Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 июля 2011 г. N 33-22033
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Ермиловой В.В.
и судей Аванесовой Г.А., Грицких Е.А.,
при секретаре Кикеевой Л.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грицких Е.А. дело по кассационной жалобе представителя истца Абрамова Ю.Ю. по доверенности Буравковой М.В. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 04 мая 2011 г., которым постановлено:
в удовлетворении требований Абрамова Ю.Ю. к управе Даниловского района г. Москвы о признании распоряжения о снятии с учета по улучшению жилищных условий незаконным, восстановлении на учете по улучшению жилищных условий - отказать, установила:
Абрамов Ю.Ю. обратился в суд с иском управе Даниловского района г. Москвы, просит признать распоряжение главы управы Даниловского района г. Москвы от ... года N ... незаконным, восстановить его на учете по улучшению жилищных условий, ссылаясь на то, что правовых оснований для снятия его с учета у ответчика не имелось.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика управы Даниловского района г. Москвы в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просит представитель истца по доверенности Буравкова М.В.
В заседание судебной коллегии представитель ответчика управы Даниловского района г. Москвы не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав истца объяснения истца Абрамова Ю.Ю., представителя третьего лица Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности Дементьева С.И., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом установлено, что Абрамов А.Ю., Абрамова Л.А., Абрамова С.Б., Беленов С.А., Абрамов Ю.Ю. были зарегистрированы и проживали в комнате ... кв. м, общей площадью ... кв. м двухкомнатной коммунальной квартиры N ... по адресу: ..., в связи с чем состояли на учете по улучшению жилищных условий по категории "общие основания". Собственником указанной комнаты на основании договора купли-продажи от ... года является истец Абрамов Ю.Ю. Распоряжением главы управы Даниловского района г. Москвы от ... года N ... Абрамов А.Ю., Абрамова Л.А. были сняты с учета в связи со смертью, Абрамов С.Б., Беленов С.А. - в связи с изменением места жительства. Данным распоряжением Абрамов Ю.Ю. был оставлен один на учете очередников округа 1989 года по категории "общие основания", как необеспеченный жилой площадью в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона города Москвы от 15.01.2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".
Распоряжением главы управы Даниловского района г. Москвы от ... года N ... Абрамов Ю.Ю. был снят с учета по улучшению жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 15, ч. 4 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения".
Поскольку истец обеспечен жильем по норме предоставления, занимаемая им общая площадь жилого помещения составляет ... кв. м, суд пришел к выводу о том, что оснований восстановления его на жилищном учете не имеется. При этом суд в решении указал, что у истца отсутствовали основания состоять на жилищном учете, поскольку согласно п. 5 ст. 2 Закона г. Москвы от 15.01.2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы", утратившего силу с 05.08.2006 года, норма постановки на учет для квартир коммунального заселения была установлена в размере 15 квадратных метров общей площади.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 20 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жилые помещения, которые предоставляются жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или приобретаются в собственность жителями города Москвы с помощью города Москвы, должны иметь площадь в пределах нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина или семьи определенного состава и численности.
Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 кв. м, на одного человека.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 14 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы:
1) до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий;
2) до выявления предусмотренных статьей 15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", граждане подлежат снятию с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Учитывая, что истец занимает жилое помещение общей площадью 22 кв. м, а в соответствии с действующим законодательством граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в пределах нормы предоставления, которая составляет 18 кв. м, был поставлен на учет по категории "общие основания" в другую категорию, предусмотренную для граждан, проживающих в условиях коммунального заселения (например, категория "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", которая была предусмотрена Законом г. Москвы от 15.01.2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы") не переводился, суд пришел к обоснованному выводу о том, что он обеспечен жилым помещением по установленной норме, законных оснований для дальнейшего нахождения его на жилищном учете не имеется.
Довод кассационной жалобы о том, что граждане, принятые на учет до 2005 года, сохраняют право стоять на этом учете до получения ими жилья по договорам социального найма, не влечет отмену решения суда, исходя из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанной статьи гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П, положения ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Как следует из материалов дела, основания по категории "общие основания", которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали истцу право на постановку на учет в связи со смертью Абрамова А.Ю., Абрамовой Л.А., выездом на другое место жительства Абрамовой С.Б., Беленова С.А. отпали.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона г. Москвы от 15.01.2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей г. Москвы", утратившего силу с 05.08.2006 года, норма постановки на учет была установлена в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения.
Учитывая вышеизложенное, следует вывод о том, что и по норме постановки на учет и по норме предоставления жилой площади истец жильем обеспечен, на него приходится ... кв. м общей площади жилого помещения в квартире.
Ссылка в кассационной жалобе на положения пп. 2 п. 4 ст. 5 Закона г. Москвы N 22 от 15.01.2003, предусматривающей сохранение за гражданами, проживающих в квартирах коммунального заселения, права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до получения отдельной квартиры, не может быть принята во внимание, поскольку, во-первых, указанный Закон утратил силу в связи с принятием Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29; во-вторых, согласно п. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 5 Закона г. Москвы N 22 от 15.01.2003, на который ссылается истец, за ним сохранялось право состоять на жилищном учете в период действия указанного закона, однако право на получение отдельной квартиры и обязанность ее предоставления у ответчика не возникли. Следовательно, после вступления в силу Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", предусматривающего обязанность г. Москвы при достижении очереди предоставлять жилые помещения гражданам, состоящим на учете, в пределах нормы предоставления, он подлежит применению в части обязанности ответчика снять истца с учета, поскольку отпали основания для предоставления ему в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилого помещения.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом судебного разбирательства, что нашло отражение в мотивировочной части решения. Фактически доводы жалобы направлены на иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения, отличное от примененного судом.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 04 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя истца Абрамова Ю.Ю. по доверенности Буравковой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.