Разработка структурированного перечня должностных обязанностей на рабочем месте (должности)
Авторы подробно описывают порядок разработки структурированного перечня должностных обязанностей на рабочем месте/должности. Разработке структурированного перечня должностных обязанностей на рабочем месте/должности предшествует формирование неструктурированного перечня должностных обязанностей и промежуточный перечень объектов и видов работ на рабочем месте/должности, структурированный по отдельному критерию.
В работе специалиста по управлению персоналом (кадровому делопроизводству) нередко возникает задача упорядочить должностные обязанности отдельных сотрудников или целых подразделений. Например, при реорганизациях или для установления нормативов по загрузке и численности.
Вообще-то работа по упорядочиванию должностных обязанностей должна делаться руководителями подразделений, но качество, с которым они могут описать обязанности самостоятельно, как правило, недостаточное. Тем более, что чаще всего обязанности пишет не сам руководитель, а его сотрудник.
О недостаточном качестве описания должностных обязанностей - свидетельствует два ключевых признака:
- некорректные формулировки для самих обязанностей, за которыми скрывается выполняемая работа. Например, "обеспечение процесса закупки канцтоваров";
- перечисление всех обязанностей в одном списке (т.е. без их группировки). В результате получается список "ассоциаций" по теме "Что делает работник", т.е. список, в котором соседствуют обязанности как существенные, так и мелкие, и который сложно проверить на полноту.
Иногда некорректное описание делается специально, чтобы скрыть или "размазать" свою ответственность. Чаще просто по причине отсутствия знания о том, как должен выглядеть правильный перечень, и нежелания тратить на него время.
Устранить эти две проблемы можно изданием приказа или разработкой регламента. В документе нужно четко прописать ответственность, критерии качества и приложить пример правильного перечня должностных обязанностей.
Однако останется еще одна проблема - отсутствие навыков разработки структурированных перечней должностных обязанностей у руководителей или специалистов.
Данный навык не является очень сложным, ему не надо долго учиться, но донести до работников компании в правильном виде - весьма целесообразно. Доводить навык можно многими путями: обучением, инструктажем, совместной разработкой или документом, включающим методические указания.
Методические указания по разработке структурированного перечня содержат описание рекомендуемых работ по анализу рабочего места и описанию должностных обязанностей на рабочих местах/должностях компании, организации. Такие методические указания детализируют состав работ, которые в общем виде приведены, как правило, в рабочем регламенте "Анализ рабочего места/должности".
Данную методику должны знать и использовать в своей работе все руководители компании, в чьи обязанности входит определение должностных обязанностей для своих подчиненных.
Также данную методику могут использовать все сотрудники организации, которым поручено составить или скорректировать перечень должностных обязанностей для рабочего места/должности.
Результатом анализа рабочего места и описания должностных обязанностей является Структурированный перечень должностных обязанностей на рабочем месте/должности.
Подготовительная работа
Работа по анализу рабочих мест может быть произведена при наличии необходимых элементов, а именно:
- рабочего места;
- должностной (ДИ) или рабочей инструкции (РИ);
- квалифицированного эксперта.
Работа по анализу рабочих мест и описанию должностных обязанностей может быть начата при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
- изменение должностных обязанностей на данном рабочем месте (например, монтаж и пуск в эксплуатацию нового оборудования);
- изменение ожиданий руководителя от данного рабочего места;
- необходимость анализа функций данного рабочего места, возникающая при пересечении зон ответственности смежных должностей.
В методических указаниях используются основные термины по управлению персоналом.
Сотрудник - человек, занимающий рабочее место или должность и выполняющий круг постоянных обязанностей, которые закреплены в должностной или рабочей инструкции. Временные работники, работники по договору к данной категории не относятся, так как их круг обязанностей определяется договором об оказании услуг.
Рабочее место/должность - часть деятельности компании, которая выполняется одним сотрудником и имеет уникальное наименование в соответствии со штатным расписанием.
Куратор подразделения - один из членов высшего руководства компании, которому непосредственно подчиняется руководитель подразделения. Подчинение подразделений определяется в приказе генерального директора о распределении ответственности.
К высшему руководству относятся главный инженер, заместители генерального директора и директора филиалов.
Должностная обязанность (ДО) - часть работы сотрудника, которую он выполняет, занимая определенную должность. В зависимости от специфики деятельности ДО описываются в виде задач или функций.
Задачи - часть деятельности сотрудника, имеющая четкое начало и однозначное окончание, и состоящая из последовательных действий по преобразованию объекта в целевое состояние.
