Административно-правовые методы антимонопольного регулирования
Антиконкурентные действия (бездействие) физических и юридических лиц, органов исполнительной власти и местного самоуправления являются достаточно неоднородными. Они подлежат дифференцированному воздействию, находящему проявление в разных административно-правовых методах.
В юридической науке из множества классификационных вариантов наиболее распространенным является подразделение методов на прямые и косвенные в зависимости от направленности воздействия [1].
Административно-правовые методы антимонопольного регулирования преимущественно являются методами прямого воздействия, поскольку практически не стимулируют подконтрольных лиц к правомерному поведению. Основное свое проявление указанные методы находят в мерах, применяемых в рамках административного принуждения.
Применение косвенного метода осуществляется при содействии гражданам и организациям в исполнении ими норм антимонопольного законодательства (разъяснения применения антимонопольного законодательства, признание допустимыми отдельных действий (бездействия) хозяйствующих субъектов, являющихся по формальным признакам антиконкурентными).
Традиционным в теории права является подразделение методов по характеру воздействия на убеждение и принуждение [2].
Убеждение в сфере антимонопольного регулирования направлено на предупреждение нарушений и в основном реализуется в виде адвокатирования конкуренции [3].
Практика показывает, что убеждение является недостаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц. Поэтому антимонопольные органы, защищая права и законные интересы физических и юридических лиц, публичные интересы общества, принуждают лиц, не поддающихся методам убеждения, к исполнению общеобязательных условий и требований антимонопольного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов, законных требований антимонопольных органов с помощью методов административного принуждения.
Административное принуждение в сфере антимонопольного регулирования осуществляется в рамках особых охранительных административно-правовых отношений. Применение мер административного принуждения в деятельности антимонопольных органов ограничивается преимущественно защитой обязательных правил поведения. Такую деятельность предлагается именовать антимонопольным принуждением.
Оно связано с совершаемым или совершенным правонарушением. Одним из важнейших признаков антимонопольного принуждения является специфическая юридическая природа оснований его применения. Основаниями применения антимонопольного принуждения являются: во-первых, совершение административного правонарушения; во-вторых, совершение иного действия (бездействия), нарушающего антимонопольные требования, но не являющегося административным правонарушением согласно КоАП РФ.
Все меры антимонопольного принуждения применяются для того, чтобы заставить управляемых лиц исполнять и соблюдать требования антимонопольного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов и законные требования антимонопольных органов. Таким образом, объектом принудительного воздействия в итоге оказываются не сами управляемые лица, а их поведение.
Антимонопольное принуждение характеризует внесудебный порядок его применения антимонопольными органами и их должностными лицами в процессе реализации своей компетенции без обращения в суд. Вместе с тем правом применять меры административной ответственности по некоторым категориям дел об административных правонарушениях обладают и судьи. Так, только судья может назначить виновным должностным лицам такой вид наказания, как дисквалификация.
Исследование антимонопольного законодательства и правоприменительной практики антимонопольных органов позволяет выделить в структуре антимонопольного принуждения следующие однородные виды административно-правовых мер:
административно-восстановительные меры;
меры административной ответственности.
Предложенные классификации не охватывают всей полноты методов, применяемых антимонопольными органами при осуществлении антимонопольного регулирования. При огромном значении методов убеждения и принуждения для защиты конкурентной среды в экономической сфере они не могут обеспечить достижение всех целей, стоящих перед антимонопольным регулированием.
К иным административно-правовым методам относится, прежде всего, метод административного наблюдения. Применение данного метода опосредует специфическую деятельность антимонопольных органов по систематическому наблюдению за деятельностью хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и местного самоуправления с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины. Соответственно, результатом применения метода административного наблюдения будет являться вскрытие нарушений антимонопольного законодательства или обстоятельств, представляющих угрозу для конкурентной среды в экономической сфере.
В сфере антимонопольного регулирования метод административного наблюдения состоит из таких способов воздействия:
запрос информации, необходимой для установления соответствия поведения физических и юридических лиц, органов исполнительной власти и местного самоуправления общеобязательным условиям и требованиям антимонопольного законодательства, подзаконных нормативных правовых актов, законным требованиям антимонопольных органов и выявления обстоятельств, представляющих угрозу для конкурентной среды в экономической сфере;
проведение выездных проверок исполнения физическими и юридическими лицами, органами исполнительной власти и местного самоуправления условий и требований антимонопольного законодательства подзаконных нормативных правовых актов, законных требований антимонопольных органов;
проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на отдельных товарных рынках.
Следует отметить применяющийся в практике антимонопольного регулирования согласительный метод, который выражается в форме соглашений, заключаемых между антимонопольными органами и хозяйствующими субъектами в арбитражном суде по аналогии с мировыми соглашениями.
Наиболее известными случаями применения частноправового метода в сфере антимонопольного регулировании стали заключенные в 2010 г. в арбитражных судах между Федеральной антимонопольной службой и крупными нефтяными компаниями соглашений, согласно которым компании признавали совершенные ими нарушения антимонопольного законодательства, гарантировали повышение прозрачности ценообразования посредством увеличения объемов нефти, продаваемой через биржевые торги, а ФАС России снижала размеры наложенного административного штрафа.
Особой разновидностью административно-правовых методов в сфере антимонопольного регулирования является метод административного арбитрирования. В целом он направлен на согласование законных интересов администрируемых лиц, а также на защиту и восстановление их нарушенных прав посредством разрешения в административном порядке возникающих между указанными субъектами споров и разногласий.
По общему правилу антимонопольный орган осуществляет функции по защите конкурентной среды, т.е. прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Это правило применяется независимо от того, возбуждает ли антимонопольный орган дело о нарушении антимонопольного законодательства по собственной инициативе или по заявлению иного лица. В случае рассмотрения дела по инициативе определенного субъекта антимонопольный орган не связан доводами заявителя и вправе применить административно-правовые меры в отношении лиц, не участвующих в деле. Одновременно в такой ситуации антимонопольный орган рассматривает индивидуальный спор и может выдать предписание, влияющее на характер отношения между конкретными субъектами.
Таким образом, административное арбитрирование в сфере антимонопольного регулирования дополняет меры административного принуждения и проявляется всякий раз, когда существует спор между индивидуально определенными субъектами.
Проведенный анализ основных административно-правовых методов, реализуемых в механизме антимонопольного регулирования, позволяет познать и упорядочить многообразие и специфику отдельных методов. Это должно способствовать правильному выбору и применению административно-правовых методов и в итоге влиять на повышение эффективности антимонопольного регулирования.
Список литературы
1. Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе // Административное право и процесс. - 2009. - N 5. - С. 13-16.
2. Коренев А.П. Административное право. - Ч. 1. - М., 1992. - С. 161.
3. Авдашева С.Б. , Шаститко А.Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция. - 2010. - N 1.
Аннотация
В статье анализируется антимонопольное регулирование как способ административного воздействия уполномоченных органов на поведение хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти, местного самоуправления посредством системы различных методов.
С.А. Карлов,
Эксперт Агентства антимонопольной практики,
аспирант Российской правовой академии
Минюста России
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Административно-правовые методы антимонопольного регулирования
Автор
С.А. Карлов - Эксперт Агентства антимонопольной практики, аспирант Российской правовой академии Минюста России
"Право и экономика", 2011, N 9