Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 2 июня 2011 г. N 33-16892
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Федерякиной М.А.,
и судей Владимировой Н.Ю., Лемагиной И.Б.,
при секретаре Козлове В.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по кассационной жалобе Мананникова Виктора Петровича на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 02.12.2010 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Мананникова Виктора Петровича к Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N 7 по г. Москве и Московской области о признании на получение второй пенсии и обязании произвести перерасчет пенсии - отказать, установила:
истец Мананников В.П. обратился в суд с иском к ГУ - Главному управлению ПФР N 7 по городу Москве и Московской области о признании права на получение второй пенсии по старости с 22.05.1999 г., а также об обязании произвести перерасчет пенсии по инвалидности за период с 04.06.1994 г. по 04.06.1997 г.
Свои требования истец мотивирует тем, что с 1962 года по 1964 год проходил действительную военную службу в военно-строительном отряде в/ч 11855. В июле 1964 года при прохождении службы, работая на военном объекте, завалило землей. В результате чего был травмирован, с 30.07.64 г. по 20.08.64 г. находился на лечении в медицинской части, затем был предоставлен отпуск по болезни продолжительностью 45 дней, после чего был уволен из рядов СА по болезни. Пенсия по инвалидности была установлена только в 1997 году.
Истец обращался в 2009 году в суд с требованием об установлении юридического факта получения инвалидности в 1964 году, в удовлетворении которого отказано, в связи с чем обращается с требованием о перерасчете пенсии по инвалидности, поскольку не установление инвалидности в 1964 году, сразу после получения травмы, повлекло неполучение им пенсии за период с 1964 года до 04.06.1997 г. При этом просит произвести выплату пенсии по инвалидности за трехлетний период, с 04.06.1994 г. по 04.06.1997 г.
Кроме того, истец полагает, что имеет право на одновременное получение двух пенсий, поскольку причиной установления инвалидности послужило заболевание, полученное в период прохождения службы в военно-строительном отряде. Ссылаясь в обоснование заявленного требования на ст. 59 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995 г., п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", истец просит признать за ним право на получение второй пенсии по старости с 22.05.1999 г.
Истец Мананников В.П. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности от 26.08.2010 г. Булахова В.В. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела.
Судом постановлено решение, об отмене которого в своей кассационной жалобе просит Мананников В.П., считая решение неправильным.
Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривалось сторонами, истец впервые обратился в бюро МСЭ по вопросу установления группы инвалидности в 1997 году. По результатам первичного освидетельствования в 1997 году и повторного освидетельствования в 1998 году был признан инвалидом третьей группы бессрочно с причиной "заболевание получено в период прохождения службы в военно-строительном отряде" (л.д. 15).
В соответствии с п. 19 постановления Правительства РФ от 13.08.1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", действующего в период первичного обращения истца по вопросу установления инвалидности, датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.
Аналогичные нормы содержатся в п. 11 раздела 2 постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", действующего на момент рассмотрения дела.
В силу ст. 119 ФЗ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 г. N 340-1 пенсия по инвалидности может быть установлена со дня установления инвалидности, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня. Во всех случаях пенсия назначается не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Поскольку истец был признан инвалидом только в 1997 году, и с этого момента у него возникло право на получение пенсии по инвалидности, то суд пришел к правильному выводу о том, что требование о перерасчете пенсии по инвалидности за трехлетний период с 04.06.1994 г. по 04.06.1997 г., предшествующий установлению инвалидности, не основано на законе и подлежит отклонению.
Рассматривая требование истца о признании права на получение второй пенсии по старости с 22.05.1999 г., суд считает правомерно указал на то, что право на назначение и на одновременное получение двух пенсий по старости пенсионным законодательством Российской Федерации не предусмотрено и ранее не предусматривалось, в связи с чем данное обстоятельство является безусловным основанием для отклонения заявленного требования.
Судом было установлено, что на момент обращения с настоящим иском истец уже является получателем пенсии по старости, назначенной ему в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, и получателем ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид III группы, следовательно, законных оснований для признания права на получение второй пенсии по старости с 22.05.1999 г. не имеется.
Наряду с изложенным, суд принял во внимание, что истец в обоснование данного требования сослался на п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым предусмотрено право на получение двух пенсий гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Данная норма права предполагает наряду с получением пенсии по инвалидности одновременное получение трудовой пенсии по старости. В связи с чем суд усмотрел необходимость рассмотрения требования истца о признании права на получение двух пенсий по заявленному основанию.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17 утверждено разъяснение N 1 от 15.04.2003 г. "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 N 317), согласно которому федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: общее заболевание; инвалид с детства; профессиональное заболевание; трудовое увечье; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ПО "Маяк"; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Данное разъяснение принято в целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот.
В соответствии с п. 7 указанных Разъяснений причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие заболевания, полученного при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 8 Разъяснений причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Факт получения в период военной службы заболевания либо увечья (ранения, травмы, контузии), не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой ВВК, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива.
Рассматриваемые Разъяснения соответствуют аналогичным нормам, содержащимся в пп. 1 п. 2 и в пп. 2. п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, действующее законодательство разграничило такие виды заболеваний как "заболевание, полученное вследствие военной травмы", которое непосредственно связано с исполнением обязанностей военной службы, и "заболевание, полученное в период военной службы", не связанное с исполнением обязанностей военной службы. И как следствие разграничило причины инвалидности, в зависимости от вида полученного заболевания. Различие в видах заболевания и причинах инвалидности влечет нетождественные правовые последствия.
Так, в силу п. 1 ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 данного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
В то время как для граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период военной службы, право на одновременное получение двух пенсий (пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости) законом не предусмотрено.
Поскольку причиной инвалидности истца послужило заболевание, полученное в период прохождения службы в военно-строительном отряде, а не вследствие военной травмы, то суд пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований на получение одновременно двух пенсий у истца не возникло.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд принял во внимание, что истец не обращался в ГУ - Главное управление ПФР N 7 по городу Москве и Московской области по вопросу назначения одновременно двух пенсий ни в момент достижения шестидесятилетия в 1999 году, ни в настоящее время, сведений об изменении причины инвалидности с "заболевание получено в период прохождения службы в военно-строительном отряде" на "военная травма" ответчику не представлял. Судом установлено, что причина инвалидности истца в установленном порядке не пересматривалась.
Судом правильно указано на то, что процедура назначения пенсий, их перерасчета и пересмотра носит заявительный характер, что влечет необходимость обращения заявителя в соответствующие пенсионные органы, а поэтому предъявление настоящего иска к ГУ - Главному управлению ПФР N 7 по г. Москве и Московской области без предварительного обращения к последнему, не соответствует действующим правилам.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда 1-ой инстанции и опровергающих его выводы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Преображенского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мананникова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.