Функции - группа однотипных задач для сотрудника по преобразованию похожих объектов в близкие целевые состояния.
Направления деятельности - часть деятельности, объединяющая группу близких по содержанию должностных обязанностей.
Объекты деятельности - то, что преобразуется в процессе деятельности сотрудника на данном рабочем месте. Могут быть материальными и нематериальными.
Виды работ - тип выполняемой над Объектом работы. Например, контроль, анализ, организация, изменение, планирование и др.
Эксперты - сотрудники одного из подразделений, обладающие высоким уровнем квалификации и значительным опытом, которых привлекли к работе для проведения анализа рабочих мест/должностей.
Последовательность действий
Эксперт приступает к анализу рабочего места и описанию должностных обязанностей после получения Неструктурированного перечня должностных обязанностей на рабочем месте/должности и действующей должностной/рабочей инструкции по анализируемой должности/рабочему месту.
Анализ рабочего места/должности и описание должностных обязанностей проводится в следующей последовательности:
- анализ действующей должностной или рабочей инструкции на корректность формулировок и актуальность должностных обязанностей;
- выделение оснований для группировки по направлениям деятельности;
- выделение оснований для группировки по видам работ;
- группировка по направлениям деятельности;
- проверка однородности групп по критериям;
- проверка соответствия скорректированных и сгруппированных должностных обязанностей реальной работе.
Схематическое изображение последовательности действий по анализу рабочего места и описанию должностных обязанностей приводится на рис. 1.
"Рис. 1. "Схема последовательности действий при анализе рабочего места и описании должностных обязанностей"
Анализ действующей должностной или рабочей инструкции
Анализ действующей ДИ или РИ и описание должностных обязанностей следует начинать с раздела "Обязанности".
Анализ ДИ или РИ должен быть произведен по следующим критериям:
- корректность формулировок (ДО начинаются с глагола действия);
- полнота описания ДО (не должно быть задач, которые держатся в уме);
- соответствие описанных должностных обязанностей реальным функциям, выполняемым сотрудником на данном рабочем месте.
Критериями корректности формулировок являются следующие принципы:
- должностная обязанность начинается с глагола действия;
- должностная обязанность однозначно говорит о том, что делает сотрудник для выполнения данной задачи или функции;
- должностная обязанность указывает на то, что преобразуется в процессе деятельности, т.е. указывается объект деятельности (оборудование, документ, информация и т.п.) и вид работ, т.е. каким образом преобразуется объект деятельности (контроль, анализ, организация и т.п.).
Рассмотрим некорректно сформулированную должностную обязанность заместителя начальника турбинного цеха:
"Осуществляет заказ материалов, запасных частей, оборудования в соответствии с установленными нормативными документами, сроками и требованиями".
Несколько замечаний по поводу данной формулировки:
В начале стоит глагол, но слишком общий, данная глагольная форма не подразумевает конкретное действие. В результате из текста не совсем понятно, что именно делает заместитель: собственноручно заполняет формы заказа или дает указания подчиненному.
Непонятно, каким образом он осуществляет заказ сырья: через подачу письменной заявки; через составление производственного плана; через устную заявку.
Непонятно, есть ли ограничения, например, в виде сроков и/или условий осуществления заказа. Не вполне корректно приведена ссылка на нормативные документы, сроки и требования. Наконец, слишком усложнена конструкция фразы.
Корректная формулировка зависит от конкретных условий выполнения и должна быть разделена на несколько должностных обязанностей.
Например:
"Составляет ежемесячный производственный план на следующий месяц на основании плана продаж и годового плана производства и подает его в отдел закупок до 25 числа текущего месяца. Составление и подача производственного плана должна осуществляться в соответствии с требованиями Регламента ПИ 4-3-01 "Оперативное планирование производства и закупок".
"Определяет потребность в закупке материалов и оборудования на основании планов проведения ремонтов и нормативов запасов, заполняет заявки на закупку материалов/оборудования на следующий месяц и подает их в отдел закупок. Заявки должны быть заполнены в соответствии с требованиями Регламента ПИ 4-3-01 "Оперативное планирование производства и закупок" и поданы в отдел закупок до 25 числа текущего месяца".
Обратите внимание, что, если мы ссылаемся на нормативные документы, то надо приводить их точное наименование. Если же документов слишком много, то с формулировкой ДО явно что-то не так, либо документы имеют к описываемой ДО очень косвенное отношение.
