Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2011 г. N 33-16206
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Григорьевой С.Ф., Михалевой Т.Д.,
при секретаре Фомичевой А.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Григорьевой С.Ф. дело по кассационной жалобе Савенко Т.Н. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Савенко Т.Н. о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы в заключении договора аренды на 49 лет земельного участка размером ... кв. м по адресу ..., понуждении подготовить проект договора аренды на этот земельный участок и заключить договор аренды на этот же земельный участок отказать. Установила:
Савенко Т.Н. обратилась в суд с заявлением на действия Департамента земельных ресурсов г. Москвы, в котором просит признать отказ в заключении договора аренды на 49 лет земельного участка площадью ... кв. м. по адресу: ... незаконным, обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы подготовить проект договора аренды на 49 лет вышеуказанного земельного участка по адресу: ... в соответствии с законодательством г. Москвы, обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключить с ней договор аренды на 49 лет земельного участка по указанному адресу.
В обоснование заявления Савенко Т.Н. указала, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., 02.12.2009 года она обратилась в Департамент земельных ресурсов г. Москвы по вопросу оформления договора аренды на земельный участок, на котором расположен дом, однако 26.09.2010 года Департамент земельных ресурсов г. Москвы отказ в оформлении договора аренды, ссылаясь на наличие отрицательного заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Савенко Т.Н. считает данный отказ незаконным, необоснованным, нарушающим ее права, в связи с чем она обратилась в суд.
В судебном заседании представители заявителя Копаница С.Н., Гарин Е.Д. по доверенности поддержали заявленные требования.
Представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы Зайцев А.В. по доверенности в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель Правительства Москвы Цветкович Т.Л. по доверенности в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Вольф И.С. по доверенности в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Козырева Г.А. по доверенности в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель государственного природоохранного бюджетного учреждения г. Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Северо-Западному административному округу города Москвы" в судебное заседание не явился, извещен.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Савенко Т.Н.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, выслушав представителя заявителя Савенко Т.Н. по доверенности Попову А.М., представителя заинтересованного лица ДЗР г. Москвы по доверенности Леонову Т.А., представителя заинтересованных лиц Правительства г. Москвы и ДЗР г. Москвы по доверенностям Валееву И.Р., представителя заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы по доверенности Болтнева И.В., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены прав и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом первой инстанции установлено, что Савенко Т.Н. является собственником жилого дома по адресу: ..., общей площадью ... кв. м., жилой площадью ... кв. м. на основании договора купли-продажи (л.д. 10).
02.12.2009 года Савенко Т.Н. обратилась в Департамент земельных ресурсов города Москвы по вопросу оформления договора аренды на земельный участок по данному адресу.
По результатам рассмотрения данного обращения Департаментом земельных ресурсов города Москвы в адрес Савенко Т.Н. направлено письмо от 26.09.2010 года, согласно которому в оформлении договора аренды на земельный участок размером ... кв. м по данному адресу было отказано.
По мнению представителей заявителя Гарина Е.Д., Копаница С.Н., данный отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы незаконен, нарушает право Савенко Т.Н. на реализацию исключительного права аренды спорного земельного участка, закрепленного в Конституции РФ, ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, гражданском законодательстве РФ. При этом, суд обоснованно отклонил данные доводы заявителя, поскольку они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п. 1 ст. 20 Устава города Москвы в собственности города Москвы находится земля в пределах города.
Пунктом 1 ст. 27 Устава города Москвы предусмотрено, что к ведению органов исполнительной власти города Москвы относится управление и распоряжение собственностью города Москвы.
Из письма Департамента земельных ресурсов города Москвы от 26.09.2010 года в адрес Савенко Т.Н. следует, что договор аренды на земельный участок по адресу: ... не может быть оформлен ввиду наличия отрицательного заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 02.07.2010 года N 05-06-100/10. (л.д. 19).
По заключению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы земельный участок по адресу: ..., площадью ... кв. м. расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский" на основании постановлений Правительства Москвы от 21.07.1998 года N 364 "О мерах по развитию территорий природного комплекса Москвы" и от 01.11.2005 года N 863-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский" (л.д. 20).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления Правительства Москвы от 21.07.1998 года следует читать как "N 564"
Согласно сообщению Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы земельный участок по адресу: ... и в границах, обозначенных на ситуационном плане, входит в состав особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский". Территориальная схема особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский", определяющая режимы охраны, использования и регулирования градостроительной деятельности территории, утверждена постановлением Правительства Москвы от 01.11.2005 года N 863-ПП. Согласно представленному разбивочному чертежу-акту от 24.10.2008 года N 153 участок расположен в границах территории с режимом регулирования градостроительной деятельности N 2, где разрешается новое озеленение и благоустройство, реконструкция инженерных сетей, пешеходных дорог и проездов, зданий и сооружений, а также ограниченное новое строительство объектов, необходимых для содержания территории и деятельности хозяйствующих субъектов, не противоречащей установленному назначению территории (л.д. 13-14).
В силу ст. 21 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" природно-исторический парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры.
Природно-исторические парки образуются на природный территориях, включающих памятники истории и культуры садово-паркового искусства.
Природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закон определяет сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства г. Москвы 21.07.1998 года N 564 "О мерах по развитию природного комплекса г Москвы" образована особо охраняемая природная территория "Природно-исторический парк "Тушинский".
Постановлением Правительства Москвы от 05.12.2006 N 944-ПП "Об утверждении Положения о природно-историческом парке "Тушинский" утверждено Положение о природно-историческом парке "Тушинский".
В соответствии с п. 3.2. вышеуказанного Положения на территории природно-исторического парка "Тушинский" выделены функциональные зоны, в том числе и участки сторонних пользователей.
