Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля 2011 г. N 33-18341
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Лопаткиной А.С., Раскатовой Н.Н.,
при секретаре Крупенченко И.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лопаткиной А.С. дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 21 марта 2011 года, которым постановлено:
исковые требования Григорьевой Ольги Константиновны к ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы и обязании назначить пенсию удовлетворить.
Обязать ГУ - ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области включить в стаж Григорьевой О.К., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 01 июля 1992 года по 31 марта 1994 года, с 01 ноября 1999 года по 29 июля 2001 года, с 16 мая 2003 года по 18 августа 2003 года, с 01 января 2002 года по 20 марта 2002 года и назначить пенсию с момента возникновения права. Установила:
Григорьева О.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ - ГУ ПФР N 8) об обязании включить в стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы с 01 июля 1992 года по 31 марта 1994 года, с 01 ноября 1999 года по 29 июля 2001 года, с 16 мая 2003 года по 18 августа 2003 года, с 01 января 2002 года по 20 марта 2002 года и назначить пенсию с момента возникновения права на пенсию, мотивируя требования тем, что ей не обоснованно было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с лечебной работой.
Истец Григорьева О.К. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, полагая их необоснованными.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного в кассационной жалобе просит ответчик ГУ - ГУ ПФР N 8.
Истец Григорьева О.К. в заседание судебной коллегии не явилась, о слушании дела извещена, об уважительных причинах своей неявки судебной коллегии не сообщила. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ГУ - ГУ ПФР N 8 Карева С.Ю., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что Григорьева О.К. обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 8 с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, однако решением комиссии N ... по пенсионным вопросам ГУ - ГУ ПФР N 8 ей было отказано со ссылкой на то, что отсутствует требуемый законом стаж лечебной работы (не менее 30 лет).
Так, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не были включены периоды работы с 01 июля 1992 года по 31 марта 1994 года в должности заведующей здравпункта в ТОО "...", так как должность и учреждение не предусмотрены списком должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, с 01 ноября 1999 года по 29 июля 2001 года, с 16 мая 2003 года по 18 августа 2003 года в должностях заведующей здравпункта - фельдшера, фельдшера здравпункта в Городской поликлинике N ..., так как должности не предусмотрены списком должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, с 01 января 2002 года по 20 марта 2002 года в должности главной медицинской сестры в МСЧ ФГУП НПП "...", так как не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы.
Разрешая спор, суд исходил из вывода о том, что истец осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласиться с подобным выводом суда нельзя по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Федеральный закон от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Так, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного образования направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, определение списка соответствующих должностей и учреждений в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 01.11.1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464.
То обстоятельство, в чьем ведении находится лечебная организации и кому принадлежит закрепленное за ней имущество само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий (определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 года N 277-О).
Исходя из приведенных правовых норм, при разрешении спора суду следовало выяснить, включены ли должности и учреждения, в которых истец Григорьева О.К. работала в спорные периоды времени, в списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии законодателем связывается не с любой лечебной работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Дифференциация условий реализации права на трудовую пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2004 года N 81-О.
В том случае, если Григорьева О.К. считает, что периоды ее работы в определенных должностях и учреждениях, не поименованных в Списке, подлежат зачету в специальный трудовой стаж работы, то вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии, следовало решить суду исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, а именно: характера и специфики, условий фактически осуществляемой истцом работы, выполняемых ею функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых она работала, и т.п. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Принимая решение об обязании ГУ - ГУ ПФР N 8 назначить Григорьевой О.К. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права на пенсию, суд не определил дату, с которой назначается пенсия, и не учел, что согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку решение суда вынесено с нарушением норм материального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Данное решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Вынести новое решение по делу не представляется возможным, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 21 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 июля 2011 г. N 33-18341
Текст определения официально опубликован не был