После исправления существующего (или составления заново) перечня ДО необходимо провести коррекцию формулировок, проверить полноту перечня на соответствие реальным функциям и оценить этот список по вышеуказанным критериям. При проверке и коррекции рекомендуется пользоваться следующими правилами:
- в случае если в действующей ДИ формулировки ДО не начинаются с глагола действия, такие ДО требуют отдельного внимательного рассмотрения и анализа и последующей коррекции;
- в случае некорректности формулировок ДО следует их скорректировать;
- в случае если перечень функций и, соответственно, ДО неполный, его следует дополнить в соответствии с реально выполняемыми функциями;
- в случае если ДО не соответствуют функциям должности - изменить ДО в соответствии с реальными функциональными обязанностями.
Результатом данного шага является полный неструктурированный перечень должностных обязанностей на рабочем месте/должности.
Пример
В действующей ДИ начальника отделения турбинного цеха были перечислены 32 ДО. Формулировки ДО не вполне отвечали критериям, рекомендованным данной методикой.
Для уточнения перечня ДО было проведено интервью с экспертом, занимающим данную должность. В результате перечень был уточнен, конкретизирован, были исправлены формулировки. Исходный перечень ДО из должностной инструкции не приводится.
Примерный образец
Расписка в ознакомлении с Руководством сотрудника
В данном Руководстве приведена важная информация о BLOSSOMING Plc, и я понимаю, что должен обращаться в отдел управления персоналом за разъяснениями по вопросам, не отраженным в данном Руководстве.
Поскольку информация, политики и программы, представленные здесь, меняются, я признаю, что может быть произведен пересмотр настоящего Руководства. Обо всех изменениях будет официально объявлено. Я понимаю, что существующие положения Руководства могут быть изменены, заменены и исключены.
Более того, я признаю, что данное Руководство не является контрактом или нормативным документом. Я получил Руководство и понимаю, что должен прочесть его и соблюдать положения, в нем отраженные, а также все вносимые изменения.
Ф.И.О. сотрудника _________________
Подпись сотрудника ________ Дата: ____________
Выделение оснований для группировки ДО по направлениям деятельности
После составления уточненного перечня ДО необходимо выделить основания для группировки ДО по направлениям деятельности.
Основаниями для группировки являются объекты и /или виды работ, которые потом могут быть объединены в более крупный массив - "Направление деятельности". Для выделения оснований необходимо проанализировать неструктурированный перечень.
Анализ ДО для выделения оснований производится по следующим критериям:
- несколько функций производятся над одним и тем же объектом;
- один вид работы производится над разными объектами;
- функция не принадлежит ни к одной из ранее определенных (а, b) групп;
- в группы объединены от 7 до 10 ДО;
- в случае если группы по объекту деятельности получаются большие (более 10), их необходимо разделить по видам работ, производимых над этим объектом (см. следующий этап).
Пример
В результате первого шага анализа действующей ДИ начальника отделения был составлен перечень из 45 должностных обязанностей начальника отделения турбинного цеха. На основании уникальности объекта управления были выделены крупные группы:
- оборудование цеха;
- сырье и материалы;
- ежедневные работы;
- персонал;
- техника безопасности;
- система качества.
Основание для классификации "Персонал" было выделено по нескольким причинам:
Объект управления уникален в перечне данных ДО (условие "а)" соблюдено).
Не относится ни к одной из других групп (условие "с)" соблюдено).
Результатом являются ДО, разделенные по объектам.
Выделение оснований для группировки по виду работ с объектом
Подобное разделение объектов деятельности по видам работ должно быть сделано, если группы по объектам деятельности получаются большими (больше 10).
Примечание. В нашем примере группа "Оборудование цеха" слишком велика (15 ДО). Эту группу мы можем разделить по признаку "виды работ с объектом (оборудование цеха)", например: плановая остановка, аварийная остановка, техническое освидетельствование".
В случае если после анализа возникает слишком много небольших объектов деятельности (1-2 ДО), необходимо проанализировать возможность их объединения в более крупные группы или присоединения к другой группе.
Примечание. В ДО начальника отделения турбинного цеха выделено несколько оснований для классификации по объекту управления, "Техника безопасности" (1 пункт) и "Работа с персоналом" (9 пунктов).
В данном случае целесообразно объединить 2 объекта деятельности в группу "Работа с персоналом" на основании косвенной принадлежности Техники безопасности объекту управления "Персонал".
Результатом второго шага анализа ДО являются ДО, разделенные по объектам и видам работ.
Группировка по направлениям деятельности
После того, как в результате второго шага были выделены основания для группировки по объектам и видам работ, необходимо сгруппировать ДО по направлениям деятельности.
