Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 июня 2011 г. N 33-17847/2011
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Овсянниковой М.В.
и судей Пильгановой В.М., Карпушкиной Е.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по частной жалобе Караваева А.С. на определение Бутырского районного суда г. Москвы от 19 июля 2010 года, которым постановлено:
заявление Караваева А.С. к Бородину Д.Ю., Сахарову А.М., Авраменко А.В. о признании договоров купли-продажи квартиры недействительными возвратить заявителю, установила:
истец Караваев А.С. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам Бородину Д.Ю., Сахарову А.М., Авраменко А.В. о признании договоров купли-продажи квартиры недействительными.
Определением суда от 18 июня 2010 года данное исковое заявление оставлено без движения. В качестве мотива оставления искового заявления Караваева А.С. без движения в определении суда указано на то, что истцу необходимо уточнить исковые требования, указать цель и значимые для его правовые последствия признания договоров купли-продажи спорного жилого помещения недействительными. При этом Караваеву А.С. было предложено в срок 16 июля 2010 года устранить недостатки.
19 июля 2010 года суд постановил указанное выше определение, об отмене которого просит по доводам частной жалобы Караваев А.С.
Заявитель Караваев А.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд кассационной инстанции не явился.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 354 ГПК Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие заявителя Караваева А.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит, что определение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований закона.
Согласно ч. 1 ст. 136 ГПК Российской Федерации судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.
В силу ч. 2 ст. 136 ГПК Российской Федерации в случае, если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, перечисленные в определении, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами.
Возвращая исковое заявление Караваева А.С., суд первой инстанции указал на то, что истец в установленный срок не исполнил определение суда от 18 июня 2010 года и не устранил отмеченные недостатки.
С данным выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия.
Из представленных материалов усматривается, что 13 июля 2010 года от Караваева А.С. поступило в суд ходатайство о принятии искового заявления к производству, в котором он уточнил исковые требования, просив на основании п. 3 ст. 250 ГК Российской Федерации перевести на него права и обязанности покупателя (л.д. 11-12).
Возвращая исковое заявление, суд не учел данное ходатайство, поступившее в Бутырский районный суд в установленный срок.
При таком положении, у суда не имелось достаточных оснований для возвращения заявления по правилам ч. 2 ст. 136 ГПК Российской Федерации, и обжалуемое определение подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований закона.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что мотивы, приведенные в определении суда от 18 июня 2010 года об оставлении искового заявления Караваева А.С. без движения, не могли служить основанием для оставления искового заявления без движения, поскольку они не свидетельствуют о том, что исковое заявление не отвечает требованиям ст. 131, 132 ГПК Российской Федерации.
Кроме того, оставляя исковое заявление Караваева А.С. без движения, суд не учел, что в силу ст. 147 ГПК Российской Федерации по каждому гражданскому делу является обязательной подготовка дела к судебному разбирательству, задачами которой в соответствии со ст. 148 ГПК Российской Федерации являются уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; примирение сторон.
При таких обстоятельствах определение суда о возвращении искового заявления Караваева А.С. по основаниям, указанным в обжалуемом определении является неправомерным, данное определение не соответствует требованиям ГПК Российской Федерации и подлежит отмене с передачей вопроса на рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 366, 374 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия определила:
определение Бутырского районного суда г. Москвы от 19 июля 2010 года отменить, передать вопрос на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.