П. 3.4. Положения о природно-историческом парке "Тушинский" установлено, что:
- все пользователи земель в границах природно-исторического парка "Тушинский" обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории;
- пользователи земельных участков подписывают охранные обязательства по обеспечению сохранности на занимаемых ими земельных участках природных сообществ и объектов, соблюдению установленного режима охраны.
Охранные обязательства оформляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по заявлению собственника, владельца, пользователя земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве, на основании представленного пользователем земельного участка пакета документов.
Вышеуказанное положение закреплено п. 4 постановления Правительства Москвы от 09.04.2002 N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Предоставление в пользование земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий и продление договоров аренды осуществляются с соблюдением особого правового режима и при наличии согласования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Данное положение установлено п. 3 постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 N 854-ПП "О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве".
Статьей 2 Закона города Москвы от 26.09.2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" к категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве отнесены и природно-исторические парки.
Постановлением Правительства Москвы от 01.11.2005 года N 863-ПП "О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Тушинский" утверждена территориальная схема сохранения и развития ООПТ "Природно-исторический парк "Тушинский".
Согласно п. 1.1 и п. 3.3 Положения о природно-историческом парке "Тушинский", утвержденному постановлением Правительства Москвы от 05.12.2006 г. N 944-ПП, природно-исторический парк "Тушинский" - особо охраняемая природная территория города Москвы, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении.
На территории природно-исторического парка "Тушинский" запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка "Тушинский".
Согласно п. 8.5 указанного Положения земельные участки в границах особо охраняемой природной территории - природно-исторического парка "Тушинский" предоставляются государственному природоохранному учреждению "Природно-исторический парк "Тушинский", осуществляющему охрану, содержание и использование парка в постоянное (бессрочное) пользование в установленном порядке в границах, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 01.11.2005 г. N 853-ПП "О корректировке границ особо охраняемой природной территории "Природный парк "Тушинский", за исключением земельный участков сторонних землепользователей, права которых оформлены в установленном порядке.
Согласно ст. 15 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" после принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств и внесения соответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения и пользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматривается обеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данного участка Оформление охранного обязательства осуществляет специально уполномоченный орган Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 г. N 47-ПП "О совершенствовании управления особо охраняемыми природными территориями в городе Москве" функции специально уполномоченного органа по управлению особо охраняемыми природными территориями в городе Москве возложены на Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 09.04.2002 года N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" охранные обязательства по утвержденной форме оформляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды по представлению директора государственного природоохранного учреждения, осуществляющего охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории.
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.
Савенко Т.Н. просит обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы подготовить договор аренды земельного участка именно площадью ... кв. м., поскольку по ее заявлению произведены кадастровые работы Департаментом земельных ресурсов Москвы, имеется кадастровый паспорт на данный земельный участок.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что площадь и границы земельного участка (... кв. м.) значительно больше, чем площадь жилого дома (... кв. м.), находящегося в собственности Савенко Т.Н.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Из объяснений представителей Департамента земельных ресурсов г. Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Правительства Москвы следует, что предоставление земельного участка в заявленных Савенко Т.Н. границах и размерах в ... кв. м на особо охраняемой природной территории может привести к необоснованному ограничению доступа на территорию посетителей парка.
Указанные доводы основаны на положениях Конституции РФ и требованиях закона.
Суд правильно указал в решении на то, что наличие у заявителя Савенко Т.Н. схемы расположения земельного участка и определение границ не может является основанием для понуждения заключить договор аренды.
При этом, суд верно принял во внимание, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы не уполномочен принимать решения об оформлении земельно-правовых отношений в отношении участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, поскольку согласно п. 2 ст. 14 Закона г. Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве", п. 1, 1.7 приложения N 2 к постановлению Правительства Москвы от 31.03.1992 года N 174а, эти вопросы относятся к компетенции Правительства Москвы.
Представитель Правительства Москвы Цветкович Т.Л. в судебном заседании пояснила, что соответствующее решение Правительства Москвы о предоставлении истребуемого участка в аренду Савенко Т.Н. отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требования, поскольку оснований для признания незаконными действий Департамента земельных ресурсов г. Москвы, отказавшего Савенко Т.Н. в заключении договора аренды на 49 лет земельного участка размером ... кв. м по адресу: ..., не имеется.
Суд правильно указал в решении на то, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы вправе оформлять земельно-правовые отношения только на основании решений органов власти г. Москвы, правомочных в силу статьи 29 ЗК РФ принимать решения о предоставлении земельных участков.
Кроме того, суд также указал, что права и свободы Савенко Т.Н. действиями Департамента земельных ресурсов г. Москвы не нарушены, решение Департаментом земельных ресурсов г. Москвы принято в пределах предоставленных полномочий.
На основании ст. 271 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЗК РФ Савенко Т.Н. имеет право пользования земельным участком под принадлежащей ей на праве собственностью недвижимостью, это право заявителя никем не оспаривается и не нарушено.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции учтено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сообщил Савенко Т.Н. о возможности предоставления ей в аренду земельного участка в границах здания, установленных бюро технической инвентаризации, и территории, непосредственно необходимой для эксплуатации жилого дома, с одновременным подписанием охранного обязательства по обеспечению сохранности и использованию особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Тушинский". Изложенная позиция соответствует особому правовому режиму земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости.
Судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку.
Доводы кассационной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, алогичны заявленному иску и не могут служить основанием к отмене решения суда.
В кассационной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Нарушений норм Гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу установлено не было.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2011 г. N 33-16206
Текст определения официально опубликован не был