К одному направлению деятельности относятся однородные по объекту деятельности функции, т.е. очень много функций преобразуют один и тот же объект деятельности.
Примечание. Например, в ДО нач. отделения направлением деятельности является оборудование цеха. Эта группа уже была разделена нами по видам деятельности: техническое освидетельствование, плановая остановка, аварийная остановка.
Таким же образом следует сгруппировать и другие должностные обязанности.
Результатом данного шага являются сгруппированные по направлениям деятельности ДО.
Примерный образец
Неструктурированный перечень должностных обязанностей на рабочем месте/должности
Подразделение: Турбинный цех
---------------------------------------------------------
(наименование подразделения)
Рабочее место: Начальник отделения
---------------------------------------------------------
(наименование рабочего места/должности)
Должностная инструкция начальника отделения турбинного цеха
-------------------------------------------------
(Приказ N __ от "___" _____ 20__ г.)
------------------------------------------------------------------------
(название, дата утверждения)
N | Должностные обязанности | Верность формулировок | Полнота описания | Соответствие реальным функциям |
1 | Анализирует результаты работы вечерней и ночной смен по журналам 1-2 ступени, показатели из журнала аналитического контроля, технологические журналы аппаратчиков отделения и устные доклады мастеров | + | + | + |
2 | Готовит предложения об устранении неполадок, возникших в течение вечерней и ночной смен, и согласует вопросы с начальником цеха, технологом и механиком цеха | + | + | + |
3 | Проводит визуальный осмотр аппаратов и трубопроводов с целью оценки их технического состояния и выявления возможных неисправностей | + | + | + |
4 | Контролирует работу технологического персонала (аппаратчиков), проверяет своевременность и правильность записей в технологическом журнале | + | + | + |
5 | Составляет ежегодный график работ по техническому освидетельствованию оборудования, передает в службу технического надзора (до 1 декабря) | + | + | + |
6 | Контролирует подготовку аппаратов к техническому освидетельствованию в соответствии с утвержденным графиком | + | + | + |
7 | Анализирует оперативные параметры выполнения ежемесячного производственного плана | + | + | + |
8 | Планирует работы на следующий день, согласует с механиком цеха и начальником цеха перечень работ на следующий день | + | + | + |
9 | Составляет перечень необходимых работ на время плановой остановки | + | + | + |
10 | Анализирует, планирует и согласует с начальником цеха и механиком цеха состав работ в ходе плановой остановки | + | + | + |
11 | Анализирует ситуацию возникновения отклонений в работе оборудования, готовит решение по аварийной остановке, согласовывает его с механиком и начальником цеха | + | + | + |
12 | Организует проведение аварийной остановки | + | + | + |
13 | Контролирует соблюдение технологическим персоналом правил техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии в отделении | + | + | + |
14 | Организует прохождение практики студентами, направленными в отделение на прохождение стажировки. Проводит с ними ознакомительные беседы | + | + | + |
15 | Контролирует и учитывает поступление/расход сырья | + | + | + |
16 | Участвует в реализации политики, целей и задач компании в области качества и в области управления окружающей средой | + | + | + |
17 | Участвует в разработке целей и задач и мероприятий по системе качества и системе управления окружающей средой в цехе, осуществляет их выполнение | + | + | + |
18 | Подписывает наряды - допуски на проведение ремонтных, строительных, монтажных работ, а также при необходимости оформляет наряды-допуски на проведение огневых и газоопасных работ | + | + | + |
19 | Ставит задачу подрядчикам и ремонтникам, показывает место проведения работ и определяет требования к условиям, ограничениям и результату работ | + | + | + |
20 | Проверяет выполнение работ подрядными организациями (по монтажу и строительству) и ремонтниками цеха для оценки выполнения сроков и технологии работ | + | + | + |
21 | Организует освидетельствование технологического оборудования и проводит его совместно с техническим инспектором | + | + | + |
22 | Производит записи в паспорта оборудования о техническом освидетельствовании | + | + | + |
23 | Готовит задание следующим сменам и фиксирует их в графе "Задания" в журнале старшего мастера | + | + | + |
24 | Вносит в журнал заданий распоряжения, которые касаются всех аппаратчиков цеха | + | + | + |
25 | Определяет последовательность и ставит задачу на плановую остановку оборудования сменному персоналу | + | + | + |
26 | Организует подготовку оборудования к плановой остановке и проведению ремонтных работ | + | + | + |
