Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 22 июня 2011 г. N 22-9068/11
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Колесниковой И.Ю.,
судей Буяновой Н.А., Титова А.В.,
при секретаре Туманиной С.В.
рассмотрела в судебном заседании от 22 июня 2011 года кассационное представление заместителя прокурора Северного административного округа города Москвы Егорова П.Ю. на постановление Гагаринского районного суда города Москвы от 29 апреля 2011 года,
которым суд обязал Министерство финансов Российской Федерации возместить Газимагомадову И.М. за счет казны Российской Федерации материальный ущерб, причиненный ему незаконным уголовным преследованием, в сумме 366 727 рублей 25 копеек.
Заслушав доклад судьи Буяновой Н.А., мнение прокурора Девятьяровой Е.В. об отмене постановления суда по доводам кассационного представления, судебная коллегия установила:
уголовное дело в отношении Газимагомадова, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а, б" ч. 3 ст. 111 УК РФ, постановлением от 22 марта 2010 г. прекращено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, в связи с непричастностью к совершению преступления.
Газимагомадов обратился в Гагаринский районный суд города Москвы с ходатайством о возмещении ему в порядке реабилитации имущественного вреда, причиненного в результате уголовного преследования в виде понесенных расходов на оплату квалифицированной юридической помощи, оказанной адвокатом при расследовании уголовного дела, и заработной платы, которой он лишился в результате уголовного преследования.
Постановлением Гагаринского районного суда города Москвы от 29 апреля 2011 г. суд обязал Министерство финансов Российской Федерации возместить Газимагомадову И. М. за счет казны Российской Федерации материальный ущерб, причиненный ему незаконным уголовным преследованием, в сумме 366 727 рублей 25 копеек.
Не согласившись с данным постановлением, заместитель прокурора Северного административного округа города Москвы Егоров указывает, что постановление суда является незаконным и необоснованным.
Отмечает, что в ходе судебного заседания ходатайство представителями прокуратуры об истребовании дополнительных документов, подтверждающих наличие у Газигамадова соглашения с адвокатом Кудакиным Н.Н. на оказание юридических услуг немотивированно отклонено и при вынесении решения данные доводы учтены не были.
Считает, что суд не учел обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы суда, и не мотивировал принятое решение о возмещении ущерба в сумме 166 727 рублей 25 копеек.
Обращает внимание на то, что заявителем не представлен график работы, позволяющий произвести расчет заработной платы, которой Газигамадов лишился в результате уголовного преследования.
Просит постановление суда отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит постановление судьи подлежащим отмене на основании п. 1. ч. 1 ст. 379, ст. 380 УПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, причиненного гражданину в результате уголовного преследования, в том числе сумм, затраченных им на оказание юридической помощи, и заработной платы, которой он лишился в результате уголовного преследования.
Принимая решение о возмещении в порядке реабилитации Газимагомадову имущественного ущерба и расходов, понесенных на оплату квалифицированной юридической помощи, оказанной адвокатом при расследовании уголовного дела, суд действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с уголовно-процессуальным законом (главой 18 УПК РФ), регулирующим вопросы, связанные с правом лица на реабилитацию.
Вместе с тем, для правильного разрешения исковых требований необходимо в стадии судебного разбирательства тщательно проверить обоснованность этих требований и достоверность представленных заявителем материалов в подтверждение этих требований.
Однако в представленных в судебную коллегию материалах отсутствуют сведения о том, что этот вопрос был надлежащим образом исследован судом.
Так, согласно ст. 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Существенными условиями соглашения являются указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, а также на его принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате; предмет поручения; условия и размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь.
В соответствии с указанным Законом необходимо выяснить, заключалось ли указанное в квитанции соглашение от 17 октября 2009 г. на осуществление защиты Газимагомадова по данному уголовному делу; был ли открыт лицевой счет адвокатского кабинета в банке; обязан ли адвокат зачислять получаемую по квитанциям оплату своих услуг на лицевой счет либо существует практика получения им денежных средств от клиентов по имеющимся в материалах дела квитанциям без зачисления их на лицевой счет и др.
Порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определен Инструкцией, утвержденной Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР и Министерством финансов СССР от 2 марта 1982 года.
В соответствии с указанной выше Инструкцией размер подлежащего возмещению заработка и других доходов, являющихся основным источником средств к существованию лица, которых он лишился в результате незаконных действий, определяется исходя из среднемесячного заработка гражданина на момент причинения ущерба, который исчисляется для рабочих и служащих - применительно к Правилам возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с их работой.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует справка о среднемесячном заработке, которого Газимагомадов лишился в результате уголовного преследования.
Таким образом, учитывая, что решение принято на основании не полно проверенных в судебном заседании доказательств оно не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
Постановление Гагаринского районного суда города Москвы от 29 апреля 2011 года, которым суд обязал Министерство финансов Российской Федерации возместить Газимагомадову И. М. за счет казны Российской Федерации материальный ущерб, причиненный ему незаконным уголовным преследованием, в сумме 366 727 рублей 25 копеек, - отменить, материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.