных и маркетинговых услуг, реализация которых не является объектом налогообложения НДС, счета-фактуры иностранным покупателям таких услуг не выставляются.
А.Н. Лозовая,
ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ
15 октября 2011 г.
"Нормативные акты для бухгалтера", N 20, октябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.