27 | Анализирует причины выхода из строя оборудования, определяет ответственных за аварийную остановку | + | + | + |
28 | Организует подготовку оборудования к ремонту после аварийной остановки цеха | + | + | + |
29 | Организует адаптацию вновь принятых работников в цехе (знакомство с коллективом, рабочим местом, правилами внутреннего распорядка, оборудованием, технологическим процессом и т.п.), закрепляет нового работника за мастером и аппаратчиком на время стажировки | + | + | + |
30 | Организует ежегодную проверку знаний технологического персонала: составляет график проверки знаний, готовит вопросы, проводит консультации и обучение | + | + | + |
31 | Контролирует технологический режим хранения сырья | + | + | + |
32 | Участвует в выявлении причин несоответствий, разработке и реализации предупреждающих и корректирующих действий (система качества) | + | + | + |
33 | Участвует в разъяснении и внедрении политики компании в области качества и в области управления окружающей средой работниками отделения | + | + | + |
34 | Контролирует правильность заполнения и ведения сменных журналов старших мастеров и аппаратчиков | + | + | + |
35 | Производит ежегодно наружный осмотр аппаратов в соответствии с "Правилами..." | + | + | + |
36 | Готовит наряды-допуски на следующий день | + | + | + |
37 | Контролирует ход, качество и полноту выполнения подготовительных работ при плановой остановке | + | + | + |
38 | Организует и контролирует результаты пробного пуска оборудования после ремонта | + | + | + |
39 | Организует комиссию по приему экзаменов по проверке знаний технологического персонала | + | + | + |
40 | Контролирует состояние помещения и оборудования для хранения сырья | + | + | + |
41 | Принимает устный экзамен в составе комиссии | + | + | + |
42 | Оформляет документы по результатам экзамена | + | + | + |
43 | Контролирует выполнение плана "доработок" для технологического персонала. Ставит задачу сотрудникам, пришедшим на "доработку" | + | + | + |
44 | Осуществляет внедрение и контроль мероприятий по улучшению качества, мероприятий по охране окружающей среды | + | + | + |
45 | Участвует во внутренних и внешних аудитах СК и СУОС | + | + | + |
46 | Анализирует движение кадров в отделении, организует подготовку персонала на смену увольняющимся сотрудникам | + | + | + |
47 | Готовит график прохождения ежегодного медицинского освидетельствования сотрудников отделения и контролирует его соблюдение | + | + | + |
Эксперт: ___________ ___________________ __________ ____________
(должность) (фамилия, инициалы) (подпись) (дата)
Проверка однородности групп
Сгруппированные по направлениям деятельности ДО, полученные в результате третьего шага, необходимо проанализировать на однородность групп по следующим критериям:
- однородность формулировок (формулировка начинается с глагола действия, включает характеристику объекта и действий);
- ДО не дублируют друг друга;
- ДО описывают приблизительно одинаковый объем работ.
В случае если ДО, сгруппированные по направлениям деятельности, удовлетворяют всем вышеперечисленным критериям, можно переходить к следующему шагу.
В случае если ДО, сгруппированные по направлениям деятельности, не удовлетворяют вышеперечисленным критериям, необходимо скорректировать основания для классификации и заново сгруппировать ДО по другим направлениям деятельности.
Результатом данного шага являются проверенные и скорректированные, сгруппированные по направлениям деятельности ДО.
Проверка соответствия скорректированных и сгруппированных должностных обязанностей
После получения проверенных, скорректированных, сгруппированных по направлениям деятельности ДО необходимо проверить соответствие этих должностных инструкций реальной работе.
Такую проверку надо провести с экспертом данной должности, руководителем должности или куратором должности.
В случае если эксперт подтверждает соответствие новых ДО реальной деятельности, процедуру можно считать законченной.
В случае если эксперт не подтверждает соответствие новых ДО реальной деятельности, необходимо уточнить, в чем несоответствие, и принять решение о расширении списка ДО либо еще раз пройти процедуру с начала.
Примерный образец
Промежуточный перечень объектов и видов работ на рабочем месте/должности (структурировано на основании "объекты управления")
Подразделение: Турбинный цех
---------------------------------------------------------
(наименование подразделения)
Рабочее место: Начальник отделения
---------------------------------------------------------
(наименование рабочего места/должности)
Должностная инструкция начальника отделения турбинного цеха
-------------------------------------------------
(Приказ N _____ от "__" _____ 20__ г.)
