Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2011 г. по делу N 33-13589
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Н.И. Лукашенко,
судей А.Н. Пономарёва, Л.Н. Сорокиной,
при секретаре А.С. Маслёнкине
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по кассационным жалобам В.В. Крюкова и его представителя С.В. Крюкова на решение Басманного районного суда г. Москвы от 15 декабря 2010 года по делу по заявлению В.В. Крюкова к Управе Басманного района г. Москвы и должностным лицам Управы Басманного района г. Москвы, заместителю директора ГБУ "Развитие Московского Региона" (далее - ГБУ "РМР") И.В. Зеликину, Префектуре ЦАО г. Москвы, заместителю Префекта ЦАО г. Москвы А.В. Литошину о признании незаконным действий (бездействия), об обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, которым в удовлетворении заявления отказано, установила:
В.В. Крюков обратился в суд с указанным выше иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управе Басманного района г. Москвы и должностным лицам Управы Басманного района г. Москвы, заместителю директора ГБУ "РМР" И.В. Зеликину, Префектуре ЦАО г. Москвы, заместителю Префекта ЦАО г. Москвы А.В. Литошину об обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, ссылаясь на отказ заинтересованных лиц в предоставлении ему земельного садового участка.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 15 декабря 2010 года постановлено: в удовлетворении заявления Крюкова В.В. о признании незаконным действий (бездействий) Управы Басманного района г. Москвы, должностного лица Управы Басманного района г. Москвы Поповой А.А., заместителя директора ГБУ "РМР" Зеликина И.В., Префектуры ЦАО г. Москвы, должностного лица - заместителя Префекта ЦАО г. Москвы Литошина А.В., обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению прав, отказать.
В кассационных жалобах В.В. Крюкова и его представителя С.В. Крюкова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель В.В. Крюкова - С.В. Крюков, по доверенности от 11 сентября 2009 года, доводы кассационных жалоб поддержал.
Представитель Префектуры ЦАО г. Москвы - Т.В. Курегешева, по доверенности от 27 мая 2011 года, представитель ГБУ "РМР" - И.В. Трегубова, по доверенности от 1 марта 2011 года, просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 354 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, дважды не явившихся в заседание суда второй инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя В.В. Крюкова представителя Префектуры ЦАО г. Москвы, представителя ГБУ "РМР", обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что В.В. Крюков проживает в г. Москве с 28 декабря 2005 года, имеет статус инвалида второй группы и ветерана труда.
25 июля 2007 года В.В. Крюков обратился в Управу Басманного района г. Москвы с заявлением о включении в список очередников для обеспечения садовым участком без права продажи.
С 9 августа 2007 года В.В. Крюков включен в указный список, о чем ему было сообщено письмом заместителя Управы Басманного района г. Москвы.
До настоящего времени земельным участком В.В. Крюков не обеспечен, о причинах непредставления земельного участка В.В. Крюков проинформирован должностными лицами Управы Басманного района г. Москвы (письмо от 17 июля 2009 года), Префектуры ЦАО г. Москвы (письмо от 3 марта 2010 года) и ГБУ "РМР" (письмо от 9 марта 2010 года).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что предоставление земельных участков в соответствии с законом происходит в порядке очередности постановки граждан на учет в соответствии с имеющимся льготным списком. К моменту рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела, на 1 октября 2010 года, значительная категория граждан, из числа льготных категорий, в том числе 201 инвалид и участник Великой Отечественной войны не были обеспечены земельными участками.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что предоставление заявителю, который не обладает правом внеочередного получения земельного участка, а равно на предоставление земельного участка ранее указанной выше льготной категории лиц, не отвечает принципам справедливости.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам кассационных жалоб не имеется.
В соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В силу ст. 29 того же Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с названными нормами материального права Правительством г. Москвы издано Постановление от 3 ноября 2009 года N 1205-ПП "О ходе выполнения комплекса мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", которым Департаменту земельных ресурсов г. Москвы совместно с ГУП "РМР" поручено учесть обеспечение оформления и переоформления садовых земельных участков в первую очередь для инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдов погибших в годы войны и тружеников тыла.
В дальнейшем, 21 ноября 2006 года, Правительством г. Москвы принято Постановление N 909-ПП "О городской целевой среднесрочной программе дальнейшего развития коллективного садоводства для жителей г. Москвы на 2007-2009 годы", в соответствии с которым полномочия по осуществлению мероприятий ежегодного формирования и реализации инвестиционных программ развития коллективного садоводства в Московской и сопредельных областях переданы ГБУ "РМР".
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
При этом специальной нормой, подпунктом 7 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", направленной на социальную поддержку инвалидов войны и инвалидам боевых действий, последним гарантировано, среди прочего, преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
При таком положении дел суд, установив, что по состоянию на 1 октября 2010 года в префектуре ЦАО г. Москвы на очереди на выделение садового земельного участка стоят 3 782 гражданина из числа лиц льготных категорий, в том числе 201 инвалид и участник Великой Отечественной войны, 19 вдов погибших в годы Великой Отечественной войны, 95 воинов-интернационалистов, пришёл к правильному выводу о том, что предоставление земельного участка в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войны инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также инвалидам боевых действий является реализацией установленной законом гарантий для данной категории лиц, а потому обжалуемые действия заинтересованных лиц не нарушают прав заявителя, который к указанной льготной категории граждан не относится.
В соответствии c ч. 4 ст. 258 Гражданского кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "ч. 4 ст. 258 Гражданского кодекса РФ" имеется в виду "ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ"
Довод жалоб о том, что другие граждане, относящиеся к той же, что и заявитель льготной категории, уже получили земельные участки, нельзя признать основанием для отмены решения суда, поскольку предоставление земельного участка какому-либо конкретному лицу не являлось предметом судебной проверки по настоящему делу.
Другие доводы жалоб не опровергают вывод суда о том, что обеспечение заявителя земельным участком не может быть произведено ранее чем названной выше категории лиц, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалоб не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 366, ст. 360, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2011 г. по делу N 33-13589
Текст определения официально опубликован не был