------------------------------------------------------------------------
(название, дата утверждения)
Наименование объекта: Оборудование цеха | |
1 | Составляет ежегодный график работ по техническому освидетельствованию оборудования, передает в службу технического надзора (до 1 декабря) |
2 | Контролирует подготовку аппаратов к техническому освидетельствованию в соответствии с утвержденным графиком |
3 | Организует освидетельствование технологического оборудования и проводит его совместно с техническим инспектором |
4 | Производит записи в паспорта оборудования о техническом освидетельствовании |
5 | Производит ежегодно наружный осмотр сосудов, аппаратов в соответствии с "Правилами ..." |
6 | Составляет перечень необходимых работ на время плановой остановки |
7 | Анализирует, планирует и согласовывает с начальником цеха и механиком цеха состав работ в ходе плановой остановки |
8 | Определяет последовательность и ставит задачу на плановую остановку оборудования сменному персоналу |
9 | Организует подготовку оборудования к плановой остановке и проведению ремонтных работ |
10 | Контролирует ход, качество и полноту выполнения подготовительных работ при плановой остановке |
11 | Анализирует ситуацию возникновения отклонений в работе оборудования, готовит решение по аварийной остановке, согласует его с механиком и начальником цеха |
12 | Организует проведение аварийной остановки |
13 | Анализирует причины выхода из строя оборудования, определяет ответственных за аварийную остановку |
14 | Организует подготовку оборудования к ремонту после аварийной остановки цеха |
15 | Организует и контролирует результаты пробного пуска оборудования после ремонта |
Наименование объекта: Техника безопасности | |
1 | Контролирует соблюдение технологическим персоналом правил техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии в отделении |
Наименование объекта: Персонал | |
1 | Организует прохождение практики студентами, направленными в отделение на прохождение стажировки. Проводит с ними ознакомительные беседы |
2 | Организует адаптацию вновь принятых работников в цехе (знакомство с коллективом, рабочим местом, правилами внутреннего распорядка, оборудованием, технологическим процессом и т.п.), закрепляет нового работника за мастером и аппаратчиком на время стажировки |
3 | Организует ежегодную проверку знаний технологического персонала: составляет график проверки знаний, готовит вопросы, проводит консультации и обучение |
4 | Организует комиссию по приему экзаменов по проверке знаний технологического персонала |
5 | Принимает устный экзамен в составе комиссии |
6 | Оформляет документы по результатам экзамена |
7 | Контролирует выполнение плана "доработок" для технологического персонала. Ставит задачу сотрудникам, пришедшим на "доработку" |
8 | Анализирует движение кадров в отделении, организует подготовку персонала на смену увольняющимся сотрудникам |
9 | Готовит график прохождения ежегодного медицинского освидетельствования сотрудников отделения и контролирует его соблюдение |
Наименование объекта: Сырье и материалы | |
1 | Контролирует и учитывает поступление/расход сырья |
2 | Контролирует технологический режим хранения сырья |
3 | Контролирует состояние помещения и оборудования для хранения сырья |
Наименование объекта: Ежедневные работы | |
1 | Анализирует результаты работы вечерней и ночной смен по журналам 1-2 ступени, показатели из журнала аналитического контроля, технологические журналы аппаратчиков отделения и устные доклады мастеров |
2 | Готовит предложения об устранении неполадок, возникших в течение вечерней и ночной смен, и согласует вопросы с начальником цеха, технологом и механиком цеха |
3 | Подписывает наряды-допуски на проведение ремонтных, строительных, монтажных работ, а также при необходимости оформляет наряды-допуски на проведение огневых и газоопасных работ |
4 | Ставит задачу подрядчикам и ремонтникам, показывает место проведения работ и определяет требования к условиям, ограничениям и результату работ |
5 | Контролирует правильность заполнения и ведения сменных журналов старших мастеров и аппаратчиков |
6 | Проводит визуальный осмотр сосудов, аппаратов и трубопроводов с целью оценки их технического состояния и выявления возможных неисправностей |
7 | Контролирует работу технологического персонала (аппаратчиков), проверяет своевременность и правильность записей в технологическом журнале |
8 | Проверяет выполнение работ подрядными организациями (по монтажу и строительству) и ремонтниками цеха для оценки выполнения сроков и технологии работ |
9 | Анализирует оперативные параметры выполнения ежемесячного производственного плана |
10 | Планирует работы на следующий день, согласует с механиком цеха и начальником цеха перечень работ на следующий день |
11 | Готовит задание следующим сменам и фиксирует их в графе "Задания" в журнале старшего мастера |
12 | Вносит в журнал заданий распоряжения, которые касаются всех аппаратчиков цеха |
13 | Готовит наряды-допуски на следующий день |
Наименование объекта: Система качества | |
1 | Участвует в реализации политики, целей и задач компании в области качества и в области управления окружающей средой |
2 | Участвует в разработке целей и задач, и мероприятий по системе качества и системе управления окружающей средой в цехе, осуществляет их выполнение |
3 | Участвует в выявлении причин несоответствий, разработке и реализации предупреждающих и корректирующих действий |
4 | Участвует в разъяснении и внедрении политики компании в области качества и в области управления окружающей средой работниками отделения |
5 | Осуществляет внедрение и контроль мероприятий по улучшению качества, мероприятий по охране окружающей среды |
6 | Участвует во внутренних и внешних аудитах СК и СУОС |
Эксперт: _____________ _____________________ ___________ ___________
(должность) (фамилия, инициалы) (подпись) (дата)
Результатом данного шага является проверенный экспертом, скорректированный, сгруппированный перечень ДО.
Примерный образец
Структурированный перечень должностных обязанностей на рабочем месте/должности
Подразделение: Турбинный цех
---------------------------------------------------------
(наименование подразделения)
Рабочее место: Начальник отделения
---------------------------------------------------------
(наименование рабочего места/должности)
Должностная инструкция начальника отделения турбинного цеха
-------------------------------------------------
(Приказ N __ от "__" ____ 20__ г.)
------------------------------------------------------------------------
(название, дата утверждения)
Наименование объекта: Оборудование цеха | |
Вид работы с объектом: Подготовка и техническое освидетельствование | |
N | |
1 | Составляет ежегодный график работ по техническому освидетельствованию оборудования, передает в службу технического надзора (до 1 декабря) |
2 | Контролирует подготовку аппаратов к техническому освидетельствованию в соответствии с утвержденным графиком |
3 | Организует освидетельствование технологического оборудования и проводит его совместно с техническим инспектором |
4 | Производит записи в паспорта оборудования о техническом освидетельствовании |
5 | Производит ежегодно наружный осмотр сосудов, аппаратов в соответствии с "Правилами..." |
Наименование объекта: Оборудование цеха | |
Вид работы с объектом: Плановая подготовка цеха на остановку | |
N | |
1 | Составляет перечень необходимых работ на время плановой остановки |
2 | Анализирует, планирует и согласовывает с начальником цеха и механиком цеха состав работ в ходе плановой остановки |
3 | Определяет последовательность и ставит задачу на плановую остановку оборудования сменному персоналу |
4 | Организует подготовку оборудования к плановой остановке и проведению ремонтных работ |
5 | Контролирует ход, качество и полноту выполнения подготовительных работ при плановой остановке |
Наименование объекта: Оборудование цеха | |
Вид работы с объектом: Аварийная остановка | |
N | |
1 | Анализирует ситуацию возникновения отклонений в работе оборудования, готовит решение по аварийной остановке, согласует его с механиком и начальником цеха |
2 | Организует проведение аварийной остановки |
3 | Анализирует причины выхода из строя оборудования, определяет ответственных за аварийную остановку |
4 | Организует подготовку оборудования к ремонту после аварийной остановки цеха |
5 | Организует и контролирует результаты пробного пуска оборудования после ремонта |
Наименование объекта: Персонал | |
Вид работы с объектом: Все виды работ | |
N | |
1 | Контролирует соблюдение технологическим персоналом правил техники безопасности, пожарной безопасности, промышленной санитарии в отделении |
2 | Организует прохождение практики студентами, направленными в отделение на прохождение стажировки. Проводит с ними ознакомительные беседы |
3 | Организует адаптацию вновь принятых работников в цехе (знакомство с коллективом, рабочим местом, правилами внутреннего распорядка, оборудованием, технологическим процессом и т.п.), закрепляет нового работника за мастером и аппаратчиком на время стажировки |
4 | Организует ежегодную проверку знаний технологического персонала: составляет график проверки знаний, готовит вопросы, проводит консультации и обучение |
5 | Организует комиссию по приему экзаменов по проверке знаний технологического персонала |
6 | Принимает устный экзамен в составе комиссии |
7 | Оформляет документы по результатам экзамена |
8 | Контролирует выполнение плана "доработок" для технологического персонала. Ставит задачу сотрудникам, пришедшим на "доработку" |
9 | Анализирует движение кадров в отделении, организует подготовку персонала на смену увольняющимся сотрудникам |
10 | Готовит график прохождения ежегодного медицинского освидетельствования сотрудников отделения и контролирует его соблюдение |
Наименование объекта: Сырье и материалы | |
Вид работы с объектом: Хранение | |
N | |
1 | Контролирует и учитывает поступление/расход сырья |
2 | Контролирует технологический режим хранения сырья |
3 | Контролирует состояние помещения и оборудования для хранения сырья |
Наименование объекта: Ежедневные работы | |
Вид работы с объектом: Организация | |
N | |
1 | Анализирует результаты работы вечерней и ночной смен по журналам 1-2 ступени, показатели из журнала аналитического контроля, технологические журналы аппаратчиков отделения и устные доклады мастеров |
2 | Готовит предложения об устранении неполадок, возникших в течение вечерней и ночной смен, и согласует вопросы с начальником цеха, технологом и механиком цеха |
3 | Подписывает наряды-допуски на проведение ремонтных, строительных, монтажных работ, а также при необходимости оформляет наряды-допуски на проведение огневых и газоопасных работ |
4 | Ставит задачу подрядчикам и ремонтникам, показывает место проведения работ и определяет требования к условиям, ограничениям и результату работ |
5 | Контролирует правильность заполнения и ведения сменных журналов старших мастеров и аппаратчиков |
Наименование объекта: Ежедневные работы | |
Вид работы с объектом: Обход корпусов | |
N | |
1 | Проводит визуальный осмотр сосудов, аппаратов и трубопроводов с целью оценки их технического состояния и выявления возможных неисправностей |
2 | Контролирует работу технологического персонала (аппаратчиков), проверяет своевременность и правильность записей в технологическом журнале |
3 | Проверяет выполнение работ подрядными организациями (по монтажу и строительству) и ремонтниками цеха для оценки выполнения сроков и технологии работ |
Наименование объекта: Ежедневные работы | |
Вид работы с объектом: Оперативное планирование | |
N | |
1 | Анализирует оперативные параметры выполнения ежемесячного производственного плана |
2 | Планирует работы на следующий день, согласует с механиком цеха и начальником цеха перечень работ на следующий день |
3 | Готовит задание следующим сменам и фиксирует их в графе "Задания" в журнале старшего мастера |
4 | Вносит в журнал заданий распоряжения, которые касаются всех аппаратчиков цеха |
5 | Готовит наряды-допуски на следующий день |
Наименование объекта: Система качества | |
Вид работы с объектом: Все виды | |
N | |
1 | Участвует в реализации политики, целей и задач компании в области качества и в области управления окружающей средой |
2 | Участвует в разработке целей и задач, и мероприятий по системе качества и системе управления окружающей средой в цехе, осуществляет их выполнение |
3 | Участвует в выявлении причин несоответствий, разработке и реализации предупреждающих и корректирующих действий |
4 | Участвует в разъяснении и внедрении политики компании в области качества и в области управления окружающей средой работниками отделения |
5 | Осуществляет внедрение и контроль мероприятий по улучшению качества, мероприятий по охране окружающей среды |
6 | Участвует во внутренних и внешних аудитах СК и СУОС |
Эксперт: ______________ ____________________ _______________ ________
(должность) (фамилия, инициалы) (подпись) (дата)
Библиографический список
1. Белозерова М. Разработка регламента по проведению анализа должности. Из опыта ООО "НПК "К7" // Кадровик. - 2011. - N 4. - C. 185-196.
2. Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом. - М.: Вершина, 2007. - 208 с.
3. Регламентация деятельности. [Электронный ресурс] URL: http://www.upravtech.ru/book/list.php?SECTION_ID=95 Дата обращения 14.06.2011.
4. Хендерсон Р. Компенсационный менеджмент. 8-е изд./Пер с англ. под ред. Горелова Н.А. - СПб.: Питер, 2004. - 880 с.
5. Schuler Randall S. and Huber Vandra L. Personnel and human resource management, 4th ed. - West, St. Paul, Minn., 1990.
6. Susan E. Jackson, Randall S. Schuler, Steve Werner Managing Human Resources South-Western Cengage Learning, 2009. - 674 p.
М. Гордеев,
ведущий эксперт
ОАО "СО ЕЭС"
О. Доронина,
исполнительный директор,
ЗАО "Евроменеджмент"
Словарь кадрового делопроизводства
Обязанности - обязательства, вытекающие из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил, заключенных контрактов, положений о компании, должностных инструкций, распоряжений и установок руководителей по работе.
Функции - группа однотипных задач для сотрудника по преобразованию похожих объектов в близкие целевые состояния.
"Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107